kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Многоатомные спирты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное образовательное образовательное учреждение Сергачская средняя общеобразовательная школа №1

Проект урока учителя химии Дюковой О.Е.

1. Программа: Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) /О.С.Габриелян. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.

   Учебник: Химия. 10 кл. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина. – 7-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2006.

2. Тема урока: «Многоатомные спирты».

3. Место урока в разделе образовательной программы.

Урок №5

4. Тип урока: изучение нового материала.

5. Цель урока:                                                                                                      Раскрытие взаимосвязи строения и свойств веществ на примере многоатомных спиртов, как одного из положений теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.

 Обучающие задачи:

  1. Используя химический эксперимент, и руководствуясь знаниями о предельных одноатомных спиртах, выявить свойства многоатомных спиртов.
  2. Изучить способы получения и практическое применение этиленгликоля и глицерина.

  Развивающие задачи:

  1. Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.
  2. Формировать умения обращаться с химическими веществами и оборудованием, соблюдать технику безопасности, выполнять эксперимент по распознаванию веществ.

 Воспитательные задачи:

  1. Формировать познавательную активность учащихся.
  2. Прививать интерес учащихся к химии.
  3. Способствовать расширению кругозора учащихся об окружающем мире.

6. Метод: частично-поисковый.

7. Форма организации урока: беседа, лабораторная работа, контроль знаний.

8. Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

9. Средства обучения:

  1. тетради, учебники, индивидуальные тесты ;
  2. компьютер, мультимедийный проектор, экран, подготовленная учителем презентация;
  3. химическое оборудование: штативы с пробирками (на столах учащихся);
  4. реактивы: глицерин, вода, растворы гидроксида натрия и сульфата меди (II).

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«проект урока-1»



Муниципальное бюджетное образовательное образовательное учреждение Сергачская средняя общеобразовательная школа №1


Проект урока учителя химии Дюковой О.Е.


1. Программа: Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений (профильный уровень) /О.С.Габриелян. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.

Учебник: Химия. 10 кл. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; под ред. В.И.Теренина. – 7-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2006.


2. Тема урока: «Многоатомные спирты».


3. Место урока в разделе образовательной программы.


№ урока

Тема урока


1

Спирты: состав, строение, классификация, номенклатура.


2

Предельные одноатомные спирты: гомологический ряд, изомерия, физические свойства.

3

Химические свойства предельных одноатомных спиртов.


4

Способы получения и применение предельных одноатомных спиртов.


5

Многоатомные спирты.


6

Фенол: состав и строение.


7

Свойства фенола.


8

Практическая работа «Спирты и фенолы».


9

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Спирты и фенолы».



4. Тип урока: изучение нового материала.


5. Цель урока: Раскрытие взаимосвязи строения и свойств веществ на примере многоатомных спиртов, как одного из положений теории химического строения органических веществ А.М.Бутлерова.



Обучающие задачи:

  1. Используя химический эксперимент, и руководствуясь знаниями о предельных одноатомных спиртах, выявить свойства многоатомных спиртов.

  2. Изучить способы получения и практическое применение этиленгликоля и глицерина.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения.

  2. Формировать умения обращаться с химическими веществами и оборудованием, соблюдать технику безопасности, выполнять эксперимент по распознаванию веществ.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать познавательную активность учащихся.

  2. Прививать интерес учащихся к химии.

  3. Способствовать расширению кругозора учащихся об окружающем мире.

6. Метод: частично-поисковый.


7. Форма организации урока: беседа, лабораторная работа, контроль знаний.


8. Форма организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.


9. Средства обучения:

  1. тетради, учебники, индивидуальные тесты ;

  2. компьютер, мультимедийный проектор, экран, подготовленная учителем презентация;

  3. химическое оборудование: штативы с пробирками (на столах учащихся);

  4. реактивы: глицерин, вода, растворы гидроксида натрия и сульфата меди (II).













