Урок проводится по типу интелектуальной игры для старшеклассников. Класс делится на три группы по рядам. В игровой форме происходит повторение и обобщение основных понятий и определений, обобщение знаний об основных классах органических веществ: их строении, изомерии и номенклатуре, применение и получение, умении записывать уравнения реакций доказывающие их свойства, проводят опыты по определению органических веществ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний по органической химии»
«ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО КУРСУ ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ».
Цели урока:
1.Образовательные: Знать основные положения теории А.М.Бутлерова и их доказательства, значение теории для развития современной теории строения.
На основе положений и понятий теории обобщить знания об основных классах органических веществ: знать их строение, свойства, применение и получение, уметь записывать уравнения реакций, доказывающие свойства данных веществ.
Уметь различать понятия «гомолог» и «изомер», уметь на конкретных примерах записывать изомеры и назвать их.
Уметь проводить опыты по определению органических веществ, соблюдая правила по технике безопасности.
2.Развивающие: Развивать у учащихся желание познать многообразие органических веществ, их свойства и применение во всех сферах жизнедеятельности.
3.Воспитательные: Продолжить формирование навыков работать самостоятельно и в коллективе, уметь выделять главное, сравнивать, делать выводы.
Тип урока: Урок обобщения знаний, их систематизации и формирования умений и навыков.
Урок проводится по типу интеллектуальной игры для старшеклассников. Подготовка к уроку начинается заранее. Проводятся уроки повторения и обобщения знаний по органической химии. Учащихся предупреждают о проведении такого урока в форме игры. Класс делится на три команды. Каждая команда получает домашнее задание:
1)Придумать название команды (оно должно быть связано с органической химией, органическими веществами), защитить это название, придумать девиз.
Для проведения урока приглашают жюри: классных руководителей, администрацию школы, учителей химии, биологии и других. Для проведения конкурсов приглашаются ассистенты- помощники.
ХОД УРОКА.
1.Вступление. Слово учителя. Сегодня на нашем уроке-игре принимают участие 3 команды. Нашу игру будет судить жюри:
ЗНАКОМСТВО. Представление команд. Название команды, девиз, представление капитана. ( По 5-бальной системе)
КОНКУРС №1 «Химический диктант»
Для всех учащихся раздают полоски бумаги со шкалой, где проставлены цифры от 1 до 20. Учащиеся подписывают номер команды и название вещества. Ответы оформляются и на шкале, если вопрос соответствует данному веществу, то на шкале по номеру вопроса отмечается «+».
Для этого диктанта дается 3 вещества: бензол, метан, глюкоза. Каждая команда вытягивает свое вещество и отвечает на вопросы о нем.
За диктант максимальная оценка —5 баллов (выставляют средний балл для всей команды).
КОНКУРС №1 «Химический диктант»
1.Отвечает общей формуле ряда СnH2n-6 .
2.Применяется в качестве топлива.
3.Находит применение в пищевой промышленности.
4.Не образует изомеров
5.Легкокипящая бесцветная жидкость, нерастворимая в воде, со своеобразным запахом.
6.Образуется в процессе фотосинтеза.
7.При нагревании разлагается на простые вещества.
8.Используют для получения растворителей, волокон, пластмасс.
9.Дает реакцию «серебряного зеркала».
10.Проявляет свойства предельных и непредельных углеводородов.
11.Содержится во всех органах растений: плодах, корнях, листьях.
12.Можно синтезировать из простых веществ.
13.Вступает в реакцию замещения с галогенами.
14.Имеет два циклических (оптических) изомера.
15.Бесцветный газ, легче воздуха, образуется при гниении органических веществ, называется «болотным или рудничным газом».
16.Относится к классу углеводов.
17.Вещество, которое получают в реакции Зелинского.
18Является главной составной частью природного газа.
19.Вступает в реакцию присоединения.
20.Важным свойством данного вещества является брожение.
КОНКУРС №2 «Кто быстрее»
На доске написаны фамилии ученых: Бутлеров, Зелинский, Лебедев, Кекуле, Кучеров, Фаворский, Зинин, Бертло, Вюрц, Фишер, Шеврель, Марковников.
