|   Постановка цели и задач урока.  Мотивационно - целевой               |    Ребята посмотрите у вас на партах лежат образцы веществ  Как они называются?  Какие это вещества простые или сложные?  Как называется тема нашего урока?           |    Рассматривают образцы      Металлы      Простые      Металлы- простые вещества (записывают тему урока)    Постановка цели урока: Почему же металлы так важны для человека, какими свойствами они обладают?   |    Личностные УУД  Интерес к учебному материалу  Метапредметные:  участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое    коммуникативные:    слушать товарища и обосновывать свое мнение;  выражать свои мысли и идеи.   |  
  |   Актуализация знаний учащихся     |      Вещества состоят из молекул, молекулы из атомов. А как устроен атом?                                Атомы (химические элементы) встречаются двух видов: металлы и неметаллы. А есть ли различие в строении атомов металлов и неметаллов.            А как определить по ПСХЭ заряд ядра, число электронных уровней и число электронов на последнем электронном уровне.     Планируемый ответ: Номер периода химического элемента - заряд ядра; номер периода - число электронных уровней; номер группы - число электронов на последнем уровне.                   |   К   |    Li   |    В   |    Не   |    F   |    Аl   |     |   Са   |    Mg   |    О   |    К   |    Na   |    Са   |     |   Р   |    А1   |    S   |    Р   |    Си   |    N   |             Приглашение сыграть в игру «Крестики-нолики».       |     Планируемый ответ (ответ по модели строения атома у доски): В центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг него на разных энергетических уровнях вращаются электроны. Число электронов должно быть равно заряду ядра атома.   Планируемый ответ: Радиус атома металла больше чем у неметалла, а число электронов на последнем электронном уровне меньше (от 1-3).  Планируемый ответ: Номер периода химического элемента - заряд ядра; номер периода - число электронных уровней; номер группы - число электронов на последнем уровне                          Планируемый ответ: Выбирают выигрышный путь-линию, связывающую только металлы.           |         |  
  |   Первичное усвоение новых знаний   |    Формирование знаний о физических свойствах металлов.  Учитель: В природе отдельных атомов не существует, они связываются друг с другом и образуются простые вещества - металлы, которые и использует человек в своей повседневной жизни.  Через века и тысячелетия человек пронес уважение к металлу и его мастерам, добывающим и обрабатывающим его. Старинная легенда повествует о таком случае.  Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил:  - Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сделал для создания этого чудо-храма?                      Учитель: Но царь Соломон недаром слыл мудрым. Подозвав к себе каменщика, он спросил:  - Кто сделал твой инструмент?  Учитель: А твой? - обратился царь к плотнику.  Учитель: Ну, а твои лопату и кирку? - поинтересовался Соломон у землекопа.  Учитель: Тогда царь Соломон встал, подошел к человеку, скромно стоящему в углу. Это и был кузнец. Царь вывел его на середину зала.  - Вот кто главный строитель храма, - воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина.  Такова легенда, насчитывающая уже около трех тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым издревле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям.   |            Поднялся каменщик: (далее слова учеников).  1-й ученик: Разумеется, храм - это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы - каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните, какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона.  2-й ученик: Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник, - но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм, если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшита - как радует он взор! Мы - плотники, по праву можем считать себя подлинными создателями этого сказочного дворца.  1-й ученик: Смотри в корень, - прервал его землекоп. - Хотел бы я знать, как эти хвастуны (он кивнул в сторону каменщика и плотника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик.          1-й ученик: - Конечно, кузнец, - ответил удивленный каменщик.  1-й ученик: Кто же, как не кузнец, - не раздумывая, сказал тот.  2-й ученик: Ты же сам знаешь, царь, что их мог сделать только кузнец, - был его ответ.       |    Личностные результаты  1.Стремится к речевому самосовершенствованию.  2.Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста  Познавательные УУД  1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.  2.Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации)  Коммуникативные УУД  1.Оформлять свои мысли в устной форме.  2.Владеть приемами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.  3.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.   |  
  |   Физминутка   |    Предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами».  З а д а н и я.  1). В периодической системе найдите элемент-металл - самый сильный восстановитель. Переведите взгляд вниз, на «самый сильный» металл. Он в 7-м периоде.(Fr.)  2). Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, содержащийся в градусниках. (Hg.)  3). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Сl.)   |    Выполняют различные действия, с использованием таблицы химических элементов, предлагаемые учителем.   |    Регулятивные УУД:  Умение организовать выполнение заданий учителя.   |  
