Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Углерод".»
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ХИМИИ 9 КЛАСС
ТЕМА УРОКА: "Углерод и его соединения".
КЛАСС: 9 ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: урок усвоения нового материала
(по модульной технологии).
ЦЕЛИ:
Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний: об аллотропных модификациях углерода; о химических свойствах и применении углерода; о строении, свойствах и применении оксидов углерода (II), (IV) и угольной кислоты.
Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к занятиям, дисциплинированности.
Развивающая: развитие аналитико-синтезирующего мышления (умение классифицировать факты, делать обобщающие выводы), умений учебного труда (умений работать в должном темпе: читать, писать, конспектировать, заполнять таблицы), действовать самостоятельно.
ЗАДАЧИ:
1. Обеспечить усвоение учащимися на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания состава, строения, свойств, применения углерода и его соединений; закрепить знания учащихся об аллотропии.
2. Формирование базовых компетентностей современного человека: – информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, принимать информацию для решения проблем); – самоорганизации (освоение новых видов деятельности, приобретение собственного опыта оценивания); – коммуникативной культуре (умению сотрудничать).
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: компьютер, мультимедийный проектор
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности учащихся к учебным занятиям. Организация внимания.
II. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.
Учитель выразительно читает стихотворение:
(слайд №1)
У меня достоинств много есть “Людям я совсем как брат. Много тысяч лет назад, Освещая интерьер Первобытных их пещер, Я уже пылал в костре. И украсить был я рад
Дам и рыцарей наряд, Что блистали при дворе… Если мягким быть решу, То в тетради я пишу, Такова друзья природа Элемента…(углерода)
Угадывая название элемента, учащиеся называют тему урока. (слайд №2) Определяя, о каких простых веществах шла речь в стихотворении Учитель говорит о практической значимости нового материала, чем мотивирует учащихся к его усвоению.
1.Углерод является четвертым самым распространенным элементом во Вселенной.
2. Углерод может создавать связь с самим собой и многими другими химическими элементами, образующими почти десять миллионов соединений.
3. Посмотрите основные области применения углерода и его соединений (слайд №3 применение углерода).
- Что позволило так широко использовать углерод в нашей жизни (знание его химических свойств).
- А что может объяснить эти свойства (строение атома).
Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока. (слайд №4)
Цели урока:
1. Изучить строение атома углерода, опираясь на положение в таблице Менделеева;
2. Изучить аллотропные модификации углерода;
3. Изучить химические свойства и применение углерода;
4. Изучить строение, свойства, получение и применение оксидов углерода II, IV;
5. Изучить строение, свойства и применение угольной кислоты.
Согласно этим целям в течение урока вы будете заполнять учебные модули и в конце урока оцените на сколько вы усвоили новый материал.
Учитель раздает учащимся модули и листы учета.
III. Этап усвоения новых знаний.
Самостоятельная работа учащихся по выполнению модуля. Учитель консультирует, контролирует их работу. Учащиеся самостоятельно, используя алгоритм готовых ответов, проверяют себя по мере выполнения заданий модуля и учебных элементов, оценивают свою деятельность, заносят результат в лист контроля.
УМ
Учебный материал с указанием заданий.
Рекомендации по выполнению заданий.
Интегрирующая цель: .
1. Изучить строение атома углерода, опираясь на положение в таблице Менделеева;
2. Изучить аллотропные модификации углерода;
3. Изучить химические свойства и применение углерода;
4. Изучить строение, свойства, получение и применение оксидов углерода II, IV;
5. Изучить строение, свойства и применение угольной кислоты.
В рабочих тетрадях запишите число и тему урока.
УМ1
слайд
№5-6
Учитывая положение углерода в Периодической системе, ответьте на вопросы:
Каков химический знак углерода?
Каков атомный номер и заряд ядра?
Какова атомная масса?
Сколько протонов в ядре атома?
Сколько нейтронов в ядре атома?
Сколько электронов в атоме углерода?
Сколько валентных электронов?
Чему равна низшая степень окисления?
Чему равна высшая степень окисления?
Правильные ответы на вопросы оцениваются по 1 баллу.