На билетах, которые вытягивают учащиеся, написаны уравнения реакций, надо выбрать, имя какого ученого носит данная реакция? Ради получения какого вещества она была осуществлена, где имела применение? (3балла)
3C2H2C6H6 (Зелинский)
C2H2+H2OCH3-CHO (Кучеров)
C6H6NO2+6HC6H6NH2+2H2O (Зинин)
2C2H5OHCH2=CH-CH=CH2+H2O+H2 (Лебедев)
2CH3Cl +2NaCH3-CH3 +2NaCl(Вюрц)
КОНКУРС №3 «Перевертыши»
В предложениях зашифровывается их смысл, только наоборот. Вот и сегодня вы попытайтесь правильно отгадать положения теории А.М Бутлерова, зашифрованные в моих высказываниях. Необходимо не только назвать эти положения теории, но и дать им точное определение. Кто знает—поднимает руку. Этот конкурс оценивается по 3-балльной системе (за каждое положение).
«Молекулы вне вещества находятся в беспорядке, в несоответствии с их степенью окисления. Кремний в чистом виде имеет неопределенную степень окисления.»
(Ответ. Это первое положение теории Бутлерова. «Атомы в молекулах органических соединений располагаются не беспорядочно, а соединены в определенной последовательности согласно их валентности. Углерод в соединениях 4-х валентен».)
«Молекулы и единичная молекула обратимо бездействуют сами по себе».
(Ответ. Это четвертое положение теории. «Атомы и группы атомов взаимно влияют друг на друга».)
«На составе тел нельзя найти их характер и на характере потерять состав».
(Ответ. Это третье положение теории. «По строению веществ можно предсказать их свойства, а по свойствам определить строение».)
«Характер тела свободен только от бракованной, но бесчисленной части и от хаоса разложения молекул в веществах».
(Ответ. Это второе положение теории. «Свойства веществ зависят не только от качественного и количественного состава, но и от порядка соединения атомов в молекулы».)
Конкурс №4 «Химик—эрудит»
Каждая команда вытягивает конверт с заданием. В конверт вложено несколько экземпляров этого задания (3-4) для того, чтобы работала каждая парта.
Даны вещества. какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом? Запишите возможные уравнения реакций. Составьте генетическую цепочку из данных веществ, можно использовать получившиеся вещества.
Через некоторое время ( 7-10мин) пригласить к доске по одному человеку от каждой команды, они должны записать на доске возможные уравнения реакций и генетические цепочки. Учитель вместе с членами жюри проверяют написанное на доске. Члены команд могут вносить исправления или дополнения.
Конкурс оценивается максимально в 10 баллов.
БИЛЕТ №1
Даны вещества: C6H6; H2; C2H2; HCl; HNO3; O2, to нагревание. Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом. Запишите возможные уравнения реакций.
БИЛЕТ №2
Даны вещества:C2H4; H2; Cl2; C2H5OH; H2O; Na; O2, to нагревание. Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом. Запишите возможные уравнения реакций.
БИЛЕТ №3
Даны вещества: C2H6; Cl2; C2H5OH; CH3COOH; CO2; H2O; Na; to нагревание. Какие из этих веществ взаимодействуют друг с другом. Запишите возможные уравнения реакций.
Конкурс №5 «Наглая ложь».
Это конкурс, в котором говорят правду вместе с ложными подстановками. Их нужно отгадать и сразу поднять руку. За каждый правильный ответ - найденную ошибку- присуждается 1 балл.
«Совсем не так давно, в 1941году, академиком Сергеем Васильевичем Лебедевым было синтезировано первое синтетическое волокно. Волокно обладало превосходными эластичными свойствами, и поэтому его стали применять для изготовления автомобильных шин, прокладок, обуви, пластмасс и рыболовной лески.
Именно с этого времени стала широко развиваться промышленность синтетического каучука. Обладающего свойством эластичности, так как он имеет транс- строение. Здесь же выпускают пластмассы, которые получают из природных полимеров. Изделия из таких пластмасс приобретают все большее значение в развитии всех отраслей производства.
Для формования различных изделий из пластмасс – мономер продавливают через фильеру.
В последнее время отдается предпочтение изделиям из термореактивных пластмасс: полиэтилену, полипропилену, фенолформальдегидным.
Более древней группой пластмасс, используемых человеком с древних времен. являются природные волокна: хлопковое, шерстяное, вискозное. Советскими учеными в этом же институте было получено искусственное волокно-лавсан.
В организме человека тоже есть волокна: например мышечные. В их состав входят белки. Сейчас некоторые белки синтезируют искусственно в лабораториях. Там белок получают путем реакции полимеризации из мономеров белков — нуклеиновых кислот. Известно два вида нуклеиновых кислот: аланин и глицин. Все белки представляют собой чередование этих двух аминокислот, соединенных между собой водородными связями.
