инструкция «Взаимодействие соляной кислоты с простыми и сложными веществами»;
карта – прогноз, план характеристика кислот;
текст.
Цели урока:
опытным путем изучить химические свойства соляной кислоты, как представителя галогеноводородных кислот;
учиться правилам работы, соблюдая технику безопасности;
способствовать развитию исследовательских навыков;
продолжать формирование умений работать в темпе, экономя время урока.
Ход урока.
В 17 веке в русских аптеках среди лекарств обязательно было и вещество по имени «дух из солей» (по латыни «спиритус салис»), или «кислый спирт», оно поражало своими свойствами даже самых опытных и видавших виды аптекарей: «кислый спирт» дымил на воздухе, обжигал небо и язык, разъедал металлы и ткани. Это не что иное, как хлороводородная или соляная кислота HCl.
Подумайте, почему мы будем сегодня говорить об этом веществе?
Подумайте, почему это вещество так называлось и почему оно обладало такими свойствами?
Какие вещества относятся к классу кислот? Какими свойствами обладает этот класс неорганических соединений?
Сегодня мы попробуем исследовать строение молекулы, докажем принадлежность этого вещества к классу кислот, экспериментально доказать химические свойства соляной кислоты, качественно определить эту кислоту.
Стадия вызова.
Заполняют первую графу «Знаю» на доске и в тетрадях.
Изучают текст.
Заполняют графу «Узнал» в тетрадях.
Стадия осмысления.
Обсуждают в парах результаты заполнения таблицы.
Заполняется таблица со слов учащихся.
Стадия рефлексии.
Экспериментально доказывают химические свойства соляной кислоты.
Знакомятся с инструкцией, повторяют ТБ
Оформляют вторую графу, записывают уравнения в молекулярном, ионном виде.
Вывод о химических свойствах обсуждается коллективно.
Почему аптекари называли соляную кислоту «дух солей», «кислый спирт», научно обоснуйте выражения «разъедал металлы и ткани, обжигал язык.
Составляют в парах кластер . Ключевое слово «Соленая кислота». Обсуждается кластер.
Заполняется графа «Хочу знать»
Заполняется карточка – прогноз.
Подводится итог. У тех, кто выполнил задания правильно, должны получить «Юный химик»
Домашнее задание. Записи в тетрадях. По учебнику 18, 19.
Инструкция.
Взаимодействие соляной кислоты с металлами и сложными веществами.
Правила безопасности. Соблюдайте правила безопасности при работе с раствором соляной кислоты. При попадании реактива на руку немедленно сообщите учителю. Опыты проводи только над столом.
Ход работы.
Изучи реактивы, стоящие в штативе слева направо:
Fe, Cu, CuO, Fe(OH)3, CaCO3 ,AgNO3 , лакмус, HCl
По окончании проведения опыта ставь пробирки на прежнее место!
Добавь в пробирку соляной кислотой 1-2 капли лакмуса. Объясни наблюдаемое.
Опыт №1. Взаимодействие железа и меди с раствором соляной кислоты.
В пробирки с железом и медью добавь 1 мл соляной кислоты.