Данная тема изучается на втором курсе, начальное представление о химических свойсвах кисолот они получили обучаясь в школе. Урок позволяет систематизировать знания, углубить знания о химических свойствах кислот. Большое внимание уделяется написанию химических уравнений и расстаноки коэффициентов, Для студентов это представляет сложность. Базовый уровень не позволяет им быстро расставлять коэффициенты, поэтому возникает необходимость в отработке умений написания уравнений и расстановке коэфффициентов. На данную тему отводится несколько уроков, чтобы у студентов умения перешди в нывыки. Для наглядности проводятся химические опыты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Окислительные свойства серной и азотной кислот »
Тема: окислительные свойства серной и азотной кислот.
Преподаватель химии ОАОУ СПО «Маловишерский техникум» Дмитриева Н.А.
Цель урока:
углубить и систематизировать знания студентов об окислительных свойствах серной и азотной кислот; развивать умения и навыки в написании уравнений химических реакций, составлении электронного баланса и расстановки коэффициентов в химических реакциях.
Задачи:
- рассмотреть правила и алгоритм составления уравнений ОВР;
- научить применять полученные знания для решения конкретных задач.
Формы обучения: разъяснение, рассуждение, общая характеристика.
Методы обучения: словесные (беседа, объяснение), наглядные (компьютерные), практические (упражнения).
Оборудование: концентрированная и разбавленная серная кислота и азотная кислоты, цинк, медь, красный фосфор, раствор гидроксида натрия, раствор нитрата серебра, скипидар.
До начала урока получаем дымящую азотную кислоту. Для этого в реторту или прибор, состоящий из колбы Вюрца и капельной воронки( соединение должно быть шлифовано)помещаем 50-60 г нитрата калия и добавляем 10-15 мл концентрированной серной кислоты. Конец реторты опускаем в колбу-приемник до дна. Приемник нужно охлаждать, нагревать в вытяжном шкафу. В приемнике собирается почти 100% азотная кислота. Хранить ее надо в темноте.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Проверка домашнего задания.
3.Объяснение нового материала.
4. Закрепление нового материала.
2. Фронтальный опрос.
1. Что такое окислительно - восстановительные реакции.
2. Что такое окислитель, какой процесс ему соответствует?
3. Что такое восстановитель, какой процесс ему соответствует?
Опрос у доски:
1) Самостоятельная работа у доски : химические свойства кислот. Написать уравнения химические реакций для азотной и серной кислот.
3. Преподаватель организует беседу о химических свойствах серной и азотной кислот. Отношение этих кислот к индикаторам, основными амфотерным оксидам, основаниям и амфотерным гидроксидам, солям, органическим в соединениям. Записываем уравнения соответствующих реакций, обсуждаем условия их протекания, практическое значение.
НNO3, H2 SO4 – индикатор (лакмус) – красный
2HNO3 + MqO = Mq (NO3 )2 + H2 O
6HNO3 + Al2 O3 = 2 Al (N03 )3 + 3 H2 O
H2 SO4 + 2 NaOH = Na2 SO4 + 2 H2 O
H2 SO4 + Zn (OH) = ZnSO4 + H2 O
H2 SO4 + BaCl2 = BaSO4 l + 2H Cl
Отношение серной кислоты к металлам. Обращаем внимание, что окислителем является ион водорода. В концентрированных растворах окислителем является ион SO4-2 ( за счет S ).
Н 2SO4 (конц) + Ме = сульфат Ме + А + Н 2 О
Чем больше восстановительной способностью обладает соединение, тем сильнее изменяется степень окисления серы.
А – продукт восстановления Н2 SO4
H2 S S SO2 H2 SO4
-2 0 +4 +6
Этот вывод относится и к случаям взаимодействия других восстановителей (неметаллов, сложных веществ) с концентрированной серной кислотой.
Сильная окислительная способность NO3- мотивируется малой устойчивостью NO3- и тем, что связь молекул воды с NO3- менее прочна , чем с SO42- (энергия гидратации оценивается в 310 кдж/моль, а в 1100 кдж/моль)
HNO3 + Me = нитрат Me + A + H 2O
А – продукт восстановления
NH 4 NO3 N2 N 2O NO NO2 HNO3
-3 0 +1 +2 +4 +5
Степень окисления меняется в зависимости от концентрации ионов и в зависимости от восстановительной способности металла. Сильные окислительные свойство дымящей азотной кислоты демонстрируем в реакции азотной кислоты со скипидаром.
Опыт. В фарфоровую чашку налить несколько мл азотной кислоты, добавить равный объем серной кислоты. Чашку поставить в большой стакан или за защитный экран. При помощи пипетки добавить несколько капель скипидара. Наблюдается вспышка.
4. Для закрепления пройденного материала преподаватель организует работу у доски. Студенты пишут уравнения химических реакций, составляют электронный баланс и расставляют коэффициенты.
Си + 4НN0 3 (конц) = Си (N0 3) + 2NO2 + 2H 2O
Си0 – 2е- = Си2+ 1 восстановитель, процесс окисления
N5+ + 1е- = N 4+ 2 окислитель, процесс восстановления
Си + 2Н 2 S0 4 (конц) = Си S0 4 + S0 2 + 2H 2O
Си0 – 2е- = Си2+ 2 восстановитель, процесс окисления
S6++ 2е- = S 4+ 2 окислитель, процесс восстановления
5Си + 12НN0 3 (разб) = 5Си (N0 3) 2+ N2 + 6H 2O
Си0 – 2е- = Си2+ 5 восстановитель, процесс окисления
2N5+ + 10е- = N2 0 1 окислитель, процесс восстановления
4Си + 10НN0 3 (разб) = 4Си (N0 3) 2+ N2 О + 5H 2O
Си0 – 2е- = Си2+ 4 восстановитель, процесс окисления
2N5+ + 8 е- = N2 1+ 1 окислитель, процесс восстановления
Домашнее задание.
Задача 1. Какой объем серной кислоты с массовой долей 0,98 (плотность 1,84 г/мл) нужно израсходовать в реакции с медью, чтобы выделилось 1,14 л оксида серы (4)?
Задача 2. Какой объем газа (н.у) выделится при взаимодействии 12, 7 г меди с 70 мл азотной кислоты с массовой долей 0,96 (плотность 1, 497 г/мл)? Какой объем займут газообразные вещества, выделившегося при прокаливании полученной соли?