Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Открытие периодического закона.
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Открытие периодического закона.
1.Сформировать осознание и осмысление учащимися учебного материала по истории открытия периодического закона Д. И. Менделеевым, показать глубину увлеченности человека науки его способности анализировать информацию, самоотверженность.
2.Развить умение выделять главное в тексте и рассказе учителя, анализировать поэтические строки с тем чтобы находить в них научный смысл, переносить в другую знаковую систему учебную информацию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Открытие периодического закона.»
8
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Воронежской области
Конспект урока по химии в 8 классе по теме:
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Открытие периодического закона.
Подготовила: учитель
ГорбенкоО.В.
07.04.2016
Эпиграф урока: «Главный интерес химии – в изучении основных качеств элементов.
Найти их коренные свойства, определить причину их различие и сходства,
на основании этого предугадать свойства образуемых ими тел – таков
путь науки»
Д. И.Менделеев.
ЦЕЛИ
1.Сформировать осознание и осмысление учащимися учебного материала по истории открытия периодического закона Д. И. Менделеевым, показать глубину увлеченности человека науки его способности анализировать информацию, самоотверженность.
2.Развить умение выделять главное в тексте и рассказе учителя, анализировать поэтические строки с тем чтобы находить в них научный смысл, переносить в другую знаковую систему учебную информацию.
3.Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою страну, уважение к интеллектуальному труду и стремление к научной деятельности.
Задачи УРОКА:
Образовательные:
Показать учащимся необходимость классификации химических элементов, познакомить их с первыми попытками классификации элементов;
Развивающая:
Развитие внимания, умения использовать изученный материал;
Овладение умениями познавательной, коммуникативной и практической деятельности
Воспитательная:
Продолжить формирование самостоятельности, ответственности, трудолюбия, умения работать в коллективе, уважать точку зрения товарищей, чувство гордости за отечественную науку.
Оборудование: презентация, компьютер, медиапроектор, мультимедийная доска, карточки с заданиями.
Тип урока: комбинированный, изучение нового материала.
Учащиеся: 8 класс,
Учебник: Неорганическая химия, под редакцией Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г.
План урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала.
Физкультминутка.
Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Ход урока
Организационный момент. (2 мин)
Здравствуйте ребята. Мы начинаем мы урок с оценочных листов, которые лежат у вас на столах.
Подписываем фамилию, заполняем колонки.
В графе «работа на уроке», ставим ту которую вы бы хотели получить сегодня на уроке и будете стараться её заработать.
В графе «количество правильных ответов» отмечаем количество правильных ответов, и правильно выполненных заданий.
Там где стоит надпись «моя оценка», вы будете оценивать выполнение своей работы самостоятельно.
Графу «сегодня на уроке я» – заполним в самом конце урока.
Фамилия
Работа на уроке
Количество правильных ответов
Моя оценка
Сегодня на уроке я
Понял новую тему
Доволен работой на уроке
Не уверен, что усвоил новый материал
Ничего не понял
Кроме этого помогать в вашем открытии будет план работы на уроке, согласно ему мы с вами будем открывать для себя новые знания.
Итак №1.сформулируйте и запишите тему урока. Разгадке этого может быть поможет видефрагмент…
СЛАЙД 2ВИДЕОФРАГМЕНТ «Закон химической гармонии»
Ребята, как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
СЛАЙД 3 (ПСХЭ открытие ПЗ) А кто услышал дату открытия П.З.?
Сегодня и мы с вами, как когда - то Д. И. Менделеев, будем открывать новые знания. Переходим к №2
СЛАЙД 4ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ
Искали многие решенье, но, проходя лишь полпути, бросали. Мучило сомненье: «А можно ли закон найти?» Мир состоит из Элементов. (В то время знали шестьдесят.) А сколько их всего? На это нельзя ответить наугад. Но не гадал, а верил он: «Тут должен, должен быть закон!»
Скажите, а на какие группы вы бы разделили все известные элементы?
СЛАЙД 5(МЕ, НЕМЕ)
Металлы образуют какие оксиды?
Неметаллы образуют какие оксиды?
Как вы это определяете?
Как можно доказать основный характер оксидов?
Как можно доказать кислотный характер оксидов?
К какому классу отнесём оксид цинка?
Будет ли он взаимодействовать с кислотой? А со щёлочью?
Найдём ответ на этот вопрос в учебнике. СМ стр 115-116 записываем…
Можно ли разделить все элементы на МЕ и НЕМЕ опираясь только на свойства их соединений?
Найдите в тексте учебника какие еще классификации были предложены. СТР119 ЗАПИШИТЕ ..Это №3
СЛАЙД 6,7,8 Предшественники Менделеева (Доберейнер, Ньюлендс, Шанкуртуа, Л. Мейер) сделали много для подготовки открытия периодического закона. Но ни один из этих ученых не решился на основании подмеченной периодичности предсказать новые химические элементы.
Перейдём к №4 В чём же была причина неудач? (СТР119)
Ни один из них не сумел в полном объеме охватить совокупность физических и химических свойств элементов и образованных ими веществ, обнаруживающих всю глубину периодического закона. Для них периодичность была лишь удобным способом классификации; они не увидели в ней фундаментального закона природы.
СЛАЙД 10
Весь мир большой: жара и стужа, планет круженье, свет зари – все то, что видим мы снаружи, законом связано внутри. Найдется ль правило простое, что целый мир объединит? Таблицу Менделеев строит. Природы ищет Алфавит.
