Урок-игра по теме: «Основные классы неорганических веществ».
8 класс
Учитель: Моисеева Ирина Викторовна
Цель урока: более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации учебного материала, установление логической связи между новым и ранее изученным материалом.
Задачи урока:
образовательная – повторить основные понятия темы: оксиды, кислоты, основания, соли; анализировать и систематизировать вещества по их строению, отвечать на вопросы, делать выводы и обобщать.
воспитательная - формирование интереса к учению, стремления добиваться успеха в учёбе за счёт добросовестного отношения к своему труду, создание положительной психологической атмосферы, воспитание чувства взаимного уважения между ребятами для максимального раскрытия их способностей;
развивающая - развитие «химического» мышления, умения использовать терминологию, ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию.
Место урока в школьном курсе: урок изучается в разделе «Соединения химических элементов», играет важную роль в закреплении пройденного материала.
Планируемые результаты: урок должен помочь учащимся 8 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:
1) Личностные УУД: определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей; научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни; оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
2) Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель и составлять план выполнения задания; развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.
3) Познавательные УУД: научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы и обосновывать их; формулировать проблемы.
4) Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений (урок повторения).
Вид урока: урок - игра.
Педагогические технологии: педагогика сотрудничества, игровые технологии,
ИКТ.
Методы обучения: мозговой штурм; дискуссия; выполнение заданий, сопровождающихся проверкой; викторина; соревнование; демонстрация презентации.
Система оценивания: максимальное количество балов за первое задание - 10 баллов, за второе задание - 7 баллов. Сумма – 17 баллов. Баллы переводятся в оценки. Выставляются каждому члену команды только положительные оценки – «4» или «5». 10-13 баллов – «4»; 14-17 баллов – «5». Те команды, которые получают ниже 10 баллов остаются без оценок, но учитель должен обязательно их похвалить и поблагодарить за участие. Члены жюри получают «5».
Оборудование: мультимедийный проектор, электронная презентация, экран, листы с заданиями, презентация.
ХОД УРОКА
Организационный этап (учитель создает условия для доброжелательной обстановки на уроке; приветствие, проверка готовности к уроку, вступительное слово учителя).
I Этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Учитель: Ребята, отгадайте загадки, предложенные мною.
«Их получают путем горения,
Или сложных веществ разложения.
В них два элемента, один – кислород.
Я отнесу к ним и известь, и лёд».
Какие это вещества?
(О т в е т. Оксиды.)
«Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
А если активный металл попадёт,
Получим мы соль и ещё водород».
(О т в е т. Кислоты.)
«В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?»
(О т в е т. Щёлочи.)
«Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс…» (О т в е т. Соли.)
Учитель: Давайте попробуем теперь сформулировать цель нашего урока-игры.
(Ученики предлагают свои варианты).
Учитель: Да, вы правы. Целью сегодняшнего урока является повторение и обобщение знаний по этой теме в занимательной форме.
(Учитель распределяет учеников на четыре команды + четыре человека для жюри (по одному человеку на каждую команду)).
II Этап. Применение знаний и умений в новой ситуации. Обобщение и систематизация знаний.
Задание 1. В предложенных рядах исключите (вычеркните) одну «лишнюю» формулу – такую, которая не образует с остальными однородную группу. Объясните свой выбор.
За каждую правильно вычеркнутую формулу -1 балл, за правильное объяснение – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10 баллов.
Команда №1
В предложенных рядах исключите (вычеркните) одну «лишнюю» формулу – такую, которая не образует с остальными однородную группу. Объясните свой выбор.
1. CO2, Na2O, HBr, Cr2O3 ________________________________________________________________
2. LiOH, Ba(OH)2, NaOH, Al(OH)3_________________________________________________________
3. HCl, H2SO4, HNO2, H2SiO3 _____________________________________________________________
4. Ca(NO3)2, NaNO3, CuSO4, Fe(NO3)3 ______________________________________________________
5. H2CO3, H2SO3, H3PO4, H2SО4____________________________________________________________
Команда №2
В предложенных рядах исключите (вычеркните) одну «лишнюю» формулу – такую, которая не образует с остальными однородную группу. Объясните свой выбор.
1. SO3, K2O, N2O3, Cl2O7 ________________________________________________________________
2. KNO3, CaCO3, BaSO4, Li3PO4 ___________________________________________________________
3. H2SO4, HNO2, H2SiO3, H3PO4 ___________________________________________________________
4. Cu(OH)2, KOH, Fe(OH)3, Mg(OH)2 _______________________________________________________
5. K2SiO3, Mg(NO3)2, Na2S, AgCl _________________________________________________________
Команда №3
В предложенных рядах исключите (вычеркните) одну «лишнюю» формулу – такую, которая не образует с остальными однородную группу. Объясните свой выбор.
1. ZnO, Cu2O, NO2, MgO ________________________________________________________________
2. HBr, HNO2, HCl, H2S _________________________________________________________________
3. Cr(OH)3, Zn(OH)2, Mn(OH)2, Fe(OH)2 ___________________________________________________
4. NiSO4, Al2S3, HNO3, MnCl2 ____________________________________________________________
5. K3PO4, Ag3PO4, Ca3(PO4)2, AlPO4_______________________________________________________
Команда №4
В предложенных рядах исключите (вычеркните) одну «лишнюю» формулу – такую, которая не образует с остальными однородную группу. Объясните свой выбор.
1. H2S, NaNO2, H2SO4, H2CO3 ____________________________________________________________
2. Li2SO3, BaSO3, MgSO4, Na2SO3 _________________________________________________________
3. HCl, H2S, HNO3, HNO2 ________________________________________________________________________________________________
4. CsOH, Ba(OH)2, RbOH, FrOH___________________________________________________________
5. N2O3, Al2O3, CrO3, P2O3 _______________________________________________________________
III Этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель листает слайды презентации со 2 по 21 с ответами по гиперссылкам. Члены жюри отмечают баллы правильных ответов (каждый член жюри оценивает закреплённую за ним команду). Если вариант ответа не совпадает с ответом на презентации, но он правильный, то его засчитывают (учитель помогает членам жюри).
Допущенные ошибки обсуждаются в ходе проверки. Жюри оглашает результаты первого задания.
IV Этап. Применение знаний и умений в новой ситуации. Обобщение и систематизация знаний.
Задание 2.
За каждую правильную группу – 1 балл. За каждый правильный критерий – 1 балл. Максимальное количество баллов – 7 баллов.
Команда №1
Проанализируйте представленные химические формулы:
HCl, HNO2, H2SO4, H3PO4, H2SiO3, H2S, HNO3, H2CO3, H2SO3.
Разделите указанные вещества на:
а) две группы:
1. ___________________________________
2. ___________________________________ Критерий классификации: ______________________
б) три группы:
1. ___________________________________
2. ___________________________________
3. ___________________________________ Критерий классификации:_______________________
Команда №2
Проанализируйте представленные химические формулы:
Li2O, CaO, NO, Fe2O3, P2O3, N2O, Al2O3, N2O3, CO, Cu2O, BaO.
Разделите указанные вещества на:
а) две группы:
1. ___________________________________
2. ___________________________________ Критерий классификации: ______________________
б) три группы:
1. ___________________________________
2. ___________________________________
3. ___________________________________ Критерий классификации:_______________________
Команда №3
Проанализируйте представленные химические формулы:
NaOH, Cu(OH)2, LiOH, Cr(OH)3, Ca(OH)2, Al(OH)3, CuOH, Fe(OH)3, Mn(OH)2, Pb(OH)2.
Разделите указанные вещества на:
а) две группы:
1. ___________________________________
2. ___________________________________ Критерий классификации: ______________________
б) три группы:
1. ___________________________________
2. ___________________________________
3. ___________________________________ Критерий классификации:_______________________
Команда №4
Проанализируйте представленные химические формулы:
NaNO3, Ba3(PO4)2, FeCl3, AgCl, Cr(NO3)3, K3PO4, MgCl2, Li3PO4, Cu(NO3)2, AlPO4.
Разделите указанные вещества на:
а) две группы:
1. ___________________________________
2. ___________________________________ Критерий классификации: ______________________
б) три группы:
1. ___________________________________
2. ___________________________________
3. ___________________________________ Критерий классификации:_______________________
V Этап. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель листает слайды презентации со 22 по 28 с ответами по гиперссылкам. Члены жюри отмечают баллы правильных ответов (каждый член жюри оценивает закреплённую за ним команду). Если вариант ответа не совпадает с ответом на презентации, но он правильный, то его засчитывают (учитель помогает членам жюри).
Допущенные ошибки обсуждаются в ходе проверки. Жюри оглашает результаты второго задания и общее количество баллов. Баллы переводят в оценки: 14-17 баллов – «5»; 10-13 баллов – «4». Ставим только положительные оценки в журнал.
VI Этап. Рефлексия (подведение итогов занятия).
Учитель. Сегодня на уроке мы систематизировали ваши знания по теме «Основные классы неорганических веществ». И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, я прошу вас ответить на поставленные в таблице вопросы.
Сделайте вывод: (слайд 58)
Что было трудно запомнить на уроке | Что нового узнал на уроке | Что вызвало интерес на уроке |
1 2 3 | | |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1) В предложенных рядах исключите одну «лишнюю» формулу – такую, которая не образует с остальными однородную группу. Объясните свой выбор.
1. CO2, Na2O, HBr, Cr2O3 – не оксид
2. SO3, K2O, N2O3, Cl2O7 – оксид металла
3. LiOH, Ba(OH)2, NaOH, Al(OH)3 – нерастворимое основание
4. HCl, H2SO4, HNO2, H2SiO3 – бескислородная кислота
5. H2CO3, H2SO3, H3PO4, H2SО4 – трёхосновная кислота
6. Ca(NO3)2, NaNO3, CuSO4, Fe(NO3)3 – не нитрат
7. KNO3, CaCO3, BaSO4, Li3PO4 – растворимая соль
8. H2SO4, HNO2, H2SiO3, H3PO4 – нерастворимая кислота
9. Cu(OH)2, KOH, Fe(OH)3, Mg(OH)2 - щёлочь
10. ZnO, Cu2O, NO2, MgO – оксид неметалла
11. K2SiO3, Mg(NO3)2, Na2S, AgCl – нерастворимая соль
12. HBr, HNO2, HCl, H2S – кислородсодержащая кислота
13. Cr(OH)3, Zn(OH)2, Mn(OH)2, Fe(OH)2 – с.о. или заряд металла «+3»
14. NiSO4, Al2S3, HNO3, MnCl2 – не соль
15. K3PO4, Ag3PO4, Ca3(PO4)2, AlPO4 – растворимый фосфат
16. H2S, NaNO2, H2SO4, H2CO3 – не кислота
17. Li2SO3, BaSO3, MgSO4, Na2SO3 – не сульфит
18. HCl, H2S, HNO3, HNO2 – двухосновная кислота
19. CsOH, Ba(OH)2, RbOH, FrOH - с.о. или заряд металла «+2»
20. N2O3, Al2O3, CrO3, P2O3 - с.о. «+6»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
2) Проанализируйте представленные химические формулы:
HCl, HNO2, H2SO4, H3PO4, H2SiO3, H2S, HNO3, H2CO3, H2SO3.
Разделите указанные вещества на:
а) две группы:
1. ___________________________________
2. ___________________________________ Критерий классификации: раств. и нераств. или
кислородсод. и бескислородные.
б) три группы:
1. ___________________________________
2. ___________________________________
3. ___________________________________ Критерий классификации: по числу атомов Н.
3) Проанализируйте представленные химические формулы:
Li2O, CaO, NO, Fe2O3, P2O3, N2O, Al2O3, N2O3, CO, Cu2O, BaO.
Разделите указанные вещества на:
а) две группы:
1. ___________________________________
2. ___________________________________ Критерий классификации: оксиды М и НМ.
б) три группы:
1. ___________________________________
2. ___________________________________
3. ___________________________________ Критерий классификации: с.о. элемента +1, +2, +3.
4) Проанализируйте представленные химические формулы:
NaOH, Cu(OH)2, LiOH, Cr(OH)3, Ca(OH)2, Al(OH)3, CuOH, Fe(OH)3, Mn(OH)2, Pb(OH)2.
Разделите указанные вещества на:
а) две группы:
1. ___________________________________
2. ___________________________________ Критерий классификации: щёлочи и нерастворимые.
б) три группы:
1. ___________________________________
2. ___________________________________
3. ___________________________________ Критерий классификации: число гидроксид-ионов.
5) Проанализируйте представленные химические формулы:
NaNO3, Ba3(PO4)2, FeCl3, AgCl, Cr(NO3)3, K3PO4, MgCl2, Li3PO4, Cu(NO3)2, AlPO4.
Разделите указанные вещества на:
а) две группы:
1. ___________________________________
2. ___________________________________ Критерий классификации: растворимые и нераств.
б) три группы:
1. ___________________________________
2. ___________________________________
3. ___________________________________ Критерий классификации: хлориды, нитраты,
фосфаты.