Чувашский Республиканский институт Образования
Работу выполнили:
Деманова Елизавета Анатольевна
Алатырский район
МОУ «Кувакинская гимназия»
Сидорова Наталья Михайловна
Алатырский район
МОУ « Стемасская средняя общеобразовательная школа»
Кусакина Лариса Александровна
Алатырский район
МОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа»
Чебоксары -2006
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Сформировать глубокие и разносторонние представления участников проекта о праве на труд подростков и научить их пользоваться своими правами. Выяснить соответствия уровня закономерного регулирования права на труд современным потребностям общества.
Исследования, проведенные нами в школе с учащимися 9 классов, привели нас к выводу о том, что учащиеся нашей школы не знают о многих профессиях, которые сегодня востребованы на рынке профессий. Анкеты были составлены таким образом, чтобы учащиеся могли дать неоднозначный ответ. Большинство учащихся на вопрос: «Какие профессии популярны и востребованы на рынке?», называли такие профессии, как юристы, экономисты, социальные работники, медицинские работники (врачи – специалисты и медицинские сестры).
Мы пришли к выводу о том, что необходимо провести соответствующую просветительскую работу с учащимися.
Основное направление проектной деятельности
Субъекты проекта
Ценность настоящего проекта
Должно произойти объединение усилий педагогов и общественности для решения вопросов профессионального ориентирования учащихся. При этом педагогический коллектив будет более полноценно реализовывать проблемы предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. А учащиеся получать возможность выбора востребованных профессий.
Задачи:
- Познакомить учащихся с миром профессий.
- Определить роль здоровья школьников, как ценность, при выборе своей будущей профессии.
- Помочь учащимся выявить в себе интересы, склонности, способности, которые нужны при выборе профессии.
- Помочь учащимся развить навыки общения, креативности.
5. Помочь каждому члену классного коллектива определиться в выборе своей будущей профессии.
Организация групповой работы.
- Организационный сбор учащихся. Индивидуальное обдумывание и групповое обсуждение темы проекта.
- Постановка проблемы по профильной ориентации учащихся.
- Исследование данной проблемы:
1 группа-сбор и обмен информацией о профессиях;
2 группа- исследования рынка труда и востребованности профессий;
3 группа-получение информации от других лиц:
- опрос сверстников (одноклассников, учеников школы, соседей);
- анкетирование среди учащихся 9 класса;
-выяснение, как на практике решаются вопросы трудоустройства несовершеннолетних через интервью с лицами, связанными с приёмам на работу ( работниками отдела кадров, государственных предприятий и частных фирм, сотрудники службы занятости);
4 группа- оформление наглядных материалов ( стендовые плакаты, видеоматериалы, книжная и фотовыставка и т.д.).
- 1 группа-сбор и обмен информацией о профессиях; 2 группа- исследования рынка труда и востребованности профессий; 3 группа-получение информации от других лиц: - опрос сверстников (одноклассников, учеников школы, соседей); - анкетирование среди учащихся 9 класса; -выяснение, как на практике решаются вопросы трудоустройства несовершеннолетних через интервью с лицами, связанными с приёмам на работу ( работниками отдела кадров, государственных предприятий и частных фирм, сотрудники службы занятости); 4 группа- оформление наглядных материалов ( стендовые плакаты, видеоматериалы, книжная и фотовыставка и т.д.).
Организационная деятельность учителя.
- Экскурсии на предприятия села, района и города.
- Встречи с представителями разных профессий.
- Круглый стол с приглашением руководителей предприятий расположенных на территории сельской администрации.
- Посещение с учащимися Центра занятости населения.
- Пресс-конференция(защита презентации учащимися)
План реализации проекта.
№
Название мероприятия
I
Вид мероприятия
Подготовительный этап
1
Срок проведения
2
ответственный
Создать инициативные группы для работы над проектом
3
сентябрь
Подготовить необходимый инструментарий для проведения аналитической работы
сентябрь
Кл.руководитель
Утверждение плана работы групп
сентябрь
Кл.руководитель
Кл.руководитель
II
1
Основной этап
Профессия и человек
2
3
Анкетирование
Многообразие мира профессий
4
Познай себя
беседа
сентябрь
октябрь
Кл.руководитель
Профессия и судьба
ориентировочная анкета
5
октябрь
библиотекарь
Встреча с представителями династий
6
Профессии, которые мы выбираем
психолог
ноябрь
Встреча с работниками центра занятости
7
Где и как искать работу
Кл.руководитель
Посещение центра занятости
ноябрь
« Путёвка в жизнь»
8
Соц. Работник.
декабрь
Экскурсия на предприятия района
«Человек, среда, машины и автоматы»
Кл.руководитель
Соц. работник
январь
Экскурсия на предприятия города
Классный руководитель
февраль
Классный руководитель
III
1
Заключительный этап
Калейдоскоп профессий
2
3
Конкурс рисунков
Моя будущая профессия
4
Все работы хороши, выбирай на вкус!
Конкурс сочинений, эссе
март
март
5
Мы выбираем
Устный журнал в 8 классе
Учитель рисования, литературы
апрель
Учитель литературы
Круглый стол
Мы и профессия
Кл.руководитель
апрель
Кл.род.собрание совместно с учащимися
( под.итогов проектной деятельности)
Кл.руководитель
май
Кл.руководитель
Риски проектной деятельности
- В районе многие предприятия и организации закрыты или находятся в «плачевном» состоянии, поэтому использование и реклама «местных» профессий может вызвать негативную оценку со стороны учащихся;
- Сложен процесс создания мотивации учащихся на новый вид деятельности.
- Отсутствие интереса местного сообщества на совместное решение насущных проблем;
- Неудачный подбор инициативной группы для работы в проекте;
Результаты проекта
- Рефераты и презентации учащихся, посвященные описанию различных профессий;
- Видеоматериалы профессий, снятых на местном материале (о людях, проживающих в данной местности и добившихся высоких результатов в трудовой деятельности);
- Оформленный стенд в школьном музее о профессиях, востребованных в нашей местности;
- Презентативный материал о ходе проекта;
- Установленные позитивные контакты с представителями местного сообщества
(с родителями, работодателями, главой местной администрации);
6 .Обобщенный материал проектной деятельности в работе с классным коллективом.
7. Создание «Рекомендации для подростков, желающих начать самостоятельную трудовую деятельность» (юридические, психологические советы, пр.).
Литература.
- Профильное образование №4 2006
- Профильное образование № 5 2006
- Профильное образование № 9 2005
- Профильное образование № 6 2003
- Профильное образование № 1 2004
- Профильное образование № 2 2004
- Твоя профессиональная карьера (учебник 8-9 класс), М.С. Гуткин, Просвещение 2003
- Технология профессионального успеха ( учебник 10-11 класс),
- С.Н. Чистяков, Просвещение 2003
- Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения, С.Н. Чистяков, Просвещение 2003