kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нефть и её переработка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящён рассмотрению свойств нефти, её месторождениям, способам переработки. Рассмотрены важные экологические аспекты, связанные с нефтедобывающей отраслью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нефть и её переработка»

Сценарий урока «Нефть и её переработка»

Предмет: химия

Класс: 10

Автор УМК: Габриелян О. С. Химия 10 класс.

Тема урока: Нефть и её переработка»

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: смешанный

Оборудование: Мультимедийный проектор.

Заготовленные листы с надписями:

происхождение нефти, состав, свойства, месторождения, транспортировка, методы переработки, применение, экологические факторы; магниты 8-10 шт.

На столе учителя: коллекция «Нефть», большая пробирки с нефтью.

На столах учащихся:

Для лабораторного опыта - нефть в закрытой пробирке, стеклянная палочка, вода, чашки Петри, географические карты РФ.


Ход урока

Введение

Просмотр видеофрагмента о стоимости барреля нефти в мире.

Обсуждение фрагмента.

Вопросы:

О чем идет речь в просмотренном фрагменте? Фрагмент имеет прямое отношение к теме нашего урока

О чем пойдет сегодня речь на уроке? Определение темы урока.

Тема урока «Нефть и способы её переработки»

  1. Актуализация знаний

Чтобы понять, почему нефть находится в центре внимания, необходимо узнать как можно больше о ней.

Давайте представим определим, какие именно вопросы необходимо рассмотреть. (Учащиеся определяют: состав, экологическое воздействие, свойства, месторождения, транспортировка, применение, происхождение нефти, способы переработки)

Расположите их в той последовательности, в которой, на ваш взгляд, мы будем рассматривать вопросы на уроке. Получили: происхождение нефти, состав, свойства, месторождения, транспортировка, методы переработки, применение, экологическое воздействие

  1. Изучение нового материала

Учитель даёт историческую справку понятию «баррель».

1)Теории происхождения нефти

Древние арабы называли ее «нафта»…- древние греки – «петролеумом»…- древние славяне называли ее «ропанкой»… значение этих слов одно — «горное» или «земляное» масло.

До сих пор нет единого мнения о происхождении нефти. Существует несколько теорий происхождения нефти. Нефть и газ образовались из остатков растительных и животных организмов в ходе многоступенчатого, длящегося миллионы лет процесса. Согласно этой теории, запасы нефти невосполняемы и все месторождения когда-нибудь иссякнут.

Дома: используя ресурсы Интернета, найдите и запишите 1-2 теории происхождения нефти.

2) Состав нефти

А что же такое нефть? Можно ли назвать нефть веществом?

Учебник стр. 55.

Нефть - это настоящая кладезь углеводородов…

Проанализируйте таблицу. Какой компонент нефти является наиболее распространенным?

КОМПОНЕНТНЫЙ состав:

Месторождение

Плотность, г/см³

Алканы

(парафины)

Алкены


Арены


Пермское (РФ)

0,941

8,1

6,7

15,3

Грозненское (РФ)

0,844

22,2

10,5

5,5

Сураханское (Азербайджан)

0,848

13,2

21,3

5,2

Калифорнийское (США)

0,897

9,8

14,9

5,1

Техасское (США)

0,845

26,4

9,7

6,4


От чего зависит состав нефти?

Компонентный состав сильно зависит от месторождения!

3) Свойства нефти

лабораторный опыт, учебник с 55-56.

Лабораторный опыт Изучение свойств нефти

  1. Рассмотрите выданную вам в пробирке нефть.

  2. С помощью стеклянной палочки нанесите каплю нефти на фильтровальную бумагу. Что наблюдаете?

  3. Налейте в пробирку 1 мл спирта. С помощью стеклянной трубки поместите каплю нефти в пробирку со спиртом. Встряхните. Что наблюдаете?

  4. Налейте в чашку Петри воды и капните 1-2 капли нефти.

Что наблюдаете? Что можете сказать о плотности нефти?

Соблюдайте технику безопасности!

4) Месторождения нефти

Рассмотрите выданные географические карты РФ и запишите крупнейшие месторождения нефти в каждом бассейне.

5)Транспортировка нефти

Нефть добыли, а дальше ее необходимо доставить на переработку.

Встает вопрос транспортировки нефти.

Работа в группах: назовите способы транспортировки нефти. Определите достоинства и недостатки приведенных способов транспортировки? Результаты занесите в рабочие тетради.

От чего зависит способ транспортировки нефти?

6)Способы переработки нефти.

Используя материал учебника (стр. 56-59) заполните таблицу

Способы переработки

на каких принципах основаны

первичная

ректификация-


вторичная

крекинг-


Для чего нужна вторичная переработка? (стр. 59)

Каков выход бензина при ректификации?

Проверь себя: соотнесите:

фракции

применение

А. Бензин

1. котельное топливо

Б. Мазут

2. дизельное топливо

В. Керосин

3. автомобильное топливо

Г. Газойль

4. авиационное топливо


7)Применение продуктов переработки нефти

Какое отношение к уроку имеют следующие продукты: растительное масло, кефир, йогурт, булочка в герметичной упаковке? Упаковка.

На столе: одноразовая посуда, папка с файлами, контейнер для продуктов, фломастеры, кукла, детская обувь. Эти все предметы получены из продуктов глубокой переработки нефти.

Представить жизнь современного человека без продуктов нефтехимии просто невозможно.

8)Экологическое воздействие.

Ежегодно в мировой океан по тем или иным причинам сбрасывается от 2 до 10 млн. тонн нефти. Аэрофотосъемкой со спутников зафиксировано, что уже почти 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Особенно загрязнены воды Средиземного моря, Атлантического океана и их берега. Разливы нефтепродуктов: растекаясь по поверхности воды, более легкие нефтепродукты образуют тонкую пленку.

Какую роль оказывает эта тончайшая пленка на экологию?

Причина появления нефти на морской поверхности?

Многие институты работают над проблемой минимизации экологических катастроф, связанных с разливом нефти и нефтепродуктов. Одно из направлений - использование сорбентов - веществ, обладающих высокой впитывающей способностью.

освободить животное от нефтяной пелены. При этом птицы не страдают.

9. Проблемы

1)Разливы нефти и нефтепродуктов приводят к экологическим катастрофам. Нефть, природные источники углеводородов – это угроза всему живому на Земле? Виноват ли человек в их отрицательном воздействии на окружающую среду?

Если природные источники углеводородов вызывают необратимые изменения окружающей среды, то их добычу, переработку следует запретить?

Если отрицательное воздействие на природную среду происходит по вине человека, то людям надо быть более внимательными и осторожными при их использовании!

Почему, несмотря на страшные последствия, человечество продолжает наращивать добычу нефти?

2)Почему  запасы  нефти  определяют  экономический  потенциал  и мощь  страны,  а  по  уровню  их  переработки можно  судить  об  уровне  цивилизации  общества?

Занимая одно из первых мест в мире по запасам, добыче и экспорту нефти, Россия находится на 20-м месте по уровню ее глубокой переработки.

Для сравнения: глубина переработки нефти в России составляет чуть более 70%, в США - 92-93%, в Западной Европе - 85-90%, в КНР – 85%.

В то же время, из российской нефти высококачественные продукты выпускаются в Беларуси и Китае, Финляндии и Польше, Чехии и Турции, Швеции и Южной Корее, Японии и Венгрии.


Домашнее задание

  • Выполнить задания, полученные в ходе урока.

  • П. 8, на стр. 62 учебника выполните задание №7

  • Напишите Ваши рассуждения о словах Д.И.Менделеева

«Нефть  -  не  топливо,  топить  можно  и  ассигнациями»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Нефть и её переработка

Автор: Денисенко Ирина Анатольевна

Дата: 05.11.2016

Номер свидетельства: 355648

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Урок химии на тему " Нефть, переработка нефти, охрана окружающей среды""
    ["seo_title"] => string(79) "urok-khimii-na-tiemu-nieft-pierierabotka-niefti-okhrana-okruzhaiushchiei-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "266779"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450250249"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока по химии "Нефть и её переработка". "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-po-khimii-nieft-i-ieio-pierierabotka"
    ["file_id"] => string(6) "218148"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433676867"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "История «черного золота» (Нефть и способы ее переработки). "
    ["seo_title"] => string(61) "istoriia-chiernogho-zolota-nieft-i-sposoby-ieie-pierierabotki"
    ["file_id"] => string(6) "138179"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417509725"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока с использованием проектной методики по теме "Нефть. А все ли мы о ней знаем?" "
    ["seo_title"] => string(97) "konspiekt-uroka-s-ispol-zovaniiem-proiektnoi-mietodiki-po-tiemie-nieft-a-vsie-li-my-o-niei-znaiem"
    ["file_id"] => string(6) "122141"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414159698"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Проектный урок по теме "Нефть. А все ли мы о ней знаем?" "
    ["seo_title"] => string(58) "proiektnyi-urok-po-tiemie-nieft-a-vsie-li-my-o-niei-znaiem"
    ["file_id"] => string(6) "122156"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414161871"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства