В поурочном плане урока описаны подробно цели и этапы урока.Приведены задания для повторения, закрепления и обобщения знаний по теме основания.Приведены этапы и результаты лабораторной работы по определению среды растворов и изменении цвета индикаторов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: формирование представления об основаниях: состав, названия, классификация.
Задачи:
Образовательная – познакомить учащихся с новым классом неорганических соединений – основаниями, рассмотреть классификацию, состав, свойства и номенклатуру оснований.
Развивающая – развивать у учащихся такие личностные качества как сосредоточенность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с таблицей растворимости.
Воспитательная – воспитывать активную жизненную позицию у учащихся; умение самостоятельно принимать те или иные решения.
Тип урока: Изложение нового материала.
Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Учебно-наглядные пособия и оборудование: растворы (NaOH, Ca(OH)2 в виде «Известковой воды»), свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований, соляная кислота, индикаторы. Таблицы растворимости кислот, оснований и солей в воде, штатив, пробирки, спиртовка, пробиркодержатель, палочки, проектор, ноутбук.
Ход урока:
I. Организационный этап (1 мин)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто отсутствует?
Сегодня мы приступим к новой теме, которая называется «Основания». Вы познакомитесь с составом оснований, их названиями, классификацией, способами получения и их свойствами. Откроем страницу __.
II. Этап актуализация знаний и навыков учащихся (5 мин)
На доске задания для 2 учеников:
а)Какая из формул соответствует оксиду азота NO, N2O5, NO2, N2O3
б). Определить валентность и подчеркнуть формулы оксидов.
H2O, AlCl3, Na2O, Na3P, MnF4, MnO
Пока ребята выполняют работу, провожу небольшой опрос:
а) Дайте определение оксидов.
б) Какие оксиды вы знаете? Приведите примеры. Что вы знаете о них?
в) Какова степень окислении кислорода в оксиде?
Проверяем выполнение заданий ребятами у доски , есть ли замечания, правильно ли выполнено задание? Оцениваем работу учащихся.
III. Новый материал.
1. Выполнить задание: распределить следующие вещества по классам, назвать их. (Fe, CO2, CaS, S, NH3, O2, Al2O3,NaOH, FeO, HCl, Fe(OH)3, Cu(OH)2)
Распределяя формулы веществ, учащиеся находят три неизвестные для них формулы: NaOH, Cu(OH)2, Fe(OH)3.
Возникает проблемная ситуация. Что же это за вещества, и к какому классу веществ, их можно отнести?
Учитель выясняет, что это сложные вещества, но в их состав входят три элемента. Все они имеют одинаковую группу атомов – ОН. Демонстрация
При выполнении любого эксперимента необходимо выполнять правила техники безопасности.
«Правила техники безопасности при работе со щелочами»
«Оказание первой помощи при попадании щелочей на кожу»
Подводим итог урока:
1.Основания или гидроксиды металлов М(ОН)n
2.Основания по растворимости делят на…
3.Качественной реакцией на щелочи является изменение окраски индикатора.
В заключение урока выполняются задания
Выберите среди перечисленных оснований растворимые в воде (щелочи):
Fe(OH)3 NaOH
КОН Sr(OH)2
Ba(OH)2 Mg(OH)2
Cu(OH)2
Вывод, мы с вами познакомились с новым классом. Каким? (Основания). Ребята должны ответить сами. Мы знаем, что основания имеют группу. Какую? (Должны назвать сами). Который имеет заряд? Каков (Отрицательный). Какие индикаторы мы с вами использовали?(Фенолфталеин, лакмус, метилоранж).