- сформировать понятие о единой природе химической связи;
- закрепить знания о химических элементах и ПСХЭ Д.И. Менделеева;
- продолжить формировать знания у учащихся о составе атома и атомного ядра.
2. Развивающие:
- развивать у учащихся умение самостоятельно работать с текстом учебника, извлекая из них нужную информацию;
- формировать у учащихся умение осуществлять основные мыслительные операции и излагать их в устной и письменной форме;
- развивать воображение, память и внимание;
- развивать умение ориентироваться в ПСХЭ Д.И. Менделеева.
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- продолжить формирование интереса учащихся к научным знаниям;
- формирование мировоззрения у учащихся и расширение их кругозора.
Оборудование: ПСХЭ Д.И. Менделеева, плакат.
Понятия урока: металлическая связь, атом-ионы, обобществленные электроны.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: традиционный.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания:
Написать схему образования ковалентной неполярной связи:
HF NH3
HBr PH3
Указать частичные заряды, определить ЭО атомы, написать схему смещения общей пары к более ЭО атому.
2. Изучение нового материала.
Ребята, вы уже знаете, какая связь образуется между атомами Ме и НеМе, скажите, а что же происходит с электронами при образовании данной связи?(е от Ме переходят к НеМе). Мы уже изучили какой тип связи образуется между атомов НеМе. Назовите и скажите, за счет чего происходит образование ковалентной связи, есть ли разница между полярной и неполярной связями?
А сегодня мы с вами познакомимся с тем, как взаимодействуют между собой атомы элементов Ме. Обычно Ме существуют не в виде изолированных атомов, а в виде слитков(кусков или Ме изделий). Так что же удерживает атомы Ме в единое целое? Сравните Fe Au Cu и простые вещества НеМе – О2 Н2 (неполярная связь). Давайте рассмотрим электронное строение атомов Ме
Na Mg Al
2 8 1 2 8 2 2 8 3
2е; 8е; 1е 2е;8е; 2е 2е;8е;3е
Напомнаю, что большинство Ме имеют на внешнем уровне от 1 до 3-х е. Так же вспомним, что Ме легко отдают е. Скажите, а кому их можно отдать, если вокруг нет атомов НеМе? В таком случае, в слитке Ме изделия атомы Ме отдают свои внешние е в этот слиток, в общее пространство, превращаясь при этом, в положительно заряженные ионы.
Вопрос: а что же происходит с отданными е?
Ответ: они перемещаются от 1 иона к другому, связывая их в единое целое.
Ионы, приняв е, вновь превращаются в атомы, затем е вновь отрываются от атомов и так до бесконечности. Этот процесс протекает непрерывно. В куске Ме постоянно существуют атомы, ионы(положительно заряженные), и «свободные»е.
Ме0 -nе→Меn+
Атом ион
n – число внешних, отданных е.
Давайте рассмотрим образование Ме связи на примере Al Na Мg
Na0 -1е = Na+
(натрий – I группа – 1е – отдает – заряжается +)
Мg0 -2е = Мg2+
(магний – II группа – 2е – отдает – заряжается 2+)
Al0 -3е = Al3+
(алюминий – III группа – 3е – отдает – заряжается 3+)
Вывод: в объеме Ме атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот.
Металлическая связь – связь в Ме и сплавах м/у атомами- ионами посредствам обобществленных электронов.
Откройте учебник на стр. 67. Рассмотрим изображение 38 и 39. На рис.38 – схема строения фрагмента кристалла натрия. Каждый атом натрия окружен восьмью соседними атомами. Оторвавшиеся внешние е свободно движутся от одного образовавшегося иона к другому, соединяя, будто склеивая, ионный остов натрия как бы в одну гигантскую молекулу(рис.39).
Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной, т.к. она основана на обобществлении внешних е. Однако, при образовании ковалентной связи обобществляются внешние неспаренные е только 2-х соседних атомов, в то время, как при образовании Ме связи в обобществлении этих е участвуют все атомы. Именно поэтому кристаллы с ковалентной связью хрупки, а с металлической, как правило, пластичны, электропроводны и имеют металлический блеск.
Металлическая связь характерна как для чистых металлов, так и для смесей различных металлов – сплавов, находящихся в твердом и жидком состояниях. Однако в парообразном состоянии атомы Ме связаны м/у собой ковалентной связью(например, парами натрия заполняются лампы желтого света для освещения улиц больших городов). Пары Ме состоят из отдельных молекул(одноатомных и двухатомных).
В заключении хочу сказать, что вопрос о химических связях – центральный вопрос науки химии.
Мы изучили начальные представления о типах химической связи. В дальнейшем вы узнаете много интересного о природе химической связи. Например, в большинстве Ме, кроме металлической связи, есть еще и ковалентная связь, и др. типы химических связей.