Цель урока: Расширить и углубить знания о строении атома углерода, о его аллотропных видоизменениях, явлении адсорбции, их применение в народном хозяйстве и раскрыть биологическое значение углерода в природе.
Воспитательные задачи: На основе различии строении кристаллических решеток формировать диалектико-материалистическое мировоззрение. Привитие прекрасного к природным ресурсам
Образовательные задачи: На примере углерода сформировать общую характеристику элементам IV группы главной подгруппы. Дать общую характеристику элементу углерода, исходя из положения в периодической системе и строения атома. Повторить строение кристаллических решеток и явление аллотропии на примере углерода. Рассмотреть строение, сравнить свойства аллотропных видоизменений и применение алмаза и графита. Дать понятие об аморфном углероде и его сортах. Познакомить учащихся с явлением адсорбции и его практическим значением. Раскрыть биологическое значение углерода в природе
Развивающие задачи: способствовать развитию логического мышления; развивать познавательный интерес, мыслительные операции анализа и синтеза; развивать коммуникативные навыки и внимания, умения работать с кодограммами.
Методы и приемы: Объяснение с элементамипрезентации, беседы, рассказа, постановка проблемного вопроса, актуализация, работа с учебником, индивидуальная работа, работа у доски, групповая работа.
Тип и вид урока: Объяснение нового материала с использованием ИКТ и интеграции
Оборудование: Презентация «Всемогущий углерод», объектив, интерактивная доска, портрет Н.Д.Зелинского, высказывание про углерод, рисунки учебника. Коллекция «Уголь» и «Полезные ископаемые», Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объяснение нового материала.
Тема: «Всемогущий углерод»
Из меня состоит все живое
Я – графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в аулах и в каждом из вас.
План
Общая характеристика элемента углерода
по расположению в периодической системе и строению атома.
Физические свойства углерода
Применение и значение углерода.
Круговорот углерода в природе
1. а)Общая характеристика элемента углерода по расположению в периодической системе химических элементов
Название элемента - символ элемента -
Период – ряд -
Группа – подгуппа –
Порядковый номер - Аr –
Высший оксид - Летучие водородные соединения –
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«открытый урок «Всемогущий углерод». »
Открытый урок по теме «Всемогущий углерод»
Цель урока:
Воспитательные задачи: Привитие прекрасного к природным
Образовательные задачи:На примере углерода сформировать общую характеристику элементам IV группы главной подгруппы. Дать общую характеристику элементу углерода, исходя из положения в периодической системе и строения атома. Повторить строение кристаллических решеток и явление аллотропии на примере углерода. Рассмотреть строение, сравнить свойства аллотропных видоизменений и применение алмаза и графита. Дать понятие об аморфном углероде и его сортах. Познакомить учащихся с явлением адсорбции и его практическим значением. Раскрыть биологическое значение углерода в природе
Развивающие задачи:
Методы и приемы: Объяснение с элементами демонстрации, беседы, рассказа, постановка проблемного вопроса, актуализация
Тип и вид урока: Объяснение нового материала с использованием ИКТ и интеграции
Новые понятия: адсорбция, десорбция, фуллерен, сухая перегонка, сажа, кокс,
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент
II. Объяснение нового материала.
Тема: «Всемогущий углерод»
Из меня состоит все живое Я – графит, антрацит и алмаз, Я на улице, в школе и в поле, Я в аулах и в каждом из вас.
План
Общая характеристика элемента углерода
по расположению в периодической системе и строению атома.
Физические свойства углерода
Применение и значение углерода.
Круговорот углерода в природе
1. а)Общая характеристика элемента углерода по расположению в периодической системе химических элементов
Название элемента - символ элемента -
Период – ряд -
Группа – подгуппа –
Порядковый номер - Аr –
Высший оксид - Летучие водородные соединения –
1. б) Электронное строение атома углерода
Исходя из строения предскажите возможные валентности и степени окисления атома углерода в соединениях.
Физические свойства углерода
Аллотропия – это? Приведите примеры:
На основе строения атома углерода можно легко спрогнозировать окислительно-восстановительные свойства углерода:
Проблемный вопрос – какую роль элемент углерод играет на нашей планете?!
Актуализация
Какое явление называют аллотропией?
Какие химические элементы образуют аллотропные видоизменения?
Алмаз, графит, карбин и фуллерен– это четыре аллотропных видоизменения углерода.
Графит – вещество серого цвета с металлическим блеском, легко крошится при физической нагрузке. Его кристаллическая решетка похожа на стопку бумаги Один из мягких веществ - плотность 2,17-2,3 5 г/куб.см, Проводит электрический ток
Алмаз - бесцветные или окрашенные тетраэдрические кристаллы.
Самый твердый минерал (твердость 10 шкале Рихтера); плотность 3,5 г/куб.см, высокий показатель преломления (2,417).
Полупроводник.
Крупнейшие в мире алмазы: «Куллинан» (3106 кар), «Эксельсиор» (971,5 кар), «Йонкер» (726 кар).
А что такое «карат»?
Карат – это единица измерения драгоценных камней.
В Аравийской пустыне растет дерево Caratinasilikva (каратина силиква), косточка плодов которого весит всегда, - в любое время года и на любом дереве 0.2 г.
География промышленных месторождении связаны с кимберлитами, россыпями. Главные зарубежные добывающие страны: ЮАР, Конго (Заир), Ботсвана, Намибия. Якутии, на Урале.
Новые понятия:
Сухой перегонкой называется нагревание вещества без доступа воздуха.
Свойство угля и других твердых веществ поглощать и удерживать на своей поверхности газы и растворенные вещества называется – адсорбцией.
Явление при котором вещество выделяет поглащенные газы называется десорбцией
«Аморфный углерод» - мелкокристаллический графит. Сортами этого углерода являются древесный уголь, кокс и сажа.
Сажу получают преимущественно при разложении метана.
Она используется для приготовления типографской краски, картриджей, резины, косметической туши.
Кокс представляет собой в основном свободный углерод, он получается при нагревании каменного угля без доступа воздуха.
Кокс применяется в доменных печах при выплавки чугуна из руд.
Древесный уголь получается при нагревании без доступа воздуха древесины.
Он применяется в качестве топлива в кузнечных горнах, жаровнях, самоварах, используется в металлургии при выплавке некоторых цветных металлов и особо чистых сортов чугуна, так как не содержит вредных примесей, имеющихся в коксе.
Фуллерен
Алмаз «Горняк»
Алмазы и бриллианты входят государственное собрание драгоценных камней и ювелирных изделий, имеющих историческую, художественную и материальную ценность.
Держава и Большойбриллиантовый букет
Алмаз «Шах». В 1829 году поднесен персидским шахом Хозрев-Мирзой Николаю I как выкуп за убийство русского дипломата и писателя А.С.Грибоедова.
Колумбийский изумруд иЦейлонский сапфир
Портретный алмаз
Яйцевидный алмаз бриллиантовая подвеска
Н.Д.Зелинский на основе адсорбционных свойств древесного угля разработал фильтрующий противогаз.
Значение углерода в природе
Благодаря способности к разнообразию соединению атомов углерода между собой и с другими атомами - Углерод является основой всех органических веществ: БЖУ и нуклеиновых кислот, спиртов, карбоновых кислот и многих многих других органических соединений.
Круговорот углерода.
Обобщение пройденного материала:
Проблемный вопрос – Какую роль элемент углерод играет на нашей планете?!
Выводы:
1.Углерод образует аллотропные видоизменения:
А)
Б)
С)
Д)
2.Разнообразие аллотропных видоизменений и их свойств связано –
–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
3.Углерод – основа всех органических соединений: А)
Б)
С)
Д)
т.е. является основой всего живого на земле.
4.Сухой перегонкой можно получить
А)
Б)
С)
5. Активированный уголь обладает таким свойством как –
6.Углерод является основой всех т.е. являетсяосновой жизни
Почему графит оставляет следы на бумаге, а алмаз может резать стекло?
Почему из графита делают электроды, а из алмазов – ювелирные изделия?
Как вы думаете, можно ли получить из графита алмаз, а из алмаза – графит? Почему?
Будет ли гореть графит? А алмаз? Почему?
Закрепление. Тестовая работа по вариантам.
1. В IV группе главной подгруппы в периодической системе Д.И.Менделеева расположены следующие элементы:
Б) Бериллий, магний, кальций, стронций, барий;
В) Бор, алюминий, галлий, индий, таллий;
А) Литий, натрий, калий, рубидий, цезий, франций;
Г) углерод, кремний, германий, олово, свинец.
2. У элементов IV группы главной подгруппы на внешнем энергетическом уровне расположено … электронов:
А) 1;
Б) 2;
В) 3;
Г) 4;
3. Высший оксид характерный для элементов IV группе главной подгруппы в периодической системе Д.И.Менделеева имеет общую формулу:
А) RO;
Б) R2O3;
В) RO2;
Г) R2O5.
4. Атом элемента имеет сокращенную электронную конфигурацию …ns2np2 (где n – номер периода). Формула водородного соединения этого элемента:
А) RH4;
Б) RH3;
В) H2R;
Г) HR.
5. Общими формулами высшего оксида и гидроксида элемента, электронная конфигурация внешнего энергетического слоя которого…2 s22p2. являются:
А) RO2, R(OH)2;
Б) RO2, H2RO3;
В) RO3, H2RO4;
Г) RO, R(OH)2.
6. Из аллотропных видоизменений углерода (sp3 гибридизация) наибольшую твердость проявляет:
А) Уголь;
Б) Графит;
В) Алмаз;
Г) Карбин.
7. Мягкий, sp2 гибридизация, слоистая структура, большие расстояния и непрочные связи между слоями. Отметьте аллотропную модификацию углерода, соответствующую приведенным свойствам:
А) Уголь;
Б) Алмаз;
В) Графит;
Г) Карбин.
8. Адсорбция представляет собой:
А) Процесс разложения вещества;
Б) Процесс выделения адсорбируемых веществ;
В) Химическое взаимодействие угля с газами;
Г) Поглощение газов или растворенных веществ поверхностью твердого вещества.
9. Сортами аморфного углерода являются:
А) Алмазы и бриллианты;
Б) Каменный, бурый уголь;
В) Древесный уголь, кокс и сажа.
Г) Не знаю.
10. Назовите фамилию ученного - химика, который впервые разработал противогаз: