kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическая работа "Мыло" 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной практической работе применяются вещества доступные в любой школьной лаборатории. Работа для учащихся безопасна и интересна

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Мыло" 10 класс»

Практическая работа «Исследование свойств мыла».

Цель: Узнать свойства мыла, сравнить его с синтетическими моющими средствами

Опыт 1: «Гидролиз мыла». В пробирку с раствором мыла добавьте 1 каплю фенолфталеина. Что произошло? Дайте объяснения наблюдаемым явлениям. Напишите уравнение гидролиза стеарата натрия.

Опыт 2. «Отношение мыла к сильным кислотам». Налейте в пробирку 2 мл водного раствора обыкновенного хозяйственного мыла. Прибавьте туда разбавленную соляную или серную кислоту до образования хлопьев.

Какое вещество выпадает в виде хлопьевидного осадка? Объясните это явление. Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Почему мыло теряет моющие свойства в кислотной среде?

Опыт 3. «Получение нерастворимых солей». В пробирку налейте 1 мл раствор мыла, затем раствор сульфата меди (II). Объясните изменения. Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 4. «Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств».

В пробирки с растворами мыла и синтетического моющего средства добавьте по 2 мл жесткой воды (соль кальция). Что вы наблюдаете? Составьте уравнение взаимодействия хлорида кальция с мылом. Какой раствор не утрачивает моющего действия в жёсткой воде? Почему?

Опыт 5: «Способность мыла эмульгировать жиры».

Поместите 1-2 капли подсолнечного масла в две пробирки с водой. Добавьте в одну из них раствор СМС и энергично встряхните обе пробирки. Что наблюдаете? Объясните происходящие явления.

Составьте вывод.


Дополнительное задание:

Письменно ответьте на вопросы:

1. Вам пришлось стирать темные вещи с мылом в жесткой воде. После стирки остался «седой» налет. Как его устранить и что сделать, чтобы предотвратить его образование?

2. Почему жирную кожу, склонную к воспалительным процессам, не рекомендуют слишком часто мыть водой с мылом, хотя мыло хорошо удаляет кожное сало и обладает антисептическим действием?

3. Во время ВОВ и в послевоенные годы, когда был дефицит мыла, люди для мытья волос использовали процеженные настои древесной золы. Как можно объяснить применение золы для этих целей?

4. Во время ВОВ Ленинград был блокирован гитлеровцами почти на 2.5 года. Все было в Ленинграде за это время: голод, холод, нехватка лекарств, но не было эпидемий инфекционных заболеваний. А помогло ленинградцам то, что они сами варили мыло как дезинфицирующее средство из жиров различных животных – собак, крыс, кошек. Как ленинградцы проводили этот процесс?

Практическая работа «Исследование свойств мыла».

Цель: Узнать свойства мыла, сравнить его с синтетическими моющими средствами

Опыт 1: «Гидролиз мыла». В пробирку с раствором мыла добавьте 1 каплю фенолфталеина. Что произошло? Дайте объяснения наблюдаемым явлениям. Напишите уравнение гидролиза стеарата натрия (дома).

Опыт 2. «Отношение мыла к сильным кислотам». Налейте в пробирку 2 мл водного раствора обыкновенного хозяйственного мыла. Прибавьте туда разбавленную соляную или серную кислоту до образования хлопьев.

Какое вещество выпадает в виде хлопьевидного осадка? Объясните это явление. Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Почему мыло теряет моющие свойства в кислотной среде?

Опыт 3. «Получение нерастворимых солей». В пробирку налейте 1 мл раствор мыла, затем раствор сульфата меди (II). Объясните изменения. Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

Опыт 4. «Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств».

В пробирки с растворами мыла и синтетического моющего средства добавьте по 2 мл жесткой воды (соль кальция). Что вы наблюдаете? Составьте уравнение взаимодействия хлорида кальция с мылом. Какой раствор не утрачивает моющего действия в жёсткой воде? Почему?

Опыт 5: «Способность мыла эмульгировать жиры».

Поместите 1-2 капли подсолнечного масла в две пробирки с водой. Добавьте в одну из них раствор СМС и энергично встряхните обе пробирки. Что наблюдаете? Объясните происходящие явления.

Составьте вывод.


Дополнительное задание:

Письменно ответьте на вопросы:

1. Вам пришлось стирать темные вещи с мылом в жесткой воде. После стирки остался «седой» налет. Как его устранить и что сделать, чтобы предотвратить его образование?

2. Почему жирную кожу, склонную к воспалительным процессам, не рекомендуют слишком часто мыть водой с мылом, хотя мыло хорошо удаляет кожное сало и обладает антисептическим действием?

3. Во время ВОВ и в послевоенные годы, когда был дефицит мыла, люди для мытья волос использовали процеженные настои древесной золы. Как можно объяснить применение золы для этих целей?

4. Во время ВОВ Ленинград был блокирован гитлеровцами почти на 2.5 года. Все было в Ленинграде за это время: голод, холод, нехватка лекарств, но не было эпидемий инфекционных заболеваний. А помогло ленинградцам то, что они сами варили мыло как дезинфицирующее средство из жиров различных животных – собак, крыс, кошек. Как ленинградцы проводили этот процесс?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практическая работа "Мыло" 10 класс

Автор: Нечаева Людмила Владимировна

Дата: 25.01.2024

Номер свидетельства: 644721

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Конспект урока "Практическая работа. Приготовление блюд из макаронных изделий" (с применением  инновационных технологий обучения)"
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-praktichieskaia-rabota-prighotovlieniie-bliud-iz-makaronnykh-izdielii-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "311331"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459182674"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Проектная работа "Да здравствует мло душистое" "
    ["seo_title"] => string(49) "proiektnaia-rabota-da-zdravstvuiet-mlo-dushistoie"
    ["file_id"] => string(6) "207510"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430505368"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Программа внеурочной деятельности естественно-научной направленности "Академия занимательных наук" ФГОС 5 класс "
    ["seo_title"] => string(124) "proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iestiestvienno-nauchnoi-napravliennosti-akadiemiia-zanimatiel-nykh-nauk-fgos-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "115510"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412003600"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Разработка открытого урока  по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Натюрморт  в графике» (выполненный в технике «граттаж»). "
    ["seo_title"] => string(138) "razrabotka-otkrytogho-uroka-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-6-klassie-na-tiemu-natiurmort-v-ghrafikie-vypolniennyi-v-tiekhnikie-ghrattazh"
    ["file_id"] => string(6) "139073"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417635072"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "рабочая программа по химии в 10 классе  (2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(118) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-10-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "110837"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406699422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства