kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общая характеристика элементов 4 А группы. углерод и кремний

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный урок направлен на формирование у учащихся общего представления об элементах входящих  в состав 4 – ой группы, изучение их основных свойств, рассмотрение их биохимической роли и применение основных соединений элементов. развить навыки письменной и  устной речи, мышления, умение использовать полученные знания для решения различных заданий. воспитать чувство потребности познания нового.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«общая характеристика элементов 4 А группы. углерод и кремний »

План урока

Общая характеристика элементов ІV А группы.

Углерод и кремний

Цель:

Образовательная: сформировать у учащихся общее представление об элементах входящих в состав 4 – ой группы, изучить их основные свойства, рассмотреть их биохимическую роль и применение основных соединений элементов.

Развивающая: развить навыки письменной и устной речи, мышления, умение использовать полученные знания для решения различных заданий.

Воспитывающая: воспитать чувство потребности познания нового.

Ход урока

Повторение пройденной темы:

  1. Сколько элементов относится к неметаллам? Укажите их место в ПСХЭ?

  2. Какие элементы относятся к органогенным?

  3. Укажите агрегатное состояние всех неметаллов.

  4. Из скольких атомов состоят молекулы неметаллов?

  5. Какие оксиды называются несолеобразующими? Написать формулы несолеобразующих оксидов неметаллов.

  6. Осуществить цепочку превращений:

Cl2 → HCl → CuCl2 → ZnCl2 → AgCl

  1. Последнее уравнение реакции записать в ионном виде.

  2. Дописать возможные уравнения реакций:

1) H2 + Cl2 = 6) CuO + H2 =

2) Fe + Cl2 = 7) KBr + I2 =

3) NaCl + Br2 = 8) Al + I2 =

4) Br2 + KI = 9) F2 + H2O =

5) Ca + H2 = 10) SiO2 + HF =

  1. Записать уравнения реакций взаимодействия азота с а) кальцием; б) с водородом; в) с кислородом.

  2. Осуществить цепочку превращений:

N2 → Li3N → NH3 → NO → NO2 → HNO3

  1. При разложении 192 г нитрита аммония по реакции NH4NO2 = N2 + 2H2O было получено 60 л азота. Найти выход продукта от теоретически возможного.





Изучение нового материала.

К 4 А группе относятся р-элементы: углерод, кремний, германий, олово и свинец. Отличаясь числом энергетических уровней, невозбужденные атомы их имеют на внешнем уровне по 4 электрона. В связи с увеличением в группе сверху вниз числа заполняемых электронных слоев и размеров атома ослабляется притяжение внешних валентных электронов к ядру, поэтому неметаллические свойства элементов в подгруппе сверху вниз ослабляются и усиливаются металлические свойства. Тем не менее углерод и кремний существенно отличаются по свойствам от других элементов. Это типичные неметаллы. У германия имеются металлические признаки, а у олова и свинца они преобладают над неметаллическими.

В природе углерод встречается в свободном состоянии в виде алмаза и графита. Содержание углерода в земной коре составляет около 0,1%. Он входит в состав природных карбонатов: известняка, мрамора, мела, магнезита, доломита. Углерод является главной составной частью органических веществ. Уголь, торф, нефть, дерево и природный газ рассматриваются обычно как горючие материалы, применяемые в качестве топлива.

Физические свойства. Углерод как простое вещество существует в несколько аллотропных формах: алмаз, графит, карбин и фуллерен, которые имеют резко различные физические свойства, что объясняется строением их кристаллических решеток. Карбин – мелкокристаллический порошок черного цвета, впервые синтезирован в 60 – х годах советскими химиками, позднее был найден в природе. При нагревании до 2800º без доступа воздуха превращается в графит. Фуллерен - в 80 – х годах были синтезированы сферические структуры, образованные атомами углерода, названные фуллеренами. Они представляют собой замкнутые структуры, состоящие из определенного числа атомов углерода – С60 , С70.

Химические свойства. В химическом отношении углерод при нормальных условиях инертен. Реакционная способность усиливается при повышении температуры. При высоких температурах углерод взаимодействует с водородом, кислородом, азотом, галогенами, водой и некоторыми металлами и кислотами.