СЛАЙД 11
Случилось в Петербурге это. Профессор университета писал учебник для студентов… Задумался невольно он: «Как рассказать про элементы? Нельзя ли тут найти закон?»
СЛАЙД 12
ВИДЕО№2
Пункт №5 РАБОТА МЕНДЕЛЕЕВА
ЧТО ВЗЯЛ ЗА ОСНОВУ КЛАССИФИКАЦИИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВ? Стр121
АТОМНУЮ МАССУ
СЛАЙД 13
КАК РАСПОЛОЖИЛ ЭЛЕМЕНТЫ Д.И.МЕНДЕЛЕЕВ?
СЛАЙД 14,15,16
В порядке возрастания атомных масс
Просим учащихся подумать над словами Д. И.Менделеева: «Надо искать функционального соответствия между индивидуальными свойствами элементов и их атомными массами.… Искать же чего-либо – хотя бы грибов или какую-либо зависимость – нельзя иначе, как смотря и пробуя. Вот и я стал подбирать, написав на отдельных карточках элементы с их атомными массами и коренными свойствами, сходные элементы и близкие атомные массы…» Что же он обнаружил?
Чтобы ответить на этот вопрос необходимо проследить, как изменяются свойства химических элементов в периодической системе.
Открываем периодическую таблицу и работаем с таблицей.
ПЕРИОДИЧНОСТЬ стр120-121
Д. И. Менделеев, оценивая свое открытие, писал: «Сомневаясь во многих неясностях, я ни на минуту не сомневался в общности сделанного вывода…».
Неясности действительно были. Прежде всего, бросалось в глаза, что некоторые элементы размещались не по порядку возрастания атомных масс. НАЙДИТЕ В П.С. ЭТИ СЛУЧАИ
Обращаем внимание на Ar-K, Te-I, Co-Ni. Объяснить это не мог и Менделеев. Это была научная проблема. Как ее решать?
Ответ подсказал сам Менделеев, когда в своих поздних трудах писал о «сложной природе атома», которую еще предстоит изучить. Эту интересную тему вы рассмотрите на следующем занятии..
ТРУДНОСТИ В РАБОТЕ стр119
СЛАЙД 17,
неправильно определены атомные массы, не все элементы расположены в порядке возрастания атомных масс,было известно всего 63 элемента
ФОРМУЛИРОВКА ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАКОНА
А теперь мы попытаемся сформулировать П.З. так, как это сделал Д.И.Менделеев .
1 вариант Выполняют задания на карточках:
ФОРМУЛИРОВКА ПЕРИОДИЧЕСКОГО ЗАКОНА «Вставьте пропущенные слова», внизу текста даны слова подсказки, но там еще есть и лишние слова.
2 вариант Группа из предложенных слов на карточке должны составить определение периодического закона
1 группа
2 группа
Свойства ……..тел, а также ………. И ………… соединений элементов……………в периодической ……………… от …………атомных ………… элементов.
Слова для подсказки: зависимости, натрий, простых, калий, формы, свойства, находятся, приходятся, величины, весов, гирь.
Тел, свойства, а также, свойства соединений, свойства, формы, элементов, атомных, величины, весов, элементов, находятся, зависимости, в периодической , от, атомных
Проверяем правильность выполнения. Первая и вторая группы поменяемся карточками и проверим правильность формулировки. Сравните с формулировкой на слайде.
СЛАЙД 18
Выставляем баллы
Ошибок 0 –«5»
1-2 - «4»
3-4 - «3»
Больше 4 - «2»
выставляем в таблицу на листочек .
3.Физкультминутка.
Встали, глубоко вздохнули О2 потянулись, выпрямились, выдохнули СО2, настроились на активную работу, зарабатывание бонусных баллов.
И сегодня мы с вами учить таблицу элементов наизусть не будем, а попробуем разобраться в ее строении. Зная строение периодической системы, вы сможете легко записывать формулы различных соединений. Давать характеристику элементу по положению в периодической системе. Таблица Менделеева является большой подсказкой, шпаргалкой, которой разрешено пользоваться.
Давайте представим, что химические элементы – это жильцы и их нужно расселить в многоэтажном доме. Как у всякого дома здесь есть подъезды, этажи и номера квартир, но одно условие все они должны жить в мире и согласии. И Менделеев навел порядок среди этих капризных жильцов.
Структура периодической системы . рассмотрим как называются вертикальные ряды? Как называют вертикальные ряды?
Более подробно структуру периодической системы вы будете изучать в дальнейшем, а пока перед нами величайшее открытие всех времён.ПСХЭ
Сейчас мы с вами немного попутешествуем по этой удивительной ПСХЭ
СЛАЙД 19,20,21
СЛАЙД 22
“Будущее не грозит периодическому закону разрушением, а только надстройки и развитие обещает (Д.И. Менделеев )”.
1 марта 1869 г
СЛАЙД 23
Какие выводы мы можем сделать?
СЛАЙД 24
Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там, в космических глубинах: Все – от песчинок малых до планет – Из элементов состоит единых. Как формула, как график трудовой, Строй менделеевской системы строгой
У кого 5 и больше баллов, ставите себе дополнительный бонусный балл. Оценки за работу на уроке выставляем по количеству правильных ответов у кого больше 5 правильных ответов – 5.
3-5-баллов– «4»
1-2 - «3»
Оценки ставим на листочек в клеточку за урок. Кого не устраивает его оценка за урок, вы можете улучшить отметку, подготовив кроссворд на следующий урок.
Не забудьте отметить в последней строчке свое отношение к сегодняшнему уроку. Подчеркните ручкой как вы сегодня работали на уроке.