Поэтому белки называются «дипептиды». Белки – низшая ступень развития вещества в природе, обусловившая появление жизни».
Конкурс №6 практический—«Сделай сам». Экспериментальное задание по определению органических веществ. Определите данное органическое вещество, запишите качественные реакции. Задания для каждой команды лежат в конвертах, надо подойти и выбрать любой. Затем в команде после обсуждения выделяют 1 или 2 человека для выполнения этого задания у доски. Выполнение опытов проводится под руководством лаборанта.
Максимальная оценка за этот конкурс- 5 баллов.
КОНКУРС №7 «Химическая эстафета»
ЗАДАНИЕ №1
Каждая команда получает по жребию свое задание, и один человек из команды, проходя по классу, должен на каждый шаг назвать гомолог данного гомологического ряда (подряд 7гомологов).Чем быстрее он пройдет и без ошибок произнесет, тем выше получает балл, необходимо засечь время на секундомере. ( 2 балла)
БИЛЕТ №1
Назвать подряд 7 гомологов, гомологического ряда предельных одноатомных спиртов по систематической номенклатуре.
БИЛЕТ №2
Назвать подряд 7 гомологов, гомологического ряда этилена по систематической номенклатуре.
БИЛЕТ №3
Назвать подряд 7 гомологов, гомологического ряда альдегидов по систематической номенклатуре.
ЗАДАНИЕ №2
Написать возможные изомеры для данного вещества, назвать. Кто быстрее.? (Дать несколько экземпляров билетов—на каждую парту).( 4 балла)
БИЛЕТ №1
Составьте формулы возможных изомеров отвечающих формуле С5H11OH, назовите их.
БИЛЕТ №2
Составьте формулы возможных изомеров отвечающих формуле С5H10, назовите их.
БИЛЕТ №3
Составьте формулы возможных изомеров отвечающих формуле С5H8, назовите их.
КОНКУРС №8 «Кто он?»
В этом конкурсе пойдет речь об ученых-химиках, которые работали в основном в области органической химии. Для того чтобы отгадать, о каком ученом идет речь. я вам буду давать подсказки. Если вы угадаете с первой-10 баллов,. если со второй-9 баллов, если с третьей—8 баллов и т.д.
Первая загадка:
1-ая подсказка: Уже в 9лет получил кличку «Великий химик».
2-ая подсказка: Учился у крупнейших ученых, НН Зинина и К.К.Клауса.
3-я подсказка: Увлекался биологией, написал диссертацию «Дневные бабочки Волго-Уральской фауны».
4-я подсказка: В 1849году окончил университет и был удостоен степени кандидата.
5-я подсказка: В 23 года читал лекции в Казанском университете, а в 25 лет написал третью диссертацию по химии.
6-я подсказка: Создал теорию строения органических веществ.
(Ответ: Александр Михайлович Бутлеров.)
Вторая загадка:
1-ая подсказка: Его год рождения совпал с годом начала Отечественной войны 1812года. Родился недалеко от границы с Ираном.
2-ая подсказка: Одним из любимых композиторов его был Александр Александрович Алябьев, особенно его произведение «Соловей».
3-я подсказка: В 1830году он поступает на математическое отделение философского факультета Казанского университета.
4-я подсказка: В Казани читает лекции по органической и аналитической химии.
5-я подсказка: Он обладал исключительной памятью и отличался большой начитанностью. К нему за справками обращались и физики, и химики, и математики, и медики.
6-я подсказка: О нем писали: «Если бы он не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то и тогда его имя осталось бы записанным золотыми буквами в истории химии».
(Ответ: Николай Николаевич Зинин.)
Третья загадка:
1-ая подсказка: Родился он 11ноября 1833года в Петербурге.
2-ая подсказка: Из всех изучаемых предметов ему больше всего нравилась химия. В 12лет он превращает свою квартиру в своеобразную химическую лабораторию.
3-я подсказка: Осенью 1850года он поступает в медико-хирургическую академию.
4-я подсказка: Он написал балладу: Море бурно шумит, волны седые катит.
По морю едет пловец, молодой и отважный,
Везет он с собой товар, дорогой, непродажный.
А ветер и волны навстречу бегут
И пеной холодной пловца обдают.
5-я подсказка: Внес много нового в химическую науку: получил особым способом бутан, впервые в мире фторорганическое соединение, проделал две оригинальные работы с бензолом и хлориодоформом.
6-я подсказка: Написал оперу «Князь Игорь».
(Ответ: Александр Порфирьевич Бородин.)
В конце урока подводятся итоги. Жюри объявляет победителей.