Выполняйте письменно, используя Периодическую систему.
Пока весь класс выполняет задание один ученик составляет на доске схему строения атома и графическую формулу.
После выполнения взаимопроверка. Результаты занесите в лист учета.
(Максимум 9 баллов)
УМ2
слайд №7-13
Цель: Изучить аллотропные модификации углерода.
Внимательно послушайте выступление докладчиков и заполните таблицу.
Важнейшие аллотропные модификации углерода.
алмаз
графит
карбин
фуллерен
строение
свойства
применение
За каждую правильно заполненную строчку по 3 балла.
Сверьтесь с алгоритмом ответов, проверьте себя и оцените (взаимопроверка).
Результаты занесите в лист учета.
(Максимум 9 баллов)
УМ3
слайд №14-18
Цель: Изучить химические свойства и применение углерода.
Закончите уравнения реакций:
C + O2(недост)=
C + O2(изб) =
C + H2 =
C + Ca =
C + Al =
C + CuO =
C + FeO =
C + H2O =
Слушают объяснение учителя.
Выполняют задание.
Сверяют с алгоритмом ответов (взаимопроверка)
Оцените себя.
Результаты занесите в лист учета.
(Максимум 8 баллов)
УМ4
слайд №19-22
Цель:
Изучить строение, свойства и применение оксидов углерода.
Заполните таблицу, прослушав объяснение учителя (за каждый столбик 5 баллов).
Сравнение строения и свойств оксидов углерода II и IV
Признак сравнения
Оксид углерода II
Оксид углерода IV
1. Формула
2. Получение
3. Физические свойства
4. Химические свойства
5. Применение
Слушают объяснение учителя.
Выполняют задание.
Сверяют с алгоритмом ответов (взаимопроверка)
Оцените себя.
Результаты занесите в лист учета.
(Максимум 10 баллов)
УМ5
слайд №23-26
Цель: Изучить строение, свойства и применение угольной кислоты.
П
С→СО→СО2 →Na2CO3→ NaHCO3→CO2
рослушайте объяснение учителя и выполните задание.
За каждую правильную реакцию 1 балл.
Слушают объяснение учителя.
Выполняют задание.
Сверяют с алгоритмом ответов (взаимопроверка)
Оцените себя.
Результаты занесите в лист учета.(Максимум 5 баллов)
Слайд №28-29
Подведение итогов урока.
Прочитайте цель урока.
Достигли ли вы цели урока? В какой степени?
Оцените свою работу на уроке. УМ1– УМ5
О – 39 – 41 балл – 36–38 баллов – 30–35 баллов
Меньше 30 баллов – неудовлетворительно.
Выберите домашнее задание в зависимости от набранных баллов и запишите в дневник.
V. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению.
Учащиеся приступают к последнему учебному элементу (подводят итоги урока), оценивают свою работу, подсчитав суммарное число баллов, выставляют отметки в тетради и дневники, выбирают домашнее задание в зависимости от набранных баллов и записывают его в дневники. Учитель, если это необходимо, проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.
VI. Рефлексия. Учащиеся отвечают на вопросы рефлексии и сдают учителю.
Рефлексия – самоосознание себя в деятельности.
1. Какое значение для тебя имеют знания и умения, полученные на уроке?
– не очень важны □ – важные ○ – очень важны
2. Как ты оцениваешь полученные сегодня знания?
– не осознанные □ – осознанные ○ – глубокие
3. С каким настроением ты изучал этот материал?
– не интересно вообще □ – не очень интересно ○ – было интересно
4. Как оцениваешь свою деятельность?
– удовлетворительно □ – хорошо ○ – отлично
5. Как оцениваешь деятельность партнера?
– удовлетворительно □ – хорошо ○ – отлично
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Бухаркина Т. В. Химия природных энергоносителей и углеродных материалов / Т.В. Бухаркина, Н.Г. Дигуров. — М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1999. — 195 с.
Сладков А. М., Кудрявцев Ю. П. Алмаз, графит, карбин — аллотропные формы углерода // Природа. 1969.№ 5. С.37-44.