Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии: «Вода в природе. Свойства воды»»
Тема урока: «Вода в природе»
Цель урока:привести в систему знания о значении и распространенности, составе, строении и физических свойствах воды.
Задачи урока:
Обучающие:
Интегрирование знаний о свойствах и значении воды в природе, полученных на уроках химии, физики, биологии, географии.
Систематизация и дополнение знаний о физических свойствах воды.
Изучение состава, строения, свойств и применения воды.
Выявление причины уникальных свойств воды.
Развивающие:
Формирование интереса к изучению естественнонаучных предметов на основе познания уникальных свойств воды.
Продолжение развития наблюдательности, памяти при просмотре компьютерной презентации и электронного демонстрационного эксперимента.
Продолжение развития умений сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы.
Формирование умений выделять главное, находить ответы на поставленные вопросы.
Воспитательные:
Формирование навыков экологической культуры через бережное отношение к воде.
Воспитание интереса к учебному предмету с помощью электронных демонстрационных опытов.
Тип урока: комбинированный урок, основанный на межпредметных (физика, литература, экология, биология, география) и внутри предметных связях.
Ход урока
Организационный этап
Загадка: в шкатулке находится вещество, которое мы сегодня будем изучать. Угадайте, о чем идет речь?
Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу!
Учащиеся дают ответ: «вода».
Сегодня мы будем изучать воду и ее свойства. Запишите тему урока. «Вода в природе»
Вода в природе.
Чем отличается наша планета от других планет? Посмотрите на модель Земли – глобус.
Расскажите о нахождении воды в природе – жидкой, твердой, газообразной. (Каждая группа рассказывает о воде агрегатного состояния по названию команды.)
Учащиеся отвечают, используя знания из географии. Для ответов пользуются глобусом.
Формула воды.
Назовите формулу воды. Слепите модель молекулы воды из пластилина. Угол между центрами атомов 105о
Запишите молекулярную, структурную и электронную формулу воды.
Так как внутри молекулы возникают заряды (ковалентная полярная связь), то разные молекулы притягиваются друг к другу. Возникает водородная связь.
Физические свойства
Учащиеся описывают физические свойства воды
Вода – жидкость, без цвета, вкуса и запаха.
Работа по группам «Вода – вещество привычное и необычное»
Учащиеся получают вопросы, карточки с дополнительным материалом и готовятся к ответу.
Какую величину измеряют с помощью шкалы Цельсия?
Какую температуру приняли за 00С?
Какую температуру приняли за 1000С?
Знаете ли вы еще какую либо шкалу измерения температуры?
Учащиеся используют для ответов карточки с картинками
Шкала предложена Андерсом Цельсием в 1742 г.
Вода является эталоном для измерения температуры.
Химические свойства воды.
разлагается электрическим током 2 H2O 2H2 + O2
2. Взаимодействие с металлами видеоопыт «Взаимодействие калия с водой»
2 К + 2 HOH 2 КOH + H2
Cu + H2O |
3 взаимодействие с оксидами металлов и неметаллов
Я сейчас буду называть растворы, а вы представьте себе их: раствор сахара с водой, соли с водой, лимонной кислоты с водой.
Вы конечно представляли себе вкус растворов. В организме человека органом вкуса является язык. Но химики не могут пробовать различные вещества на вкус. Почему? Правильно, потому что это опасно. Поэтому для определения растворов пользуются индикаторами. Вам знакомо это слово? Где в жизни вы встречали индикатор?(Лампочки на электроприборах)
Индикаторы – вещества, которые в растворах кислот и щелочей изменяют свой цвет.
Память воды
Японский исследователь Масару Эмото приводит удивительные доказательства информационных свойств воды. За время работы он сделал более 1000 фотографий.
Учащиеся прослушивают фрагменты мелодий «Лебединое озеро» и «Рок»
В лаборатории доктора Емото провели много экспериментов с целью найти то слово, которое сильнее всего очищает воду, и в результате обнаружили, что это не одно слово, а сочетание двух слов: «Любовь и Благодарность».
Закрепление изученного материала
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...
... первый закон об охране вод был написан Петром I?
... в человеке среднего веса около 5 ведер воды?
... без воды нет жизни: ни одна спора и ни одно семечко не прорастут и не будут развиваться?
... без воды невозможно гниение и разложение растительных и животных организмов?
... без воды в зеленом листе не могут образовываться сахара, крахмал, жиры, кислоты и другие вещества?
...вода при испарении увеличивает свой объем более чем в 1000 раз?
... если всю воду распределить равномерным слоем по всему земному шару, то глубина Мирового океана составит 4 км?
... любые химические процессы ускоряются в присутствии воды?
... гидромониторы и гидропушки дают тонкую струю воды огромной скорости, режущую не только дерево, но и горные породы?
... чистота и прозрачность байкальской воды — результат жизнедеятельности рачков эпишура, пропускающих через себя всю воду озера трижды в год?
… струя воды, вытекающая из небольшого отверстия с большой скоростью под давлением свыше 1000 атмосфер, режет камень или стальной лист.
… при очень быстром ударе стальным бойком по тонкой струе воды она рассыпается на осколки, подобно стеклянной или кварцевой палочке.
… что воду называют «синим углем»
… что лёд тоже может течь и испаряться.
… ржаной крахмал связывает воды почти вдвое больше, чем пшеничный, поэтому ржаной хлеб черствеет медленнее.
… растворы закипают при более высоких, а замерзают при более низких температурах, чем чистая вода.
… вода может при определённых условиях резать камень, лист стали.
… при повышении давления до 16,5 тысяч атм температура замерзания воды повышается до +76°С, а при давлении 30 000 атм до +190°С, в результате образуется так называемый «горячий лёд»
… вода имеет память и может запоминать всю информацию о веществах, которые в ней находятся.
…если разлить всю воду в 20-литровые канистры и поделить их между всеми людьми планеты, то каждому достанется около 20 миллиардов канистр, но … это будет морская вода