  |   Первичное усвоение новых знаний     |    Почему же металлы так важны для человека, какими свойствами они обладают, давайте сейчас выясним. Посмотрите, на столе у вас находятся образцы металлов. Рассмотрим их, заполним табличку на листе с записью лабораторная работа «Физические свойства металлов».  Работа осуществляется фронтально. Учитель зачитывает инструктивную карточку, а учащиеся по одному диктуют, как заполняют таблицу.  Инструктивная карточка  Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните 1,2,3,6 колонки таблицы.    Возьмите в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него. Можно что-то увидеть. Прозрачен? Поставьте значок в таблице в первую колонку «+» или «-».   Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таблице во вторую колонку «+» или «-».   Попробуйте разломить. Поставьте значок в таблице в третью колонку «+» или «-».   Согните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в шестую колонку «+» или «-».   Проделайте тоже самое с цинком, магнием, медью, железом.    Лабораторная работа: «Физические свойства металлов»  Учитель: У нас с вами остались две колонки в таблице не заполненными: электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают такими свойствами.  Демонстрация: Теплопроводность металлов.  Алюминиевую (и другие проволоки) проволоку с прикрепленными пластилином к ней кнопками нагревают с одного конца. Кнопки отпадают поочередно.  Демонстрация: Электропроводность металлов.  Замыкается электрическая цепь (одновременно несколько цепей, в которые включены названные металлы - прижать клеммами кусочки металлов) с лампочкой. Лампочка загорается, значит, металлические провода проводят электрический ток.  . Учитель: Давайте сделаем вывод о том, какими общими свойствами обладают металлы.   |    Слушание учителя.                        Учащиеся заполняют таблицу «Физические свойства металлов».            Работают по инструктивной карточке.                          Далее учащиеся работают, комментируя свои действия но одному. Объявляют: какой значок следует поставить в таблицу.                       Выполняют лабораторную работу в тетрадях, соблюдая правила техники безопасности. Оформляют работу в тетрадях, записывают вывод.  вывод: металлы проводят тепло. Можно отметить разную способность к теплопроводности.  Заполнение учащимися таблицы (колонка «Теплопроводность»).  вывод: металлы проводят электрический ток.  Заполнение учащимися таблицы (колонка «Электропроводность»)           |   Металл   |    Прозрач  ность   |    Блеск   |    Проч  ность   |    Электро  провод  ность   |    Тепло-  водность   |    Пла  стич  ность   |     |   А1   |         |         |         |         |         |         |     |   Zn   |         |         |         |         |         |         |     |   Mg   |         |         |         |         |         |         |     |   Си   |         |         |         |         |         |         |     |   Fe   |         |         |         |         |         |         |                              Запись учащихся в тетрадь.          Вывод: Все металлы не прозрачны, блестящие, твердые, проводят электрический ток, проводят тепло, пластичны.   |    Регулятивные:  Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;   |  
  |   Первичная проверка понимания   |    Раскрытие зависимости физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения.  Учитель: Металлы способны к отдаче электронов последнего уровня:  Учитель: Рассказ по таблице «Кристаллическая решетка металлов».  Учитель: Такие свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны благодаря подвижности электронов. Свободные электроны отражают дневной свет, поэтому металлы блестят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно смещение одного слоя кристаллической решетки относительно другого, поэтому металлы пластичны.       |                        Учащиеся аналогично записывают в тетрадь.          Учащиеся зарисовывают схемуькристаллической решетки в тетрадь, подписывают названия компонентов.       |    Регулятивные:  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.   |  
  |   Рефлексия.   |     Учитель: Я прочитаю вам стихи, а вы ответите: о каких свойствах металлов идет речь.  Век железа был давно в зените,  Но уже у химиков в руках  Засверкал как драгоценность алюминий  Этот легкий сказочный металл.  Учитель: Титан - химический реактор И очень прочная броня,  Компрессор, рельсы, элеватор,  Конструкций легких кружева.  Учитель: Упругие свойства сталям  Ванадий в добавках придал,  А Фордом когда-то он назван «Автомобильный металл».  Учитель: Громоподобные раскаты  И в небе раскаленный след На землю огненный камень падал И ужасался человек.  Но редким был подарок с неба Им лишь счастливец обладал:  Топор был выкован железный,  Сверкает лезвием кинжал.  Учитель: Посмотри! Блестящий чайник И пузатый самовар Тонким слоем покрывает Никель - сказочный металл.  Учитель: Без медной электропроводки  Нам свет в квартире не включить И трансформатор без обмотки Не мог бы технике служить.  Учитель: «Аргентум» - по латыни светлый,  Но темных дел немало есть за ним Чтоб скрыть подпольный двор монетный Демидов    Погубил три сотни крепостных.  Учитель: Мы видим олово повсюду Консервных банок блеск Металлу памятником будет   Еще: наверно, сотни лет.  Учитель: Bсe знают, что в лампе обычной Вольфрам - раскаленная нить,  Но вы металлурга спросите    Легко ли его получить.  Учитель: Слез и крови пролито немало  С незапамятных времен до наших дней  За тебя - великий царь металлов Царь металлов и металл царей.  В россыпях сверкая, в рудных жилах    В непреступных скалах и тайге Путеводную звездою золото служило   Алчностью сжигаемых людей.  Контроль знаний.  Учитель: А теперь найдите на своих столах карточки-задания и заполните их.  «Атом _____, имеет заряд ядра___ , ______электронных уровней, ______электронов на последнем уровне. Простое вещество______ обладает следующими свойствами __________________ .  (каждому учащемуся разные химические элементы).  Выставление оценок   |                Учащиеся: Металлический блеск.                      Учащиеся: Прочность, пластичность.              Учащиеся: Прочность, пластичность, упругость.                      Учащиеся: Прочность, металлический блеск.                      Учащиеся: Металлический блеск.                          Учащиеся: Электропроводность.              Учащиеся: Металлический блеск.                      Учащиеся: Металлический блеск.              Учащиеся: Теплопроводность.                      Учащиеся: Металлический блеск.                                                                  Учащиеся заполняют карточки-задания.       |    Познавательные УДД  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.  Определение основной и второстепенной информации.  Коммуникативные УУД  Аргументация своего мнения.  Учет различных мнений,  координирование в сотрудничестве различных позиций.  Личностные УУД  Осознание ответственности за личное дело.   |