kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение знаний по органической химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится по типу интелектуальной игры для старшеклассников. Класс делится на три группы по рядам. В игровой форме происходит повторение и обобщение основных понятий и определений, обобщение знаний об основных классах органических веществ: их строении, изомерии и номенклатуре, применение и получение, умении записывать уравнения реакций доказывающие их свойства, проводят опыты по определению органических веществ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний по органической химии»

«ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ».


Цели урока:

1.Образовательные: Знать основные положения теории А.М.Бутлерова и их доказательства, значение теории для развития современной теории строения.

На основе положений и понятий теории обобщить знания об основных классах органических веществ: знать их строение, свойства, применение и получение, уметь записывать уравнения реакций, доказывающие свойства данных веществ.

Уметь различать понятия «гомолог» и «изомер», уметь на конкретных примерах записывать изомеры и назвать их.

Уметь проводить опыты по определению органических веществ, соблюдая правила по технике безопасности.

2.Развивающие: Развивать у учащихся желание познать многообразие органических веществ, их свойства и применение во всех сферах жизнедеятельности.

3.Воспитательные: Продолжить формирование навыков работать самостоятельно и в коллективе, уметь выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: Урок обобщения знаний, их систематизации и формирования умений и навыков.


Урок проводится по типу интеллектуальной игры для старшеклассников. Подготовка к уроку начинается заранее. Проводятся уроки повторения и обобщения знаний по органической химии. Учащихся предупреждают о проведении такого урока в форме игры. Класс делится на три команды. Каждая команда получает домашнее задание:

1)Придумать название команды (оно должно быть связано с органической химией, органическими веществами), защитить это название, придумать девиз.

Для проведения урока приглашают жюри: классных руководителей, администрацию школы, учителей химии, биологии и других. Для проведения конкурсов приглашаются ассистенты- помощники.

ХОД УРОКА.

1.Вступление. Слово учителя. Сегодня на нашем уроке-игре принимают участие 3 команды. Нашу игру будет судить жюри:


ЗНАКОМСТВО. Представление команд. Название команды, девиз, представление капитана. ( По 5-бальной системе)

КОНКУРС №1 «Химический диктант»

Для всех учащихся раздают полоски бумаги со шкалой, где проставлены цифры от 1 до 20. Учащиеся подписывают номер команды и название вещества. Ответы оформляются и на шкале, если вопрос соответствует данному веществу, то на шкале по номеру вопроса отмечается «+».

Для этого диктанта дается 3 вещества: бензол, метан, глюкоза. Каждая команда вытягивает свое вещество и отвечает на вопросы о нем.

За диктант максимальная оценка —5 баллов (выставляют средний балл для всей команды).

КОНКУРС №1 «Химический диктант»

1.Отвечает общей формуле ряда СnH2n-6 .

2.Применяется в качестве топлива.

3.Находит применение в пищевой промышленности.

4.Не образует изомеров

5.Легкокипящая бесцветная жидкость, нерастворимая в воде, со своеобразным запахом.

6.Образуется в процессе фотосинтеза.

7.При нагревании разлагается на простые вещества.

8.Используют для получения растворителей, волокон, пластмасс.

9.Дает реакцию «серебряного зеркала».

10.Проявляет свойства предельных и непредельных углеводородов.

11.Содержится во всех органах растений: плодах, корнях, листьях.

12.Можно синтезировать из простых веществ.

13.Вступает в реакцию замещения с галогенами.

14.Имеет два циклических (оптических) изомера.

15.Бесцветный газ, легче воздуха, образуется при гниении органических веществ, называется «болотным или рудничным газом».

16.Относится к классу углеводов.

17.Вещество, которое получают в реакции Зелинского.

18Является главной составной частью природного газа.

19.Вступает в реакцию присоединения.

20.Важным свойством данного вещества является брожение.


КОНКУРС №2 «Кто быстрее»

На доске написаны фамилии ученых: Бутлеров, Зелинский, Лебедев, Кекуле, Кучеров, Фаворский, Зинин, Бертло, Вюрц, Фишер, Шеврель, Марковников.

На билетах, которые вытягивают учащиеся, написаны уравнения реакций, надо выбрать, имя какого ученого носит данная реакция? Ради получения какого вещества она была осуществлена, где имела применение? (3балла)

3C2H2C6H6 (Зелинский)

C2H2+H2OCH3-CHO (Кучеров)

C6H6NO2+6HC6H6NH2+2H2O (Зинин)

2C2H5OHCH2=CH-CH=CH2+H2O+H2 (Лебедев)

2CH3Cl +2NaCH3-CH3 +2NaCl(Вюрц)

КОНКУРС №3 «Перевертыши»

В предложениях зашифровывается их смысл, только наоборот. Вот и сегодня вы попытайтесь правильно отгадать положения теории А.М Бутлерова, зашифрованные в моих высказываниях. Необходимо не только назвать эти положения теории, но и дать им точное определение. Кто знает—поднимает руку. Этот конкурс оценивается по 3-балльной системе (за каждое положение).

«Молекулы вне вещества находятся в беспорядке, в несоответствии с их степенью окисления. Кремний в чистом виде имеет неопределенную степень окисления.»

(Ответ. Это первое положение теории Бутлерова. «Атомы в молекулах органических соединений располагаются не беспорядочно, а соединены в определенной последовательности согласно их валентности. Углерод в соединениях 4-х валентен».)


«Молекулы и единичная молекула обратимо бездействуют сами по себе».

(Ответ. Это четвертое положение теории. «Атомы и группы атомов взаимно влияют друг на друга».)


«На составе тел нельзя найти их характер и на характере потерять состав».

(Ответ. Это третье положение теории. «По строению веществ можно предсказать их свойства, а по свойствам определить строение».)


«Характер тела свободен только от бракованной, но бесчисленной части и от хаоса разложения молекул в веществах».

(Ответ. Это второе положение теории. «Свойства веществ зависят не только от качественного и количественного состава, но и от порядка соединения атомов в молекулы».)


Конкурс №4 «Химик—эрудит»

Каждая команда вытягивает конверт с заданием. В конверт вложено несколько экземпляров этого задания (3-4) для того, чтобы работала каждая парта.

Даны вещества. какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом? Запишите возможные уравнения реакций. Составьте генетическую цепочку из данных веществ, можно использовать получившиеся вещества.

Через некоторое время ( 7-10мин) пригласить к доске по одному человеку от каждой команды, они должны записать на доске возможные уравнения реакций и генетические цепочки. Учитель вместе с членами жюри проверяют написанное на доске. Члены команд могут вносить исправления или дополнения.

Конкурс оценивается максимально в 10 баллов.

БИЛЕТ №1

Даны вещества: C6H6; H2; C2H2; HCl; HNO3; O2, to нагревание. Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом. Запишите возможные уравнения реакций.


БИЛЕТ №2

Даны вещества:C2H4; H2; Cl2; C2H5OH; H2O; Na; O2, to нагревание. Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом. Запишите возможные уравнения реакций.

БИЛЕТ №3

Даны вещества: C2H6; Cl2; C2H5OH; CH3COOH; CO2; H2O; Na; to нагревание. Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом. Запишите возможные уравнения реакций.


Конкурс №5 «Наглая ложь».

Это конкурс, в котором говорят правду вместе с ложными подстановками. Их нужно отгадать и сразу поднять руку. За каждый правильный ответ - найденную ошибку- присуждается 1 балл.

«Совсем не так давно, в 1941году, академиком Сергеем Васильевичем Лебедевым было синтезировано первое синтетическое волокно. Волокно обладало превосходными эластичными свойствами, и поэтому его стали применять для изготовления автомобильных шин, прокладок, обуви, пластмасс и рыболовной лески.

Именно с этого времени стала широко развиваться промышленность синтетического каучука. Обладающего свойством эластичности, так как он имеет транс- строение. Здесь же выпускают пластмассы, которые получают из природных полимеров. Изделия из таких пластмасс приобретают все большее значение в развитии всех отраслей производства.

Для формования различных изделий из пластмасс – мономер продавливают через фильеру.

В последнее время отдается предпочтение изделиям из термореактивных пластмасс: полиэтилену, полипропилену, фенолформальдегидным.

Более древней группой пластмасс, используемых человеком с древних времен. являются природные волокна: хлопковое, шерстяное, вискозное. Советскими учеными в этом же институте было получено искусственное волокно-лавсан.

В организме человека тоже есть волокна: например мышечные. В их состав входят белки. Сейчас некоторые белки синтезируют искусственно в лабораториях. Там белок получают путем реакции полимеризации из мономеров белков — нуклеиновых кислот. Известно два вида нуклеиновых кислот: аланин и глицин. Все белки представляют собой чередование этих двух аминокислот, соединенных между собой водородными связями.

Поэтому белки называются «дипептиды». Белки – низшая ступень развития вещества в природе, обусловившая появление жизни».


Конкурс №6 практический—«Сделай сам». Экспериментальное задание по определению органических веществ. Определите данное органическое вещество, запишите качественные реакции. Задания для каждой команды лежат в конвертах, надо подойти и выбрать любой. Затем в команде после обсуждения выделяют 1 или 2 человека для выполнения этого задания у доски. Выполнение опытов проводится под руководством лаборанта.

Максимальная оценка за этот конкурс- 5 баллов.


КОНКУРС №7 «Химическая эстафета»

ЗАДАНИЕ №1

Каждая команда получает по жребию свое задание, и один человек из команды, проходя по классу, должен на каждый шаг назвать гомолог данного гомологического ряда (подряд 7гомологов).Чем быстрее он пройдет и без ошибок произнесет, тем выше получает балл, необходимо засечь время на секундомере. ( 2 балла)

БИЛЕТ №1

Назвать подряд 7 гомологов, гомологического ряда предельных одноатомных спиртов по систематической номенклатуре.


БИЛЕТ №2

Назвать подряд 7 гомологов, гомологического ряда этилена по систематической номенклатуре.


БИЛЕТ №3

Назвать подряд 7 гомологов, гомологического ряда альдегидов по систематической номенклатуре.


ЗАДАНИЕ №2

Написать возможные изомеры для данного вещества, назвать. Кто быстрее.? (Дать несколько экземпляров билетов—на каждую парту).( 4 балла)

БИЛЕТ №1

Составьте формулы возможных изомеров отвечающих формуле С5H11OH, назовите их.


БИЛЕТ №2

Составьте формулы возможных изомеров отвечающих формуле С5H10, назовите их.


БИЛЕТ №3

Составьте формулы возможных изомеров отвечающих формуле С5H8, назовите их.


КОНКУРС №8 «Кто он?»

В этом конкурсе пойдет речь об ученых-химиках, которые работали в основном в области органической химии. Для того чтобы отгадать, о каком ученом идет речь. я вам буду давать подсказки. Если вы угадаете с первой-10 баллов,. если со второй-9 баллов, если с третьей—8 баллов и т.д.

Первая загадка:

1-ая подсказка: Уже в 9лет получил кличку «Великий химик».

2-ая подсказка: Учился у крупнейших ученых, НН Зинина и К.К.Клауса.

3-я подсказка: Увлекался биологией, написал диссертацию «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны».

4-я подсказка: В 1849году окончил университет и был удостоен степени кандидата.

5-я подсказка: В 23 года читал лекции в Казанском университете, а в 25 лет написал третью диссертацию по химии.

6-я подсказка: Создал теорию строения органических веществ.

(Ответ: Александр Михайлович Бутлеров.)


Вторая загадка:

1-ая подсказка: Его год рождения совпал с годом начала Отечественной войны 1812года. Родился недалеко от границы с Ираном.

2-ая подсказка: Одним из любимых композиторов его был Александр Александрович Алябьев, особенно его произведение «Соловей».

3-я подсказка: В 1830году он поступает на математическое отделение философского факультета Казанского университета.

4-я подсказка: В Казани читает лекции по органической и аналитической химии.

5-я подсказка: Он обладал исключительной памятью и отличался большой начитанностью. К нему за справками обращались и физики, и химики, и математики, и медики.

6-я подсказка: О нем писали: «Если бы он не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда его имя осталось бы записанным золотыми буквами в истории химии».

(Ответ: Николай Николаевич Зинин.)

Третья загадка:

1-ая подсказка: Родился он 11ноября 1833года в Петербурге.

2-ая подсказка: Из всех изучаемых предметов ему больше всего нравилась химия. В 12лет он превращает свою квартиру в своеобразную химическую лабораторию.

3-я подсказка: Осенью 1850года он поступает в медико-хирургическую академию.

4-я подсказка: Он написал балладу: Море бурно шумит, волны седые катит.

По морю едет пловец, молодой и отважный,

Везет он с собой товар, дорогой, непродажный.

А ветер и волны навстречу бегут

И пеной холодной пловца обдают.

5-я подсказка: Внес много нового в химическую науку: получил особым способом бутан, впервые в мире фторорганическое соединение, проделал две оригинальные работы с бензолом и хлориодоформом.

6-я подсказка: Написал оперу «Князь Игорь».

(Ответ: Александр Порфирьевич Бородин.)


В конце урока подводятся итоги. Жюри объявляет победителей.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Обобщение знаний по органической химии

Автор: Сибгатуллина Галия Нафисулловна

Дата: 01.01.2016

Номер свидетельства: 271581

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа по химии в 9 классе ( 2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна базовый уровень "
    ["seo_title"] => string(117) "rabochaia-proghramma-po-khimii-v-9-klassie-2-chasa-v-niedieliu-vsiegho-68-chasov-umk-o-s-gabriieliana-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "111951"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408096071"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Рабочая программа факультативного курса по химии в 10 классе "Основы органической химии" "
    ["seo_title"] => string(96) "rabochaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-po-khimii-v-10-klassie-osnovy-orghanichieskoi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "114354"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1411459596"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Проект открытого урока Брейн-ринг  «В мире органической химии» "
    ["seo_title"] => string(68) "proiekt-otkrytogho-uroka-briein-ringh-v-mirie-orghanichieskoi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "133542"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416535600"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Обобщение, систематизация и коррекция знаний по органической химии."
    ["seo_title"] => string(80) "obobshchieniie_sistiematizatsiia_i_korriektsiia_znanii_po_orghanichieskoi_khimii"
    ["file_id"] => string(6) "440055"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1511289292"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Пояснительная записка к рабочей программе по химии для детей с ОВЗ. "
    ["seo_title"] => string(77) "poiasnitiel-naia-zapiska-k-rabochiei-proghrammie-po-khimii-dlia-dietiei-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "108279"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403636194"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства