Интеллектуальная игра по теме
«Основные классы неорганических веществ»
Цель: способствовать формированию интереса к химии, развивать творческие способности учащихся, создавать условия для самовыражения.
Игра проводится среди учеников 8-х классов. Выбирается 4 команды по 6 игроков. В жюри -5 человек. Остальные учащиеся- зрители. Они делятся на 4 групп поддержки. Мероприятие проводится после прохождения темы «Основные классы неорганических веществ».
Оформление зала: над сценой гирлянды разноцветных шаров, плакаты с высказываниями ученых, писателей.
Оборудование: стеклянные пластинки, стакан, асбестированная сетка, спички, керамическая плитка, лучинка, химический стакан на 100мл, стеклянная палочка.
Реактивы: растворы NaOH, H2SO4, H2O, фенолфталиена, лакмуса, метилоранжа, концентрированная соляная кислота, 10-25% раствор аммиака, дихромат аммония, гидрокарбонат натрия, сахар, спирт, речной песок, концентрированная серная кислота, сахарная пруда.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Основные классы неорганических веществ »
Интеллектуальная игра по теме
«Основные классы неорганических веществ»
Цель: способствовать формированию интереса к химии, развивать творческие способности учащихся, создавать условия для самовыражения.
Игра проводится среди учеников 8-х классов. Выбирается 4 команды по 6 игроков. В жюри -5 человек. Остальные учащиеся- зрители. Они делятся на 4 групп поддержки. Мероприятие проводится после прохождения темы «Основные классы неорганических веществ».
Оформление зала: над сценой гирлянды разноцветных шаров, плакаты с высказываниями ученых, писателей.
Учитель: Ребята, на уроках мы познакомились с основными классами неорганической химии. Вы знаете, что эти вещества составляют основу химической науки. Все классы неорганической химии применимы и полезны во всех областях современной науки. Сегодня мы с вами проводим смотр знаний по этой теме в виде химической эстафеты, где вы сможете показать и применять знания, полученные на уроках.
Участвуют 4 команды. Игра состоит из 6 этапов. Зрители делятся на 4 групп поддержки. В перерывах между конкурсами - задания для групп поддержки. Для них всего 5 заданий. Члены группы поддержки может принести участникам команды дополнительные баллы. Поэтому будьте активными. Судить нашу эстафету будет жюри (представление членов жюри).
Разминка
Ответы на вопросы. Максимальная оценка за правильный ответ 1 балл.
1.Какие вещества называются кислотами?
2. Какие вещества называются основаниям?
3. Какие вещества называются солями?
4. Какие вещества называются оксидами?
5. По характеру оксиды бывают …
6. По растворимости основания делятся, на какие группы?
7.Почему NaOH и КОН называют едкими веществами?
8.По количеству атома водорода кислоты делятся, на какие группы?
9. При диссоциации щелочей образуются ионы …
10. При диссоциации, каких веществ образуются ионы водорода?
11.В каких веществах у фенолфталеина бывает не жизнь, а сплошная малина?
12.Какие вещества изменяют окраски в зависимости от среды?
13. Какие вещества называются индикаторами?
14. Соли делятся, на какие группы?
15. Что такое амфотерные оксиды?
II тур. «Распознай свое»
Среди перечисленных формул первая команда должна выбрать кислоты, вторая основания, третья соли, четвертая оксиды. Назвать эти вещества. За правильный ответ 1 балл.
Во время второго тура проводится конкурс болельщиков- химиков. Ниже приведены бытовые названия некоторых веществ. Напишите их химические формулы и систематические названия. За правильный ответ 1 балл.
Сода питьевая – гидрокарбонат натрия, NaHCO3,
Известь гашеная - гидроксид кальция, Са(OH)2
«Сухой лед» - углекислый газ, CO2,
Поташ – карбонат калия, K2CO3
Нашатырный спирт – гидроксид аммония, NH4OH
Едкое кали – гидроксид калия,KOH
Едкий натр - гидроксид натрия NaOH
Углекислый газ – оксид углерода(IV), CO2
Угарный газ – оксид углерода (II), CO
Речной песок – оксид кремния(IV),SiO2
Поваренная соль – хлорид натрия, NaCI
Мрамор – карбонат кальция, CaCO3
III тур. Установи соответствие
Задание 1-ой команде.
Установи соответствие между названиями и формулами кислот. За правильный ответ 1 балл.
Названия кислот: серная, азотная, соляная, ортофосфорная, кремниевая, фтороводородная.
Формулысолей: FeS, FeS2, Fe2S3, Fe 2(SO3)3, Fe SO3, Fe SO4, Fe 2(SO4)3, CuSO3, CuSO4, Cu2SO4, Cu2S, CuS, Fe(NO3)3.
Ответы: сульфатжелеза (III) - Fe 2(SO4)3, , сульфатжелеза (II) - Fe SO4 , сульфидмеди (II) – CuS , сульфидмеди (I) - Cu2S , сульфатмеди(I)- Cu2SO4, нитратжелеза (III) - Fe(NO3)3.
Задание №2 (группам поддержки)
Во время третьего тура проводится конкурс – викторина среди болельщиков- химиков. Каждое правильный ответ принесет участнику игры дополнительные баллы.
1. Название, какого химического элемента входило в состав названия сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер? (бор – забор)
2. Какой химический элемент состоит из названий двух животных? (мышьяк)
3. В состав, каких двух химических элементов входит напиток морских пиратов (хром, бром)
4. Какой благородный металл состоит из болотных водорослей? (платина)
5. Бел, как снег,
В чести у всех,
В рот попал
И там пропал (сахар)
4. Белый зайчик прыгает по черному полю (мел)
5. Название, какого химического элемента происходит от названия страны, занимающей (II) место по численности населения в мире? (индий)
6. В состав названия, какого металла входит дерево? (никель)
IV тур. Креcтики – нолики
Отдельные задания каждой команде:
Выберите 3 клетки по горизонтали, вертикали или диагонали, в которых записаны формулы веществ, взаимодействующих с:
1) раствором cерной кислоты
HCI
SO2
KOH
CO
Zn
NaCI
BaCI2
N2
Cu
2) раствором гидроксида натрия
C
Cu(OH)2
AI
FeCI3
CO2
HNO3
MgO
HBr
KCI
3) раствором хлорида меди (II)
H2S
Fe(OH)2
Ag
HNO3
KOH
Na2SO3
Zn
CaCO3
Ag NO3
4) оксидом кальция
HNO3
SO2
MgO
Cu
CI2
H2SO4
HCI
CO2
H2O
Задание №3 (группам поддержки)
Придумайте слова, имеющие отношение к химии, начинающиеся на букву…
1группа – о
2 группа- а
3 группа- р
4 группа – н
Образец: слово на букву «д»- доломит, дюралюминий, диссоциация, дисахариды. Держатель, ДНК и т.д.
Пока участники игры отвечают на вопросы 4 конкурса, группа поддержки каждого участника придумывает слова.
Ведущий: какие слова составила каждая группа поддержки? Каждое придуманное слово принесет участнику игры дополнительные баллы.
Члены группы поддержки называют слова. Жюри ведет учет набранным очкам.
V тур. Конкурс капитанов (экспериментальный)
Опыты проводятся капитанами одновременно и на время. После проведения дается объяснение. Оценивается конкурс в 5 баллов.
Под номерами даются три пробирки с растворами NaOH, H2SO4 , H2O . С помощью одного вещества определите содержимое пробирок. (для определения используются индикаторы)
Когда жюри подсчитывает сумму баллов, учитель показывает занимательные опыты школьникам.
Опыт №1. «Дым без огня» (Взаимодействие аммиака с кислотой)
Опыт №2. «Извержение вулкана» (Термическое разложение дихромата аммония)
Опыт №3. «Темно- серая змея» (Превращение гидрокарбонатов в карбонаты)
Опыт №4. Обугливание сахара под действием концентрированной серной кислоты.
Подведение итогов
Жюри подсчитывает сумму баллов и объявляет победителей. А также определяется лучший химик из команды и лучший болельщик- химик (номинация - «Зрительная симпатия»)
Литература:
Денисова В. Г. Мастер класс учителя химии/ В.Г. Денисова. – М.: «Глобус», 2010.
Стрельникова Л. Н. Из чего все сделано?/ Л. Н. Стрельникова.- М.:Яуза – пресс, 2011.
Савина Л. В. Я познаю мир/ Л.В. Савина.-М. :АСТ, 1996.
Мангутова Л. А. Популярная экология (Полезные советы в повседневной жизни)/ Л. А. Мангутова.-Казань: Экоцентр, 1997.
Артеменко А. И. Справочное руководство по химии/ А.И. Артеменко.-М.: Высшая школа, 1990.