  1. При пропускании водяных паров через раскаленный уголь или кокс получается смесь оксида углерода (ІІ) и водорода:

C + H2O = CO + H2 (водяной пар),

Эта реакция проходи при 1200º, при температуре ниже 1000º происходит окисление до СО2:

С + 2H2O = СО2 + 2H2.

  1. Промышленно важным процессом является превращение водяного газа в метанол (метиловый спирт):

СО + 2H2 = СН3ОН

  1. Под воздействием высоких температур углерод способен взаимодействовать с металлами, образуя карбид, среди них выделяют «метаниды» и «ацетилениды», в зависимости от того, какой газ выделяется при взаимодействии их с водой или кислотой:

СаС2 + HCl = CaCl2 + C2H2

Al4C3 + 12H2O = 2Al(OH)3↓ + 3CH4

  1. Большое практическое значение имеет карбид кальция, который получается нагреванием извести СаО и кокса в электропечах без доступа воздуха:

СаО + 3С = СаС2 + СО

Карбид кальция используют для получения ацетилена:

СаС2 + 2H2O = Са(ОН)2 + C2H2

  1. Однако для углерода характерны реакции, в которых он проявляет восстановительные свойства:

2ZnO + C = Zn + СО2

Cоединения углерода.

  1. Оксид углерода (СО) – угарный газ. В промышленности его получают пропусканием углекислого газа над раскаленным углем при высокой температуре. В лабораторных условиях СО получают действием конц.серной кислоты на муравьиную кислоту при нагревании (серная кислота отнимает воду):

НСООН = H2O + СО↑

  1. Оксид углерода (СО2) – углекислый газ. В атмосфере углекислого газа мало 0,03% по объему, или 0,04 % по массе. Поставляют в атмосферу вулканы и горячие источники, и, наконец, человек сжигает горючие ископаемые. Атмосфера все время обменивается газами с океанической водой, которая содержит в 60 раз больше углекислого газа, чем атмосфера. Известно, что углекислый газ хорошо поглощает солнечные лучи в инфракрасной области спектра. Тем самым углекислый газ создает парниковый эффект и регулирует глобальную температуру.

В лабораторных условиях углекислый газ получают действием соляной кислоты на мрамор:

СаCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O + СО2





Свойство углекислого газа не поддерживать горение используется в противопожарных устройствах. При повышении давления растворимость углекислого газа резко возрастает. На этом основано его применение в изготовлении шипучих напитков.

Угольная кислота существует только в растворе. При нагревании раствора она разлагается на оксид углерода и воду. Соли кислоты устойчивые, хотя сама кислота неустойчива.

Важнейшей реакцией на карбонат – ион является действие разбавленных минеральных кислот – соляной или серной. При этом с шипением выделяются пузырьки углекислого газа, а при пропускании его через раствор гидроксида кальция (известковую воду) он мутнеет в результате образования карбоната кальция.

Кремний. После кислорода это самый распространенный элемент на Земле. Он составляет 25,7 % массы земной коры. Значительная его часть представлена оксидом кремния, называемого кремнеземом, который встречается в виде песка или кварца. В очень чистом виде оксид кремния встречается в виде минерала, называемого горным хрусталем. Кристаллический оксид кремния, окрашенный различными примесями, образует драгоценные и полудрагоценные камни: агат, аметист, яшму. Другая группа природных соединений кремния составляет силикаты – производные кремниевой кислоты.

В промышленности кремний получают восстановлением оксида кремния коксом в электрических печах:

SiO2 + 2C = Si + 2CO

В лабораториях в качестве восстановителей используют магний или алюминий:

SiO2 + 2Mg = Si + 2MgO

3 SiO2 + 4Al = Si + 2Al2O3.

Наиболее чистый кремний получают восстановлением тетрахлорида кремния парами цинка:

SiCl4 + 2Zn = Si + 2ZnCl2

Физические свойства. Кристаллический кремний – хрупкое вещество темно – серого цвета со стальным блеском. Структура кремния аналогична структуре алмаза. Кремний используют в качестве полупроводника. Из него изготавливают так называемые солнечные батареи, превращающие световую энергию в электрическую. Кремний используют в металлургии для получения кремнистых сталей, обладающих высокой жаростойкостью и кислотоупорностью.

Химические свойства. По химическим свойствам кремний, как и углерод, является неметаллом, но неметалличность его выражена слабее, так как он имеет большую величину атомного радиуса.

Кремний при обычных условиях химически довольно инертен. Непосредственно он взаимодействует только с фтором, образуя фторид кремния:

Si + 2F2 = SiF4

Кислоты (кроме смеси плавиковой НF и азотной) на кремний не действуют. Но он растворяется в гидроксидах щелочных металлов:

Si + NaOH + H2O = Na2SiO3 + 2H2

При высокой температуре в электрической печи из смеси песка и кокса получается карбид кремния SiC – карборунд:

SiO2 + 2С = SiC + СО2

Из карбида кремния изготавливают точильные камни и шлифовальные круги.

Соединения металлов с кремнием называются силицидами:

Si + 2Mg = Mg2Si

При действии на силицид магния соляной кислотой получается простейшее водородное соединение кремния силан – SiH4:

Mg2Si + 4НСl = 2MdCl2 + SiH4

Силан – ядовитый газ с неприятным запахом, сомовоспламеняющийся на воздухе.

Соединения кремния. Диоксид кремния – твердое тугоплавкое вещество. В природе распространен в двух видах кристаллический и аморфный кремнезем. Кремневая кислота - является слабой кислотой, при нагревании легко разлагается на воду и диоксид кремния. Может быть получена как в виде студнеобразной массы, содержащей воду, так и в виде коллоидного раствора (золя). Соли кремниевой кислоты называются силикатами. Природные силикаты – довольно сложные соединения, их состав обычно изображается как соединение нескольких оксидов. Только силикаты натрия и калия растворимы в воде. Их называют растворимым стеклом, а их раствор – жидким стеклом.

Задания для закрепления.

1.

2. Дописать возможные уравнения реакций, решить задачу.

1 команда

 

2 команда

 

3 команда

CaCO3 + NaOH —

H2SO4+ HCl —

CaCO3 +? — ? + CO2 +H2O

NaOH + H2SO4

CaCO3 + H2SO4

K2 SO4 + CO2 +H2O —

CaCO3

CaCO3 +KOH —

CaCl2 +Na2 Si O3

Si O2 + H2SO4

CaO + CO2

CaO + Si O2

Ca2+ + CO3-2

H+ + OH-

CaCl2 ++ NaOH —

Задача:

При восстановлении оксида железа (111) углеродом, было получено 10,08 г железа, что составило 90% от теоретически возможного выхода. Какова масса взятого оксида железа (III)?

Задача:

Сколько силиката натрия получится при сплавлении оксида кремния (IV) с 64,2 кг соды, содержащей 5% примесей?

Задача:

При действии соляной кислоты на 50 г карбоната кальция получилось 20г оксида углерода (IV). Каков выход оксида углерода (IV) (в %) от теоретически возможного?

  1. Кроссворд.

По вертикали: 1. Соль угольной кислоты.

По горизонтали: 1. Самое твердое природное вещество на Земле. 2. Строительный материал. 3. Вещество, применяемое для изготовления теста. 4. Соединения кремния с металлами. 5. Элемент главной подгруппы 1V группы ПС химических элементов. 6. Соли угольной кислоты, содержащие водород. 7. Природное соединение кремния.

Домашнее задание: стр.210 – 229.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
общая характеристика элементов 4 А группы. углерод и кремний

Автор: Базовая Елена Сергеевна

Дата: 10.02.2015

Номер свидетельства: 170923

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Общая характеристика неметаллов. Элементы І\/А группы."
    ["seo_title"] => string(62) "obshchaia-kharaktieristika-niemietallov-eliemienty-i-a-ghruppy"
    ["file_id"] => string(6) "292742"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455343064"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа по химии в 9 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-9-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111951"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408096071"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Презентация по химии на тему"Первоначальные представления об органических веществах"(9 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_po_khimii_na_temu_pervonachalnye_predstavleniia_ob_organicheskikh_"
    ["file_id"] => string(6) "624857"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1675528490"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "конспект урока "Углерод" "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-ughlierod"
    ["file_id"] => string(6) "129078"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415633460"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства