Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2012г.
Урок с использованием ИКТ.
Цель урока: Выяснить почему соли являются производными кислот и оснований?
Задачи урока: Обучающие.Дать определение солей.
2. Рассмотреть состав и название солей.
3. Продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях.
4. Научить, составлять формулы солей.
5. Познакомить с физическими свойствами солей.
6. Познакомить учащихся с классификацией солей.
Развивающие: развивать составление степени окисления элементов, мышление, память, внимание, логическое мышление, умение работать в парах, умение работать с малым набором реактивов.
Воспитывающие: воспитание толерантности, ценностного самосознания, умение работать в парах, индивидуально, в коллективе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по химии на тему "Соли" в 8 классе »
Урок по теме «Соли».
Химия 8 класс.
Учебник: Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2012г.
Урок с использованием ИКТ.
Цель урока: Выяснить почему соли являются производными кислот и оснований?
Задачи урока: Обучающие.Дать определение солей.
2. Рассмотреть состав и название солей.
3. Продолжить обучение школьников определять степени окисления в сложных соединениях.
4. Научить, составлять формулы солей.
5. Познакомить с физическими свойствами солей.
6. Познакомить учащихся с классификацией солей.
Развивающие: развивать составление степени окисления элементов, мышление, память, внимание, логическое мышление, умение работать в парах, умение работать с малым набором реактивов.
Воспитывающие: воспитание толерантности, ценностного самосознания, умение работать в парах, индивидуально, в коллективе.
Слайд 10 Выберите формулы растворимого в воде основания – 1 вариант, нерастворимого в воде основания:
а)Cu(OH)2 б) KOH в) LiOH г) AI(OH)3
Слайд 11. Выберите формулы, в которых лакмус изменяет цвет на красный – 1 вариант, на синий – 2 вариант:
а) НСI б) H2SO4 в) NaOH г) KOH
Учащиеся меняются попарно листочками и проверяют выполнение теста. На экране изображены правильные ответы и критерии оценивания учащихся. Выставляют друг другу оценки.
Слай-ды 14 - 15
Слайд 16
Слайд 17
Слай-ды 18-22
Слайд 23
Слай-ды 24 – 25
Слай-ды 26-27
Слайд 28
Объяснение нового материала.
Учитель просит из предложенных формул выбрать те формулы, которые они ещё не изучали. И сравнить, чем они сходны между собой, а чем отличаются? (предполагаемый ответ: сходство - во всех формулах на первом месте присутствует металл, а отличаются кислотными остатками).
Учитель просит учащихся сформулировать определения самим, а затем поверяют по изображению на экране.
Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков.
Образование соли хлорида натрия и выяснение у учащихся, почему соли считаются производными кислот и оснований? (ответ: они образуются из кислот и оснований)
Учитель просит обратить внимание учащихся на некоторых представителей солей: поваренная соль (обращает внимание на пословицы на доске) , гипс, железный купорос, медный купорос, карбонат кальция, сульфат магния. Учащиеся рассказывают (2 учащихся) кратко о поваренной соли и карбонате кальция.
Учитель. Сегодня мы с вами посещаем Страну веществ, классовое название которых означает «рождённые солнцем». Почему же «рождённые солнцем»? Да потому что многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде. Но как только горячие солнечные лучи выпарят воду, эти вещества предстают перед нами во всей своей красе. Посмотрите, какими разными они бывают!
Учащиеся, работая в парах, знакомятся с образцами солей и проводят лабораторную работу, заполняя таблицу.
Название вещества
Агрегатное
состояние
Цвет
Запах
Формула
Раство-
римость
в воде
Карбонат кальция
CaCO3
Кристаллогидрат сульфата меди (II) – медный купорос
CuSO4*5H2O
Хлорид натрия
NaCI
Кристаллогидрат сульфата железа (II) – железный купорос
FeSO4*7H2O
Сульфат магния
MgSO4
Учащиеся после выполненной работы делают выводы. Соли представляют из себя твёрдые вещества, кристаллические, хорошо растворимые в воде, с разнообразным цветом.
Номенклатура солей
Название
соли
=
Название кислотного остатка
+
Название металла в родительном падеже
+
С.О. или вал. металла
Формулы кислотных остатков и их названия.
Задание 1:По таблице растворимости дать названия всех солей для иона натрия.
§ , 21 Упр.2, 3, наизусть названия солей: на примере металла натрия (учитель даёт памятку для каждого учащегося)
Соли
NaCI - хлорид натрия
Na2SO4 - сульфат натрия
Na2SO3 - сульфит натрия
Na2S - сульфид натрия
Na2CO3 - карбонат натрия
Na3PO4 - фосфат натрия
NaNO3 - нитрат натрия
NaNO2 - нитрит натрия
NaF - фторид натрия
NaBr - бромид натрия
NaI - иодид натрия
Na2SiO3 - силикат натрия
VI. Итоги урока. Оценки.
Приложение: Слайды.
Список литературы.
1. О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.
2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2012г.
3. Ресурсы Интернета.
В ходе занятия учащиеся смогут:
- актуализировать знания по классам неорганических соединений;
- расширить представление о солях, рассмотрев состав и названия солей;
- самостоятельно приобрести и поделиться информацией о важнейших представителях неорганических солей;
- продолжить обучение определения с.о. элементов и зарядов ионов в сложных веществах (солях);
- начать знакомство с генетическими рядами металла и неметалла (без реакций);
- продолжить формирование навыков анализа понятийного аппарата, работы с СD – ресурсами (проводить поиск, обработку и систематизацию информации), участия в дискуссии, делать обобщающие выводы, практических умений и навыков;
- развивать умение понимать и принимать чужую позицию при работе в группе (воспитание толерантности, ценностного самосознания).
Поваренная соль
Хлорид натрия – это единственное минеральное сырьё, которое человек употребляет в пищу в чистом виде. Без соли не возможны физиологические процессы в организме. Она в виде ионов содержится в крови, обеспечивает работу эритроцитов, в мышцах обуславливает способность в возбудимости. В тех странах, где соли было мало, люди прибегали к различным способам удовлетворить свои потребности в ней. Меланезийцы каждое утро натощак пили морскую воду. В Новой Зеландии пищу запевали морской водой. На островах Самоа, Таите и Тонга население употребляло в пищу сырую рыбу, обмакивая её в морскую воду, налитую в скорлупу кокосовых орехов. В Северной Америке индейские племена высушивали и прессовали специальной вид морской водоросли и этим своеобразным пирогом закусывали каждый кусок пищи. У травоядных животных потребность в поваренной соли высока. Лошади, коровы, козы, овцы с удовольствием едят солёный корм. Дикие животные пьют воду солёных источников и едят солончаковые травы. Все пищевые продукты содержат поваренную соль в некотором количестве: мука – 0,01%, картофель – 0,04%, фрукты – 0,05 %, молоко – 0,15%. Прибавляя к пище ежедневно около 20 г соли, человек съедает в год 7 – кг, а за 70 лет – 500 кг.
Карбонат кальция.
Известняк. Это минерал органического происхождения. Он используется в строительстве, из него производят много строительных материалов. Он идёт на производство цемента, карбида кальция, соды, извести.
Мел. Из него изготавливают зубной порошок и школьные мелки. Это ценная добавка при производстве бумаги, резины, в строительстве – при побелки зданий.
Мрамор. Это плотная кристаллическая порода. Естественный цвет его белый, но различные примеси окрашивают его в различные цвета. Чистый мрамор встречается редко, его используют на работу скульптуры. Цветной мрамор используется как облицовочный материал в строительстве зданий.
Карбонат кальция. Входит в состав наружного скелета моллюсков (раковин), скорлупы яиц.
Фосфат кальция. Входит в состав внутренн его скелета позвоночных: костей, зубов. Он входит в состав апатитов и фосфоритов. Минерологи назвали так этот минерал, что в переводе апатит с греческого означает «обманщик». Он может менять свой внешний вид, то быть похожим на кварц, известняк или мрамор.
Лабораторная работа
«Знакомство с образцами солей».
Название вещества
Агрегатное
состояние
Цвет
Запах
Формула
Растворимость
в воде
Карбонат кальция
CaCO3
Кристаллогидрат сульфата меди (II) – медный купорос
CuSO4*5H2O
Хлорид натрия
NaCI
Кристаллогидрат сульфата железа (II) – железный купорос
FeSO4*7H2O
Сульфат магния
MgSO4
Тест
По теме: «Оксиды, кислоты, основания».
1 вариант.
1.Выберите букву с формулами веществ, в которой находятся формулы только кислотных оксидов:
а) Na2O, N2O, CuO;
б) CO2, P2O5, Cl2O7;
в) MgO, BaO, K2O;
г) Li2O, CaO, CO.
2. Выберите из списка веществ формулы только кислот:
а) НСI, AICI3, CO2, H2SO4
б) H2SO4, HCI, HNO3, HF
в) NaOH, BaCI2, CO, Ca(OH)2
г) AI(OH)3, NaOH, KOH, Ba(OH)2
3. Выберите формулу оксида серы (IV):
а)H2S б) CO в) HNO3 г) ZnO д) SO2
4. Выберите формулу серной кислоты:
а) H2SiO3 б) H2SO4 в) H2 SO3 г) H2 S
5. Выберите формулу гидроксида калия:
а) Ba(OH)2, б) NaOH в) KOH г) Ca(OH)2
6. Выберите формулы растворимого в воде основания:
а)Cu(OH)2 б) KOH в) LiOH г) AI(OH)3
7.Выберите формулы, в которых лакмус изменяет цвет на красный:
а) НСI б) H2SO4 в) NaOH г) KOH
Тест
По теме: «Оксиды, кислоты, основания».
2 вариант.
1.Выберите букву с формулами веществ, в которой находятся формулы только основных оксидов:
а) Na2O, N2O, CuO;
б) CO2, P2O5, Cl2O7;
в) MgO, BaO, K2O;
г) Li2O, CaO, CO.
2. Выберите из списка веществ формулы только оснований:
а) НСI, AICI3, CO2, H2SO4
б) H2SO4, HCI, HNO3, HF
в) NaOH, BaCI2, CO, Ca(OH)2
г) AI(OH)3, NaOH, KOH, Ba(OH)2
3. Выберите формулу оксида углерода (II):
а)H2S б) CO в) HNO3 г) ZnO д) SO2
4. Выберите формулу сернистой кислоты:
а) H2SiO3 б) H2SO4 в) H2 SO3 г) H2 S
5. Выберите формулу гидроксида кальция:
а) Ba(OH)2, б) NaOH в) KOH г) Ca(OH)2
6. Выберите формулы нерастворимого в воде основания:
а)Cu(OH)2 б) KOH в) LiOH г) AI(OH)3
7.Выберите формулы, в которых лакмус изменяет цвет на синий:
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(297) "Авторская разработка открытого урока по химии в 8 классе по теме Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации с применением сингапурских приёмов "
["seo_title"] => string(180) "avtorskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-khimii-v-8-klassie-po-tiemie-svoistva-soliei-v-svietie-tieorii-eliektrolitichieskoi-dissotsiatsii-s-primienieniiem-singhapurskikh-priiomov"
["file_id"] => string(6) "212505"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1431862295"
}
}