Содержание и ход урока

Обоснование деятельности учителя

Прогнозирование

деятельности учащихся

  1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учеников и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Вопросы по изученному материалу:

-Что является функциональной группой спиртов?

(ОН-группа).

-Какой признак лежит в основе классификации спиртов?

(Число ОН-групп: одноатомные спирты—одна ОН-группа, двухатомные —две ОН-группы, трехатомные—три ОН-группы. ОН-группы должны находиться при разных атомах углерода).

-Как называются первые представители многоатомных спиртов по систематической и тривиальной номенклатуре?

(Этандиол-1,2—этиленгликоль, пропантриол-1,2,3—глицерин).

  1. Мотивация и целеполагание.

Зная состав и строение многоатомных спиртов, попытаемся предположить, а затем и подтвердить на основе эксперимента физические и химические свойства этих веществ.

Тема урока: «Многоатомные спирты».

Цель урока: Раскрытие взаимосвязи строения и свойств веществ на примере многоатомных спиртов, как одного из положений теории химического строения А.М.Бутлерова.


  1. Изучение нового материала.

4.1 Физические свойства многоатомных спиртов.

Сравнение физических свойств многоатомных и одноатомных спиртов.

(В молекуле глицерина имеется 3 ОН-группы, значит число атомов водорода, способных к образованию водородной связи, в 3 раза больше, чем в молекулах одноатомных спиртов. Поэтому сила межмолекулярной связи в молекулах глицерина гораздо больше. В случае глицерина нужна более высокая температура для того, чтобы ослабить связи между молекулами до такой степени, чтобы они перешли в газообразное состояние. По этой причине многоатомные спирты более вязкие и температуры их кипения выше, чем у соответствующих одноатомных спиртов).


    1. Химические свойства многоатомных спиртов.

а) Изучение общих свойств, характерных для спиртов с помощью слайда 7.

б) Взаимодействие глицерина с азотной кислотой рассматривается на слайде 8 (уравнение реакции записывается в тетрадь).

в) Перед учащимися ставится вопрос: влияет ли количество ОН-групп на химические свойства спиртов?

Ответ помогает найти реакция взаимодействия глицерина с гидроксидом меди (II).

Реакция многоатомных спиртов с гидроксидом меди (II) доказывает наличие у них более выраженных кислотных свойств, что объясняется большей подвижностью атомов водорода в ОН-группах. Данная реакция считается качественной на многоатомные спирты.

С помощью слайда 9 разбирается уравнение реакции и записывается в тетрадь (сокращенная запись уравнения)


    1. Получение многоатомных спиртов.

а) Подобно одноатомным спиртам, многоатомные спирты могут быть получены из соответствующих углеводородов через их галогенопроизводные.

б) Диолы и триолы можно получить при окислении алкенов.

в) Глицерин получают расщеплением жиров или синтетическим способом из пропилена, образуещегося при крекинге нефтепродуктов.


4.4 Применение глицерина и этиленгликоля.

Вопрос разбирается с помощью слайдов 10-11.

На слайде 12 используется таблица, в которой заполнена только графа «Области применения многоатомных спиртов».

  1. Контроль знаний по изученной теме в форме тестирования (тест содержится в приложении к проекту)


  1. Выводы по уроку.

На уроке были изучены физические и химические свойства многоатомных спиртов, рассмотрены вопросы получения и обсуждены области применения важнейших веществ данного класса: глицерина и этиленгликоля. Особое внимание было уделено взаимосвязи понятий «строение» и «свойства» веществ, как одного из положений теории химического строения А.М.Бутлерова. Теоретические предположения нашли подтверждение в эксперименте.



Настраивает учащихся на работу.



Обеспечивает актуализацию элементов знаний, необходимых для изучения новой темы.











В качестве мотивации использует эпиграф:

Кто хочет съесть ядро ореха,

Должен расколоть его скорлупу.

Плавт

Поясняет цель урока, называет задачи урока.



Предлагает познакомиться с внешним видом и растворимостью в воде глицерина и этиленгликоля.

Показывая слайд 5, обращает внимание на различие в физических свойствах многоатомных и одноатомных спиртов.

Подводит учащихся к самостоятельному выводу.







Предлагает предположить химические свойства многоатомных спиртов по аналогии с одноатомными.

Обращает внимание на взаимодействие глицерина с азотной кислотой с образованием нитроглицерина.


Разъясняет условия проведения реакции глицерина с гидроксидом меди (II).

На доске учитель записывает и разъясняет полное уравнение этой реакции.














Знакомит учащихся с важнейшими областями применения этиленгликоля и глицерина.







Учащимся предлагается ответить на вопросы рефлексии («да», «нет»):

а) Интересной ли тебе показлась тема урока?

б) Все ли сделанные на уроке выводы осознаны тобой до конца?

в) Все ли уравнения реакций ты смог написать самостоятельно?


Настраиваются на работу.



Повторяют изученный материал для лучшего усвоения новой темы.

Правильность ответов проверяют с помощью слайдов 1-3










Записывают тему урока.

Вникают в цель урока и убеждаются в значимости и необходимости изучения темы.






Проводят лабораторные опыты.

Соотносят свои наблюдения с материалом слайдов 4-5.





Формулируют вывод (записывают в тетрадь):

Большее число ОН-групп обуславливают некоторые особенности физических свойств многоатомных спиртов, что объясняется образованием водородных связей.


Высказываются реакции:

горения , замещении водорода в ОН-группе на щелочной металл, обмен ОН-группы на галоген. Предполагается реакция этерификации.


Проводят лабораторный опыт. Наблюдают образование темно-синего раствора.









Уравнения реакций учащиеся записывают самостоятельно (1-ая часть домашнего задания).






Графа «Свойство спирта, на котором основано применение» заполняется учащимися самостоятельно (2-ая часть домашнего задания).






Результаты рефлексии (по ответу «да»)

а) 85%


б) 76,8%


в) 65,3%












Литература для учащихся:

  1. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин; под ред.В.И.Теренина.—7-е изд., стереотип.—М.: Дрофа, 2006.

  2. Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы / О.С.Габриелян, И.Т.Остроумов.— М.: Дрофа, 2005.

  3. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян, Н.Т.Остроумов, Е.Е.Остроумова.— М.: Дрофа, 2003.


Литература для учителя:

  1. Органическая химия. 10 класс. Профильный уровень: методическое пособие, книга для учителя / О.С.Габриелян, Т.П.Попкова, А.А.Карцова.

—М.: Просвещение, 2006.

  1. Химия. 10 класс: Настольная книга для учителя / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов. – М.: Дрофа, 2004.

  2. Химический эксперимент в школе. 10 класс: учебно-методическое пособие / О.С.Габриелян, Л.С.Ватлина. – М.: Дрофа, 2005.

  3. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О.С.Габриеляна и др. 10(11) класс.— М.: ВАКО, 2005.

  4. Уроки химии с применением информационных технологий. 10-11 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. С.В.Астафьев. –М.: Глобус, 2009.

Интернет-ресурсы

  1. www.humuk.ru

  2. http://www.informika.ru/text/database/chemy

  3. Единая цифровая коллекция образовательных ресурсов:

http://school-collection.edu.ru/catalog

  1. Приложение «Химия в школе», сайт www.prosv.ru (рубрика «Химия»)

  2. Интернет-школа «Просвещение.ru», online курс по УМК О.С.Габриеляна и др. (www.internet-school/ru)






Просмотр содержимого презентации
«презентация-многоат.спирты»

Многоатомные  спирты

Многоатомные спирты

Классификация многоатомных спиртов  Многоатомные 2 2 2  Многоатомные

Классификация многоатомных спиртов

Многоатомные

2

2

2

Многоатомные

2  Структурные формулы  СН2 - СН2 СН2 - СН - СН 2    ОН ОН ОН ОН ОН  этандиол-1,2  пропантриол-1,2,3  (этиленгликоль) (глицерин) 2

2

Структурные формулы

  • СН2 - СН2 СН2 - СН - СН 2
  • ОН ОН ОН ОН ОН
  • этандиол-1,2 пропантриол-1,2,3

(этиленгликоль) (глицерин)

2

2 Пространственное строение  этандиол-1,2 пропантриол-1,2,3

2

  • Пространственное строение

этандиол-1,2 пропантриол-1,2,3

2 Физические свойства глицерина Бесцветная, прозрачная, вязкая, сиропообразная жидкость, сладкая на вкус, не ядовит, t кип = 290 0 С, неограниченно растворим в воде, очень гигроскопичен. 2

2

Физические свойства глицерина

Бесцветная, прозрачная, вязкая, сиропообразная жидкость,

сладкая на вкус,

не ядовит,

t кип = 290 0 С,

неограниченно растворим в воде,

очень гигроскопичен.

2

2  Физические свойства этиленгликоля бесцветная вязкая жидкость со своеобразным запахом, сладкого вкуса, ядовит, t кип = 198 0 С, с водой смешивается в любых соотношениях, причем эти растворы имеют очень низкую температуру замерзания. 2

2

Физические свойства этиленгликоля

бесцветная вязкая жидкость со своеобразным запахом, сладкого вкуса, ядовит,

t кип = 198 0 С,

с водой смешивается в любых соотношениях, причем эти растворы имеют очень низкую температуру замерзания.

2

Сравнение физических свойств одноатомных и многоатомных спиртов  Спирты  М r  Этанол  46  T кип , 0 С  Пропанол-1 Плотность, г/ см 3  Глицерин 60 78 92 0,79 97 290 0,80 1,26

Сравнение физических свойств одноатомных и многоатомных спиртов

Спирты

М r

Этанол

46

T кип , 0 С

Пропанол-1

Плотность, г/ см 3

Глицерин

60

78

92

0,79

97

290

0,80

1,26

8 Химические свойства  многоатомных спиртов КИСЛОТНЫЕ РЕАКЦИИ: горения, окисления РЕАКЦИИ с : РЕАКЦИИ с : РЕАКЦИЯ с Cu(OH) 2  щелочными галогено- водородами, металлами,  щелочами этерификация КИСЛОТНЫЕ

8

Химические свойства многоатомных спиртов

КИСЛОТНЫЕ

РЕАКЦИИ:

горения,

окисления

РЕАКЦИИ с :

РЕАКЦИИ с :

РЕАКЦИЯ с

Cu(OH) 2

щелочными

галогено-

водородами,

металлами,

щелочами

этерификация

КИСЛОТНЫЕ

8 Взаимодействие глицерина с азотной кислотой О ОН  СН 2 –   - NO 2 HO-NO 2 СН 2 –  + HO-NO 2  СН –   ОН    СН –О – NO 2 +3Н 2 О  СН 2 –   СН 2 ОН – О HO-NO 2  - NO 2

8

Взаимодействие глицерина с азотной кислотой

О

ОН

СН 2

- NO 2

HO-NO 2

СН 2

+ HO-NO 2

СН –

ОН

СН –О – NO 2 +3Н 2 О

СН 2

СН 2

ОН

О

HO-NO 2

- NO 2

10 Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II) СН 2 – О ОН СН 2 – Cu  +  Cu(OH) 2 СН – СН –  О ОН НOH СН 2 – ОН ОН СН 2 –

10

Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II)

СН 2

О

ОН

СН 2

Cu

+ Cu(OH) 2

СН –

СН –

О

ОН

НOH

СН 2

ОН

ОН

СН 2

Применение этиленгликоля Антифризы – незамерзающие жидкости Пластиковые бутылки Синтетическое волокно лавсан 10 10

Применение этиленгликоля

Антифризы – незамерзающие жидкости

Пластиковые бутылки

Синтетическое волокно лавсан

10

10

Применение глицерина Мыло Помады Крема Зубные пасты Нитроглицерин Изделия из кожи Пластмассовые изделия Кондитерские изделия 10 10

Применение глицерина

Мыло

Помады

Крема

Зубные пасты

Нитроглицерин

Изделия из кожи

Пластмассовые изделия

Кондитерские изделия

10

10

Применение  многоатомных спиртов Области применения многоатомных спиртов Свойство спирта, на котором основано применение Антифризы для двигателей внутреннего сгорания. Добавление в косметические средства. Использование в качестве пластификатора. Применение в кожевенном производстве. В фармацевтической промышленности.

Применение многоатомных спиртов

Области применения

многоатомных спиртов

Свойство спирта, на котором основано применение

  • Антифризы для двигателей внутреннего сгорания.
  • Добавление в косметические средства.
  • Использование в качестве пластификатора.
  • Применение в кожевенном производстве.
  • В фармацевтической промышленности.

Применение  многоатомных спиртов Области применения многоатомных спиртов Свойство спирта, на котором основано применение Антифризы для двигателей внутреннего сгорания. Добавление в косметические средства. Использование в качестве пластификатора. Применение в кожевенном производстве. В фармацевтической промышленности.  Низкая температура замерзания этиленгликоля. Глицерин - смягчающее средство. Глицерин – смазка между полимерными молекулами. Гигроскопичность глицерина предохраняет от высыхания. Глицерин – сосудорасширяющее средство при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Применение многоатомных спиртов

Области применения

многоатомных спиртов

Свойство спирта, на котором основано применение

  • Антифризы для двигателей внутреннего сгорания.
  • Добавление в косметические средства.
  • Использование в качестве пластификатора.
  • Применение в кожевенном производстве.
  • В фармацевтической промышленности.

  • Низкая температура замерзания этиленгликоля.
  • Глицерин - смягчающее средство.
  • Глицерин – смазка между полимерными молекулами.
  • Гигроскопичность глицерина предохраняет от высыхания.
  • Глицерин – сосудорасширяющее средство при сердечно-сосудистых заболеваниях.

Выводы Во всех многоатомных спиртах гидроксильные группы находятся при разных атомах углерода; число гидроксогрупп влияет на физические свойства спирта (за счет водородных связей); свойства, общие с одноатомными спиртами, объясняются  наличием функциональной группы ОН; число гидроксильных групп в молекуле обусловило, в результате их взаимного влияния, появление у многоатомных спиртов новых свойств по сравнению с одноатомными спиртами (к примеру – взаимодействие с нерастворимыми основаниями ).

Выводы

  • Во всех многоатомных спиртах гидроксильные группы находятся при разных атомах углерода;
  • число гидроксогрупп влияет на физические свойства спирта (за счет водородных связей);
  • свойства, общие с одноатомными спиртами, объясняются наличием функциональной группы ОН;
  • число гидроксильных групп в молекуле обусловило, в результате их взаимного влияния, появление у многоатомных спиртов новых свойств по сравнению с одноатомными спиртами (к примеру – взаимодействие с нерастворимыми основаниями ).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Многоатомные спирты

Автор: Дюкова Ольга Евгеньевна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 188183

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "презентация "Многоатомные спирты", химия, 10 класс "
    ["seo_title"] => string(54) "priezientatsiia-mnoghoatomnyie-spirty-khimiia-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225448"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439657657"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Многоатомные спирты"
    ["seo_title"] => string(23) "mnoghoatomnyie_spirty_1"
    ["file_id"] => string(6) "453352"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1517220539"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация к уроку химии "Многоатомные спирты""
    ["seo_title"] => string(61) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-mnoghoatomnyie-spirty-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225444"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439657273"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Презентация урока "Многоатомные спирты""
    ["seo_title"] => string(43) "priezientatsiia_uroka_mnoghoatomnyie_spirty"
    ["file_id"] => string(6) "453412"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1517236982"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Многоатомные спирты"
    ["seo_title"] => string(23) "mnoghoatomnyie_spirty_2"
    ["file_id"] => string(6) "456413"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1518331555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства