Постановка цели и задач урока. Мотивационно - целевой | Ребята посмотрите у вас на партах лежат образцы веществ Как они называются? Какие это вещества простые или сложные? Как называется тема нашего урока? | Рассматривают образцы Металлы Простые Металлы- простые вещества (записывают тему урока) Постановка цели урока: Почему же металлы так важны для человека, какими свойствами они обладают? | Личностные УУД Интерес к учебному материалу Метапредметные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое коммуникативные: слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи. |
Актуализация знаний учащихся | Вещества состоят из молекул, молекулы из атомов. А как устроен атом? Атомы (химические элементы) встречаются двух видов: металлы и неметаллы. А есть ли различие в строении атомов металлов и неметаллов. А как определить по ПСХЭ заряд ядра, число электронных уровней и число электронов на последнем электронном уровне. Планируемый ответ: Номер периода химического элемента - заряд ядра; номер периода - число электронных уровней; номер группы - число электронов на последнем уровне. К | Li | В | Не | F | Аl | Са | Mg | О | К | Na | Са | Р | А1 | S | Р | Си | N | Приглашение сыграть в игру «Крестики-нолики». | Планируемый ответ (ответ по модели строения атома у доски): В центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг него на разных энергетических уровнях вращаются электроны. Число электронов должно быть равно заряду ядра атома. Планируемый ответ: Радиус атома металла больше чем у неметалла, а число электронов на последнем электронном уровне меньше (от 1-3). Планируемый ответ: Номер периода химического элемента - заряд ядра; номер периода - число электронных уровней; номер группы - число электронов на последнем уровне Планируемый ответ: Выбирают выигрышный путь-линию, связывающую только металлы. | |
Первичное усвоение новых знаний | Формирование знаний о физических свойствах металлов. Учитель: В природе отдельных атомов не существует, они связываются друг с другом и образуются простые вещества - металлы, которые и использует человек в своей повседневной жизни. Через века и тысячелетия человек пронес уважение к металлу и его мастерам, добывающим и обрабатывающим его. Старинная легенда повествует о таком случае. Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил: - Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сделал для создания этого чудо-храма? Учитель: Но царь Соломон недаром слыл мудрым. Подозвав к себе каменщика, он спросил: - Кто сделал твой инструмент? Учитель: А твой? - обратился царь к плотнику. Учитель: Ну, а твои лопату и кирку? - поинтересовался Соломон у землекопа. Учитель: Тогда царь Соломон встал, подошел к человеку, скромно стоящему в углу. Это и был кузнец. Царь вывел его на середину зала. - Вот кто главный строитель храма, - воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина. Такова легенда, насчитывающая уже около трех тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям. | Поднялся каменщик: (далее слова учеников). 1-й ученик: Разумеется, храм - это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы - каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните, какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона. 2-й ученик: Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник, - но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм, если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшита - как радует он взор! Мы - плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца. 1-й ученик: Смотри в корень, - прервал его землекоп. - Хотел бы я знать, как эти хвастуны (он кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик. 1-й ученик: - Конечно, кузнец, - ответил удивленный каменщик. 1-й ученик: Кто же, как не кузнец, - не раздумывая, сказал тот. 2-й ученик: Ты же сам знаешь, царь, что их мог сделать только кузнец, - был его ответ. | Личностные результаты 1.Стремится к речевому самосовершенствованию. 2.Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста Познавательные УУД 1.Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2.Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации) Коммуникативные УУД 1.Оформлять свои мысли в устной форме. 2.Владеть приемами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания. 3.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности. |
Физминутка | Предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами». З а д а н и я. 1). В периодической системе найдите элемент-металл - самый сильный восстановитель. Переведите взгляд вниз, на «самый сильный» металл. Он в 7-м периоде.(Fr.) 2). Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, содержащийся в градусниках. (Hg.) 3). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Сl.) | Выполняют различные действия, с использованием таблицы химических элементов, предлагаемые учителем. | Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. |
Первичное усвоение новых знаний | Почему же металлы так важны для человека, какими свойствами они обладают, давайте сейчас выясним. Посмотрите, на столе у вас находятся образцы металлов. Рассмотрим их, заполним табличку на листе с записью лабораторная работа «Физические свойства металлов». Работа осуществляется фронтально. Учитель зачитывает инструктивную карточку, а учащиеся по одному диктуют, как заполняют таблицу. Инструктивная карточка Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните 1,2,3,6 колонки таблицы. Возьмите в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него. Можно что-то увидеть. Прозрачен? Поставьте значок в таблице в первую колонку «+» или «-». Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице во вторую колонку «+» или «-». Попробуйте разломить. Поставьте значок в таблице в третью колонку «+» или «-». Согните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в шестую колонку «+» или «-». Проделайте тоже самое с цинком, магнием, медью, железом. Лабораторная работа: «Физические свойства металлов» Учитель: У нас с вами остались две колонки в таблице не заполненными: электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают такими свойствами. Демонстрация: Теплопроводность металлов. Алюминиевую (и другие проволоки) проволоку с прикрепленными пластилином к ней кнопками нагревают с одного конца. Кнопки отпадают поочередно. Демонстрация: Электропроводность металлов. Замыкается электрическая цепь (одновременно несколько цепей, в которые включены названные металлы - прижать клеммами кусочки металлов) с лампочкой. Лампочка загорается, значит, металлические провода проводят электрический ток. . Учитель: Давайте сделаем вывод о том, какими общими свойствами обладают металлы. | Слушание учителя. Учащиеся заполняют таблицу «Физические свойства металлов». Работают по инструктивной карточке. Далее учащиеся работают, комментируя свои действия но одному. Объявляют: какой значок следует поставить в таблицу. Выполняют лабораторную работу в тетрадях, соблюдая правила техники безопасности. Оформляют работу в тетрадях, записывают вывод. вывод: металлы проводят тепло. Можно отметить разную способность к теплопроводности. Заполнение учащимися таблицы (колонка «Теплопроводность»). вывод: металлы проводят электрический ток. Заполнение учащимися таблицы (колонка «Электропроводность») Металл | Прозрач ность | Блеск | Проч ность | Электро провод ность | Тепло- водность | Пла стич ность | А1 | | | | | | | Zn | | | | | | | Mg | | | | | | | Си | | | | | | | Fe | | | | | | | Запись учащихся в тетрадь. Вывод: Все металлы не прозрачны, блестящие, твердые, проводят электрический ток, проводят тепло, пластичны. | Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
Первичная проверка понимания | Раскрытие зависимости физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения. Учитель: Металлы способны к отдаче электронов последнего уровня: Учитель: Рассказ по таблице «Кристаллическая решетка металлов». Учитель: Такие свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны благодаря подвижности электронов. Свободные электроны отражают дневной свет, поэтому металлы блестят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы пластичны. | Учащиеся аналогично записывают в тетрадь. Учащиеся зарисовывают схемуькристаллической решетки в тетрадь, подписывают названия компонентов. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |
Рефлексия. | Учитель: Я прочитаю вам стихи, а вы ответите: о каких свойствах металлов идет речь. Век железа был давно в зените, Но уже у химиков в руках Засверкал как драгоценность алюминий Этот легкий сказочный металл. Учитель: Титан - химический реактор И очень прочная броня, Компрессор, рельсы, элеватор, Конструкций легких кружева. Учитель: Упругие свойства сталям Ванадий в добавках придал, А Фордом когда-то он назван «Автомобильный металл». Учитель: Громоподобные раскаты И в небе раскаленный след На землю огненный камень падал И ужасался человек. Но редким был подарок с неба Им лишь счастливец обладал: Топор был выкован железный, Сверкает лезвием кинжал. Учитель: Посмотри! Блестящий чайник И пузатый самовар Тонким слоем покрывает Никель - сказочный металл. Учитель: Без медной электропроводки Нам свет в квартире не включить И трансформатор без обмотки Не мог бы технике служить. Учитель: «Аргентум» - по латыни светлый, Но темных дел немало есть за ним Чтоб скрыть подпольный двор монетный Демидов Погубил три сотни крепостных. Учитель: Мы видим олово повсюду Консервных банок блеск Металлу памятником будет Еще: наверно, сотни лет. Учитель: Bсe знают, что в лампе обычной Вольфрам - раскаленная нить, Но вы металлурга спросите Легко ли его получить. Учитель: Слез и крови пролито немало С незапамятных времен до наших дней За тебя - великий царь металлов Царь металлов и металл царей. В россыпях сверкая, в рудных жилах В непреступных скалах и тайге Путеводную звездою золото служило Алчностью сжигаемых людей. Контроль знаний. Учитель: А теперь найдите на своих столах карточки-задания и заполните их. «Атом _____, имеет заряд ядра___ , ______электронных уровней, ______электронов на последнем уровне. Простое вещество______ обладает следующими свойствами __________________ . (каждому учащемуся разные химические элементы). Выставление оценок | Учащиеся: Металлический блеск. Учащиеся: Прочность, пластичность. Учащиеся: Прочность, пластичность, упругость. Учащиеся: Прочность, металлический блеск. Учащиеся: Металлический блеск. Учащиеся: Электропроводность. Учащиеся: Металлический блеск. Учащиеся: Металлический блеск. Учащиеся: Теплопроводность. Учащиеся: Металлический блеск. Учащиеся заполняют карточки-задания. | Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Определение основной и второстепенной информации. Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения. Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций. Личностные УУД Осознание ответственности за личное дело. |