Орг.момент. Подготовка учащихся к усвоения новых знаний. Сегодня мы с вами на уроке поговорим о новом для вас классе неорганических соединений - кислотах. Рассмотрим какие бывают кислоты как их классифицируют и какими общими свойствами они должны обладать. Ну, конечно же, мы с вами должны будем затронуть правила техники безопасности при работе с кислотами при проведении лабораторной работы. Постарайтесь на уроке выполнять самостоятельно задания учителя. На самом деле с кислотами мы сталкиваемся постоянно, и большинство из них имеет очень важное практическое значение. Вот например, соляная кислота, на уроках химии мы можем охарактеризовать её свойства. Это кислота - жидкость без цвета и запаха, которая дымит на воздухе. А ведь соляная кислота содержится у человека в желудке и выполняет две функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает перевариванию пищи. Желудок готовиться к приему пищи заранее лишь только мы начнём пережевывать пищу, он сразу же выделяют желудочный сок, содержащий соляную кислоту. Вот почему вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок, так как сок начинает переваривать стенки самого желудка. Изучение нового материала Итак, давайте вспомним, что такое кислоты? А если мы их рассмотрим, как класс электролитов? Давайте вспомним уже известные вам кислоты. Постарайтесь самостоятельно выполнить это задание. Определите, что у них общего и чем они отличаются, (рассматриваем состав кислот и их классификацию) По возможности учащихся сами должны найти признаки, по которым они отличаются. После ответов учеников работаем по опорному конспекту по 3-м признакам классификации. Ученики сами предлагают примеры кислот. А теперь попробуем выяснить физические свойства кислот: их агрегатное состояние, цвет, запах, вкус. Учащиеся отвечают: По агрегатному состоянию кислоты могут быть жидкие твёрдые, учитель добавляет что могут быть и газы. Цвет: большинство кислот бесцветные, исключения: хромовая желтая, марганцевая - малиновая. Запах: какая из известных вам кислот имеет запах? (демонстрация уксусной кислоты) Вкус: какой вкус будут иметь кислоты? Из своего жизненного опыта вы знаете что многие продукты питания обладают кислым вкусом, Кислый вкус этим продуктом придают кислоты, Кислый вкус лимону придает лимонная кислота, яблоку - яблочная кислота, скисшему молоку - молочная кислота. Щавель имеет кислый вкус благодаря наличию в его листьях щавелевой кислоты. Слово «кислота» и «кислый» не зря имеют общий корень. Большинство кислот кислые на вкус, но встречаются и другие горькие - никотиновая, сладкие - салициловая, безвкусные – стеариновая. А как же мы можем определить, что перед нами раствор именно кислоты, если её нельзя пробовать на вкус? Для определения кислоты существуют специальные вещества указатели индикаторы. Зарядка для глаз Сейчас мы с вами проведём лабораторный опыт и определим, как индикатор изменяет свой цвет кислот. ? как можно определить раствор кислоты среди других веществ (растворы кислот среди других веществ можно определить с помощью индикатора) ? какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах (метилоранж, лакмус) Вывод: независимо от вида кислоты индикатор изменяется цвет одинаково, а это значит, что все кислоты обладают сходными свойствами. Проблемный вопрос: За счет чего все кислоты обладают общими свойствами? Следовательно, все общие свойства кислот, в том числе изменение окраски связано с водородом, который содержится во всех кислот. Практическое значение кислот - сообщение учащегося Закрепление третий лишний: из предложенных трёх кислот выбрать лишнее и объяснить свой ответ. После выполнения каждый учащийся зачитывает свои кислоты, и называть признак, по которому выбирал ответ Химическое лото: дано табло с формулами кислот и карточки с признаками классификации кислот нужно сопоставить. Подведение итогов. Итак, сегодня на уроке мы познакомились с вами с общими физическими свойствами, классификацией и практическим значением кислот, повторили технику безопасности работы с кислотами, так как при неаккуратной и неправильной работе они могут привести нас, в отличие от голого землекопа, к ожогам. Голый землекоп обладает клетками нечувствительными к кислотам. Выставление оценок. Разбор домашнего задания. | Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку и наличие очков настраивает учащихся на урок. Учитель демонстрирует свойства соляной кислоты: агрегатное состояние, запах и поведение на воздухе. Рассказывает о её функции в живых организмах (межпредметные связи по биологии) Отвечают на вопросы учителя. Записывать дату и тему в тетрадь. Один ученик выходит доске и записывает формулы кислот, остальные учащиеся записывают самостоятельно в тетради. Работа с опорным конспектом. Записывают в тетрадь признаки классификации и примеры кислот. Работа с учебником рассматривают таблицы по классификации и проверяют себя. Учитель демонстрирует разные кислоты. Ученики пытаются сами охарактеризовать их физические свойства. Учитель демонстрируют уксусной кислоту, проходит по рядам дает её понюхать, обратив внимание учеников на правила техники безопасности при выяснении запаха химических растворов. Учитель задаёт каждому ученику по таблетки аскорбиновой кислоты. Ученики пробуют на вкус (учитель обращает внимание на то, что в кабинете химии нельзя ничего пробовать на вкус без разрешения учителя) После обсуждения записывать в тетрадь основные физические свойства. Дежурный проводит зарядку для глаз. Учащиеся читают карточку с заданием, ходом проведение лабораторного опыта и техникой безопасности при работе с кислотами. Выполняют работу, результаты вносят в выданную заготовку таблицы. Обсуждение результатов и формулирования выводов. Вывод записывают тетрадь. Учащийся рассказывает сообщение о практическом значении кислот. Учитель ещё раз подчёркивает о самостоятельности выполнения задания. Учащиеся самостоятельно выполнять задания в тетради. Записывают домашнее задание. |