kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока по химии в 8 классе "Металлы-простые вещества" (ФГОС)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по химии в 8 классе соответствует ФГОС. Тема урока: "Металлы - простые вещества"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по химии в 8 классе "Металлы-простые вещества" (ФГОС)»

УРОКИ ХИМИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Технологическая карта урока химии

Предмет, класс, дата

Химия, 8 класс

Тема урока, № урока

Урок №8 по теме: «Металлы - простые вещества»


Тип урока

Усвоения новых знаний

Цель урока

Изучить металлы – как простые вещества

Научить учащихся применять полученные знания на практике.

Задачи урока

Обучающие

Актуализировать знания учащихся о строении атома, физиче­ских смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода.

Сформировать у учащихся знания о том, что металлам в свобод­ном состоянии присущи особые, характерные для них свойства.

Показать зависимость физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения.

Развивающие

Включить учащихся в активный познавательный процесс, пре­доставляя возможность выбора действия на уроке: поиграть в крести­ки-нолики, играть роль каменщика, плотника, кузнеца и других.

Учить ценить время урока.

Заинтересовать пассивную часть учащихся, используя стихо­творную, лабораторную формы работы.

Воспитательные

Показать роль химической науки и практики в развитии народ­ного хозяйства страны.

Продолжить работу по накоплению фактического материала для углубленного усвоения понятий, последующих обобщений мировоз­зренческого характера.

Требования ФГОС ООО

(предполагаемые результаты

обучения)

Личностные

Понимание значимости научного исследования природы, умение соблюдать дисциплину на уроке при работе в группах.

Метапредметные

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования работать с различными источниками информации.

Регулятивные: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам в кабинете

Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух. Обмениваться информацией с одноклассниками

Предметные

Знать: понятия о строении атома, физиче­ских смыслах порядкового номера, номера группы, номера периода. Зависимость физических свойств металлов от наличия в них металлической связи и особенностей кристаллического строения.

Уметь: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Формы организации учебной деятельности

Групповая, индивидуальная, фронтальная.

Образовательные технологии

  • технология оценивания учебных успехов;

  • технология проблемного диалога;

  • информационные технологии, ИКТ;

  • личностно-ориентированные технологии;

  • технология педагогического сотрудничества;

  • здоровьесберегающий компонент (динамическая пауза)

Методы обучения

  • метод проблемного изложения;

  • репродуктивный

  • иллюстративный метод;

  • эвристический метод;

  • поисковый метод;

  • метод анализа и синтеза.

Методы познавания

Самопознания

Оборудование, средства обучения

  • учебник, рабочая тетрадь, презентация к уроку;

  • лабораторное оборудование – образцы металлов: алюминий, цинк, медь, магний, железо; штатив с пробирками, алюминиевая проволока с кнопками на пластилине, простейшая электрическая цепь.

Основные виды деятельности

лабораторный опыт, самостоятельная работа

Здоровьесбережение обучающихся

Разнообразие форм работы на уроке; использование ЭОР не более 15 минут урока.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

этап



Настрой на работу

Слушание учителя



Личностные УУД

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию, общее представление о моральных нормах поведения

Постановка цели и задач урока.

Мотивационно - целевой




Ребята посмотрите у вас на партах лежат образцы веществ

Как они называются?

Какие это вещества простые или сложные?

Как называется тема нашего урока?



Рассматривают образцы


Металлы


Простые


Металлы- простые вещества (записывают тему урока)

Постановка цели урока: Почему же металлы так важны для чело­века, какими свойствами они обладают?

Личностные УУД

Интерес к учебному материалу

Метапредметные:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое

коммуникативные:

слушать товарища и обосновывать свое мнение;

выражать свои мысли и идеи.

Актуализация знаний учащихся

  1. Вещества состоят из молекул, молекулы из атомов. А как устро­ен атом?






  1. Атомы (химические элементы) встречаются двух видов: металлы и неметаллы. А есть ли различие в строении атомов металлов и неме­таллов.


  1. А как определить по ПСХЭ заряд ядра, число электронных уров­ней и число электронов на последнем электронном уровне.

Планируемый ответ: Номер периода химического элемента - за­ряд ядра; номер периода - число электронных уровней; номер группы - число электронов на последнем уровне.


К

Li

В

Не

F

Аl

Са

Mg

О

К

Na

Са

Р

А1

S

Р

Си

N



Приглашение сыграть в игру «Крестики-нолики».


Планируемый ответ (ответ по модели строения атома у доски): В центре атома находится положительно заряженное ядро, а вокруг него на разных энергетических уровнях вращаются электроны. Число элек­тронов должно быть равно заряду ядра атома.

Планируемый ответ: Радиус атома металла больше чем у неме­талла, а число электронов на последнем электронном уровне меньше (от 1-3).

Планируемый ответ: Номер периода химического элемента - за­ряд ядра; номер периода - число электронных уровней; номер группы - число электронов на последнем уровне







Планируемый ответ: Выбирают выигрышный путь-линию, связы­вающую только металлы.




Первичное усвоение новых знаний

Формирование знаний о физических свойствах металлов.

Учитель: В природе отдельных атомов не существует, они свя­зываются друг с другом и образуются простые вещества - металлы, которые и использует человек в своей повседневной жизни.

Через века и тысячелетия человек пронес уважение к металлу и его мастерам, добывающим и обрабатывающим его. Старинная легенда повествует о таком случае.

Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Со­ломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, при­нимавших участие в этой грандиозной стройке. Собравшиеся гости приготовились было отведать угощения, как вдруг царь спросил:

- Ну, а кто же из строителей самый главный? Кто больше всех сде­лал для создания этого чудо-храма?





Учитель: Но царь Соломон недаром слыл мудрым. Подозвав к себе каменщика, он спросил:

- Кто сделал твой инструмент?

Учитель: А твой? - обратился царь к плотнику.

Учитель: Ну, а твои лопату и кирку? - поинтересовался Соло­мон у землекопа.

Учитель: Тогда царь Соломон встал, подошел к человеку, скромно стоящему в углу. Это и был кузнец. Царь вывел его на сере­дину зала.

- Вот кто главный строитель храма, - воскликнул мудрейший из царей. С этими словами он усадил кузнеца рядом с собой на парчовые подушки и поднес ему чашу, полную вина.

Такова легенда, насчитывающая уже около трех тысячелетий. Мы не можем ручаться за достоверность описанных событий, но, как бы то ни было, в легенде отразилось огромное уважение, которым из­древле пользовались мастера, покоряющие металл, заставляющие его служить людям.



Поднялся каменщик: (далее слова учеников).

1-й ученик: Разумеется, храм - это наших рук дело, и двух мнений тут быть не может. Мы - каменщики, выложили его кирпич к кирпичу. Взгляните, какие прочные стены, арки, своды. Века простоит он во славу царя Соломона.

2-й ученик: Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник, - но судите сами, гости дорогие, хорош бы был этот храм, если бы я и мои товарищи не потрудились в поте лица. Приятно было бы вам смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? А наш паркет из лучших пород самшита - как радует он взор! Мы - плотники, по праву можем считать себя подлин­ными создателями этого сказочного дворца.

1-й ученик: Смотри в корень, - прервал его землекоп. - Хотел бы я знать, как эти хвастуны (он кивнул в сторону каменщика и плот­ника) возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фун­дамента. Да стены вместе с его отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик.



1-й ученик: - Конечно, кузнец, - ответил удивленный каменщик.

1-й ученик: Кто же, как не кузнец, - не раздумывая, сказал тот.

2-й ученик: Ты же сам знаешь, царь, что их мог сделать только кузнец, - был его ответ.


Личностные результаты

1.Стремится к речевому самосовершенствованию.

2.Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста

Познавательные УУД

1.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации)

Коммуникативные УУД

1.Оформлять свои мысли в устной форме.

2.Владеть приемами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.

3.Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Физминутка

Предлагаю немного отдохнуть и устроить «стрельбу глазами».

З а д а н и я.

1). В периодической системе найдите элемент-металл - самый сильный восстановитель. Переведите взгляд вниз, на «самый сильный» металл. Он в 7-м периоде.(Fr.)

2). Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, атомы которого образуют металл, содержащийся в градусниках. (Hg.)

3). Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. l.)

Выполняют различные действия, с использованием таблицы химических элементов, предлагаемые учителем.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Первичное усвоение новых знаний

Почему же металлы так важны для чело­века, какими свойствами они обладают, давайте сейчас выясним. По­смотрите, на столе у вас находятся образцы металлов. Рассмотрим их, заполним табличку на листе с записью лабораторная работа «Физиче­ские свойства металлов».

Работа осуществляется фронтально. Учитель зачитывает инст­руктивную карточку, а учащиеся по одному диктуют, как заполняют таблицу.

Инструктивная карточка

Рассмотрите выданные вам образцы металлов и заполните 1,2,3,6 колонки таблицы.

  1. Возьмите в руки кусочек алюминия. Посмотрите сквозь него. Можно что-то увидеть. Прозрачен? Поставьте значок в таблице в пер­вую колонку «+» или «-».

  2. Покрутите алюминий на свету. Блестит? Поставьте значок в таб­лице во вторую колонку «+» или «-».

  3. Попробуйте разломить. Поставьте значок в таблице в третью ко­лонку «+» или «-».

  4. Согните кусочек фольги. Поставьте значок в таблице в шестую колонку «+» или «-».

  5. Проделайте тоже самое с цинком, магнием, медью, железом.

Лабораторная работа: «Физические свойства металлов»

Учитель: У нас с вами остались две колонки в таблице не за­полненными: электропроводность и теплопроводность. Убедимся, что металлы действительно обладают такими свойствами.

Демонстрация: Теплопроводность металлов.

Алюминиевую (и другие проволоки) проволоку с прикрепленными пластилином к ней кнопками нагревают с одного конца. Кнопки отпа­дают поочередно.

Демонстрация: Электропроводность металлов.

Замыкается электрическая цепь (одновременно несколько цепей, в которые включены названные металлы - прижать клеммами кусочки металлов) с лампочкой. Лампочка загорается, значит, металлические провода проводят электрический ток.

. Учитель: Давайте сделаем вывод о том, какими общими свойст­вами обладают металлы.

Слушание учителя.





Учащиеся заполняют таблицу «Физические свойства металлов».



Работают по инструктивной карточке.







Далее учащиеся работают, комментируя свои действия но одно­му. Объявляют: какой значок следует поставить в таблицу.






Выполняют лабораторную работу в тетрадях, соблюдая правила техники безопасности. Оформляют работу в тетрадях, записывают вывод.

вывод: металлы проводят тепло. Можно отметить разную способность к теплопроводности.

Заполнение учащимися таблицы (колонка «Теплопроводность»).

вывод: металлы проводят электрический ток.

Заполнение учащимися таблицы (колонка «Электропроводность»)

Металл

Прозрач­

ность

Блеск

Проч­

ность

Электро­

провод­

ность

Тепло-

водность

Пла­

стич­

ность

А1







Zn







Mg







Си







Fe













Запись учащихся в тетрадь.



Вывод: Все металлы не прозрачны, блестящие, твердые, проводят электрический ток, проводят тепло, пластичны.

Регулятивные:

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Первичная проверка понимания

Раскрытие зависимости физических свойств металлов от на­личия в них металлической связи и особенностей кристалличе­ского строения.

Учитель: Металлы способны к отдаче электронов последнего уровня:

Учитель: Рассказ по таблице «Кристаллическая решетка ме­таллов».

Учитель: Такие свойства металлов, как электропроводность и теплопроводность возможны благодаря подвижности электронов. Свободные электроны отражают дневной свет, поэтому металлы бле­стят и не прозрачны. Благодаря свободным электронам возможно смещение одного слоя кристаллической решетки относительно друго­го, поэтому металлы пластичны.







Учащиеся аналогично записывают в тетрадь.



Учащиеся зарисовывают схемуькристаллической решетки в тет­радь, подписывают названия компонентов.


Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Рефлексия.

Учитель: Я прочитаю вам стихи, а вы ответите: о каких свойст­вах металлов идет речь.

Век железа был давно в зените,

Но уже у химиков в руках

Засверкал как драгоценность алюминий

Этот легкий сказочный металл.

Учитель: Титан - химический реактор И очень прочная броня,

Компрессор, рельсы, элеватор,

Конструкций легких кружева.

Учитель: Упругие свойства сталям

Ванадий в добавках придал,

А Фордом когда-то он назван «Автомобильный металл».

Учитель: Громоподобные раскаты

И в небе раскаленный след На землю огненный камень падал И ужасался человек.

Но редким был подарок с неба Им лишь счастливец обладал:

Топор был выкован железный,

Сверкает лезвием кинжал.

Учитель: Посмотри! Блестящий чайник И пузатый самовар Тонким слоем покрывает Никель - сказочный металл.

Учитель: Без медной электропроводки

Нам свет в квартире не включить И трансформатор без обмотки Не мог бы технике служить.

Учитель: «Аргентум» - по латыни светлый,

Но темных дел немало есть за ним Чтоб скрыть подпольный двор монетный Демидов

Погубил три сотни крепостных.

Учитель: Мы видим олово повсюду Консервных банок блеск Металлу памятником будет

Еще: наверно, сотни лет.

Учитель: Bсe знают, что в лампе обычной Вольфрам - раскаленная нить,

Но вы металлурга спросите

Легко ли его получить.

Учитель: Слез и крови пролито немало

С незапамятных времен до наших дней

За тебя - великий царь металлов Царь металлов и металл царей.

В россыпях сверкая, в рудных жилах

В непреступных скалах и тайге Путеводную звездою золото служило

Алчностью сжигаемых людей.

Контроль знаний.

Учитель: А теперь найдите на своих столах карточки-задания и заполните их.

«Атом _____, имеет заряд ядра___ , ______электронных уровней, ______электронов на последнем уровне. Простое вещество______ обладает следующими свойствами __________________ .

(каждому учащемуся разные химические элементы).

Выставление оценок




Учащиеся: Металлический блеск.






Учащиеся: Прочность, пластичность.




Учащиеся: Прочность, пластичность, упругость.






Учащиеся: Прочность, металлический блеск.






Учащиеся: Металлический блеск.







Учащиеся: Электропроводность.




Учащиеся: Металлический блеск.






Учащиеся: Металлический блеск.




Учащиеся: Теплопроводность.






Учащиеся: Металлический блеск.

















Учащиеся заполняют карточки-задания.


Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Определение основной и второстепенной информации.

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения.

Учет различных мнений,

координирование в сотрудничестве различных позиций.

Личностные УУД

Осознание ответственности за личное дело.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание. § 13, упр. 1-4 (всем) письменно, упр. 5 (по желанию).


Запись домашнего задания









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока по химии в 8 классе "Металлы-простые вещества" (ФГОС)

Автор: Шагдарова Светлана Баировна

Дата: 10.11.2019

Номер свидетельства: 526393


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства