Сформировать у учащихся знания о том, что металлам в свободном состоянии присущи особые, характерные для них свойства; показать зависимость физических свойств металла от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения.
Развивать навыки самостоятельной работы, умение анализировать, сравнивать, делать выводы
Содержание и ход урока | Методическое обоснование деятельности учителя | Прогнозирование деятельности учащихся |
1.Организационный момент. Слушаем отрывок музыкального произведения. Учитель: вы только что прослушали отрывок из музыкального произведения, который непосредственно связан с темой нашего урока. К какому направлению относится эта музыка? (тяжелый рок) а какими английскими словами можно назвать этот стиль? (Heavy metal). Хорошо, тогда еще одна подсказка, которая подтвердит ваше предположение (поможет дать ответ, если не сказали в первый раз). (слайд 1) Леди Канцлер Дровосек Воля Хватка Челюсти Цепь Характер Какое прилагательное объединяет все эти слова? (железный) Почему это слово так часто используется в характеристике качеств человека? (потому что человек с железным характером стойкий, прочный, твердый, несгибаемый, не поддается никакому влиянию). Правильно. И железо обладает аналогичными свойствами. Скажите мне, пожалуйста, какова же тема нашего урока? (предположительный ответ – железо), тогда ответьте: в какую группу простых веществ мы отнесем железо? И родственные ему вещества? ( металлы). Итак тема нашего урока… (слайд2) И чем же мы будем заниматься на уроке? Попробуем сформулировать, исходя из темы, задачи нашего урока. Что конкретно изучать? (свойства металлов) Изучая свойства металлов, чему мы будем учиться? | Беседа с учащимися с целью создания в их сознании «ситуации успеха». Подводит к постановке задач урока. | Слушают отрывок музыкального произведения, Определяют к какому направлению оно относится. Пытаются найти слово, которое объединяет выведенные на слайд слова (железный). В конечном итоге определяют тему урока. Исходя из темы, пытаются определить задачи урока Будем учиться работать с периодической системой химических элементов, анализировать, сопоставлять, делать выводы |
2. Беседа по вопросам: 1. Из чего состоят вещества…, а молекулы… ? 2. А как устроен атом? 3. Что же объединяет все металлы с точки зрения строения их атомов? 4. Тогда скажите, в каких группах таблицы Менделеева находятся металлы? | Фронтальный опрос для подведения к восприятию информации | Из молекул Из атомов В центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг него на разных энергетических уровнях вращаются электроны. Число электронов должны быть равно заряду ядра атомов У них на последнем уровне малое количество электронов 1-3 |
3. Физкультминутка. Проверим, как вы знаете металлы. Если элемент – металл, поворот корпуса влево, если неметалл – то вправо. Руки на пояс. Начинаем. Железо, натрий, кислород, алюминий, сера, золото, хлор. Хорошо, спасибо, продолжаем работу. | Помощь в снятии эмоционального и статического напряжения | Выполняют упражнения в качестве закрепления изученного материала и физической разгрузки |
Продолжение беседы по вопросам: 5. Что же металлы делают со своими электронами? 6. Во что превращаются атомы металлов, отдавая свои электроны? 7. А как называется химическая связь в металлах? 8. Что особенного в этой связи? Учитель: Как раз наличие ионов и электронов определяет многие физические свойства металлов, которые мы сегодня рассмотрим. | | Они их отдают, чтобы завершить свой последний уровень В положительно заряженные ионы Металлическая Наряду с атомами, присутствуют и ионы, между которыми свободно перемещаются электроны |
4. Самостоятельная работа Учитель: Посмотрите, на столах у вас находятся образцы металлов, рассмотрите их и заполните таблицу «Физические свойства металлов». (слайд 3) | Объясняет как выполнить самостоятельную работу по определению физических свойств металлов | Работают по инструктивной карточке Инструктивная карточка Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните 2,3,4,5 колонки таблицы. 1. Возьмите в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него. Можно что-то увидеть? Прозрачен? Поставьте значок в таблице во вторую колонку «+» или «-». 2. Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице в третью колонку «+» или «-». 3. Попробуйте разломить. Поставьте значок в таблице в четвертую колонку «+» или «-». 4. Согните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в пятую колонку «+» или «-». 5. Проделайте то же самое с медью и железом. Металл | Прозрач ность | Блеск | Проч ность | Пластич ность | Электро про водность | Тепло про водность | Al | | | | | | | Cu | | | | | | | Fe | | | | | | | |
5. Эксперимент Учитель: У нас с вами остались две незаполненные колонки в таблице: электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают такими свойствами. Демонстрация: теплопроводность металлов. Алюминиевая и другие проволоки с прикрепленными к ним пластилином кнопками нагреваются с одного конца. Кнопки отпадают поочередно. Вывод: Демонстрация: электропроводность металлов. Замыкается электрическая цепь со звонком. Звонок звенит, значит, металлические провода проводят электрический ток. Вывод: Учитель: Давайте сделаем общий вывод о том, что какими свойствами обладают металлы Учитель: Почему металлы обладают такими свойствами? Откройте учебники на стр 50 и дайте ответ на вопрос Пластичность – перемещение положительных ионов (слайд 4) Электропроводность – наличие обобществленных электронов, которые могут двигаться упорядоченно. (слайд 5) Металлический блеск – излучение электронами своих волн (слайд 6) | Проведение эксперимента для доказательства электро- и теплопроводности металлов | Наблюдают за проведением опыта учителем (Заполнение учащимися таблицы). Металлы проводят тепло. Можно отметить разную способность к теплопроводности. (Заполнение учащимися таблицы). Металлы проводят электрический ток. (запись учащимися в тетрадь). Все металлы непрозрачные, блестящие, твердые, пластичные, проводят ток и тепло Работают с параграфом в учебнике и отвечают на вопрос – причина в их строении |
6. Закрепление А. Догадайтесь о каких свойствах металлов идет речь 1. Упругие свойства сталям Ванадий в добавках придал, А Фордом когда-то он назван «Автомобильный металл» 2. Посмотри! Блестящий чайник И пузатый самовар Тонким слоем покрывает Никель – сказочный металл. 3. Без медной электропроводки Нам свет в квартире не включить И трансформатор без обмотки Не мог бы технике служить. Б. Напишите адрес металла цинка Zn (номер периода – большой, малый; номер группы – главная, побочная) В. Какой из металлов обладает большими металлическими свойствами а) Mg или Na б) Na или Rb Объясните почему И еще один вопрос: какое применение нашли металлы в нашей жизни, благодаря своим свойствам? Лопата – Провода – Ювелирные украшения – Фольга пищевая - | Предварительный контроль усвоения материала | Самопроверка Ответы А. 1. прочность, пластичность, упругость (3балла) 2. металлический блеск (1балл) 3. электропроводность (1балл) Б. Четвертый период, большой; вторая группа, побочная (4 балла) В. а) Na б) Rb причина – величина радиуса (3балла) 12 баллов – замечательно 10-11 баллов – неплохо 7-9 баллов – нужно еще раз проработать тему прочность электропроводность блеск, пластичность теплопроводность |
7. Рефлексия | Исследование эффективности методов и приемов для получения конечного результата. | Платина | Все понял, работал активно, тема усвоена | Золото | В основном тема понята, следует закрепить некоторые умения | Медь | Многое в теме непонятно, необходима дополнительная консультация преподавателя или одноклассников | |
8. Подведение итогов урока | Выставление и комментирование оценок | Самоанализ деятельности на уроке |
9. Домашнее задание: творческое Составить кроссворд «Металлы»; Криптограммы; Сообщение: «Металлы в технике» «Металлы в военном деле». Металлы в пословицах и поговорках Металлы в произведениях русских поэтов. Рисунок Как звучат металлы. На длинный женский волос подвесьте золотое кольцо, серебряное кольцо, медное кольцо (или любой медный предмет), деревянной палочкой ударьте поочередно по кольцам и вы услышите, как звучат металлы. | Комментирование домашнего задания | |