Урок с использованием технологии критического мышления.
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с металлической связью, знать определение металлической связи;
уметь объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью;
Развивающие:
создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;
развитие критического мышления, памяти, внимания, наблюдательности.
Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Тип урока: - изучение нового материала. Оборудование: ПК, медиапроектор, на доске - формулы веществ на магнитах, на каждом столе у учащихся – мини-лекция, образцы металлов и сплавов, листки чистой бумаги, бланк с заданиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока Металлическая химическая связь »
Урок химии в 8 классе по теме «Металлическая химическая связь» (с использованием технологии критического мышления).
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с металлической связью, знать определение металлической связи;
уметь объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью;
Развивающие:
создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;
развитие критического мышления, памяти, внимания, наблюдательности.
Воспитательная: воспитание положительной мотивации учения, правильной самооценки и чувства ответственности.
Тип урока: - изучение нового материала. Оборудование: ПК, медиапроектор, на доске - формулы веществ на магнитах, на каждом столе у учащихся – мини-лекция, образцы металлов и сплавов, листки чистой бумаги, бланк с заданиями.
Ход урока
1. Стадия вызова - Добрый день, ребята! Садитесь. Мне приятно видеть вас снова на уроке химии.
- Я уверена, что наша работа будет плодотворной. Вы все сможете достигнуть положительного результата в учебном труде. Вы все успешны. Но для этого надо трудиться. Как сказал Плавт, римский драматург: «Кто хочет съесть ядро ореха, должен расколоть его скорлупу» (слайд 1)
СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА ( ПУЧОК)
Задачи этой стадии:
самостоятельное определение учащимися направлений в изучении темы, тех ее аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить;
самостоятельная актуализация по теме и пробуждение познавательной активности;
на этой фазе работы заслушивается коллективное мнение, знание об этом понятии и выявляются остаточные знания. На этом этапе не дается оценка знаний. Но кластер пока с доски не стирается. Учитель ставит перед ребятами вопрос: « А соответствуют ли ваши представления научным понятиям?» и ставит учебную задачу.
Учитель: Что мы изучаем с вами в течение нескольких уроков? Ученики: Химическую связь. Учитель: Что мы знаем о химической связи? Ученики: Типы химических связей, их механизмы образования . Учитель: Какие типы химических связей мы изучили? Ученики: Ионную и ковалентную: неполярную и полярную. Учитель: Какую химическую связь называют ионной? Ковалентной? Какая связь называется ковалентной неполярной и полярной? Ученики дают определение типам связи. Учитель: Ребята, на доске даны формулы веществ распределите их по типам связи. Формулы веществ: NaCl , O2 , HCl , Na , K2S , H2S, Mg , H2 ,Al . У каких веществ вы затруднились определить тип химической связи? Что это за вещества, определите по периодической системе? А если образуется простое вещество металл? Какой вид связи может быть в этих веществах?
(предположение: металлическая)
Верно. И тема урока сегодня: «Металлическая химическая связь» (Слайд 2)(запись в тетрадях)
Химическая связь
↓
Типы химической связи
↙ ↓ ↘
? Ионная Ковалентная
Металлическая ↙ ↘
Неполярная Полярная Учитель: Ребята, у вас на столах лежат образцы металлов и сплавов. Внимательно рассмотрите их. – Вы уже знаете, как взаимодействуют между собой атомы металлов и неметаллов, а также атомы неметаллов между собой. – Сегодня мы рассмотрим, как будут взаимодействовать атомы металлов между собой. Почему металлы существуют в виде слитка, куска или металлического изделия? – Что удерживает атомы металла в единое целое? – Какими свойствами обладают металлы и от чего они зависят – мы с вами должны ответить на этом уроке (Слайд 3) – Целью нашего урока является: (Слайд 4)
Сформировать понятие о металлической связи.
Изучить механизм образования связи.
Познакомиться со свойствами металлов.
2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ Учащимся предлагается новая информация, которую они должны отработать. Задачи этой стадии:
организация активной работы с информацией, увязать их уже с имеющимися знаниями
активно отслеживать свое понимание (каждому)
Эта технология связана с текстом и письмом. Требования к тексту: 7-10 минут прочтения. Текст-это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающих свойствами связности и целостности. Текст должен быть адаптирован, Читая текст, обсуждают в парах, взаимоопрос.
Мини-лекция.
Металлы – это элементы 1-3 групп главных подгрупп, а также всех побочных подгрупп периодической системы. Они хорошо проводят электрический ток. С чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо установить особенности их строения. Что мы сегодня и сделаем.
Атомы металлов на внешнем энергетическом уровне имеют небольшое число электронов, поэтому они стремятся их отдать. Хорошо, если есть неметалл, который их примет. А если его нет, что тогда?
В куске металла, слитке или металлическом изделии атомы металла отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, слиток или изделие, превращаясь при этом в положительные ионы. «Оторвавшиеся» электроны перемещаются от одного иона к другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются. И этот процесс происходит непрерывно. В куске металла существуют то атомы, то ионы. Их так и называют атом-ионы. Здесь же присутствуют и свободные электроны, которые могут выступать в роли переносчиков электрических зарядов.
А схему образования металлической связи можно записать так: Ме0 – ne-←→ Mеn+ атомы ионы металла металла
, где n – число внешних электронов, участвующих в образовании связи.
Наблюдается этот вид связи в металлах – простых веществах и сплавах. Таким образом, металлической называется связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных внешних электронов. Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной связью, так как основана на обобществлении внешних электронов. Однако при образовании ковалентной связи обобществляются внешние неспаренные электроны только двух соседних атомов, в то время как при образовании металлической связи в обобществлении этих электронов участвуют все атомы. Именно поэтому кристаллы с ковалентной связью хрупки, а с металлической, как правило, тверды, пластичны, электропроводны, теплопроводны и имеют металлический блеск. Вопросы для обсуждения: 1.Для каких веществ характерна металлическая связь? 2. Какие частицы участвуют в ее образовании? 3.Как образуется металлическая связь? 4. Запишите в тетрадях схему образования металлической связи. 5.Какие свойства характерны для металлов? 6.В следующих предложениях вставьте пропущенные слова и выражения: «Связь в …………. и ……… между …………. посредством ……………………. электронов называют …………………… .(запишите в тетрадях)
3. СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ – ОСМЫСЛЕНИЕ
Учитель: Итак , ребята возвращаемся к нашей схеме. Какой тип химической связи характерен для данных веществ? Какие частицы участвуют в образовании этой связи? Этот процесс можно представить следующим образом:
(демонстрация слайдов 5-8 презентации)
Дайте определение металлической химической связи. (слайд 9) А сейчас я предлагаю закрепить изученный материал, работая по карточкам. Для организации работы воспользуйтесь алгоритмом. Время на работу 4-5 минут.
Карточка по видам химической связи
Вариант I
Вариант II
Вариант III
Вариант IV
1
CO2
O2
NaCl
Са
2
К2О
NO
К
Br2
3
H2
Na
SiН3
Са2Р3
4
Mg
КI
N2
NH3
Алгоритм работы с карточкой
Из предложенных в карточке формул веществ выбери формулу простого вещества металла.
Запиши схему образования металлической химической связи для выбранного вещества.
Обсуди полученные результаты с соседом по парте.
- Давайте проверим полученные результаты. Желающие работают у доски. (работа у доски)
- Проверим правильность выполнения задания. (демонстрация слайда 10)
- А как будет у алюминия? Попробуйте каждый самостоятельно в тетради, а …выполнит работу у доски.
- Проверим результат (демонстрация слайда 11)
- Особенности металлической связи мы рассмотрели. Ребята еще раз рассмотрите выданные вам образцы металлов и сплавов. Какими общими свойствами они обладают? (слайд12) Как вы думаете , чем обусловлены эти свойства? Правильно, металлической связью, а именно строением атома. То есть зная строение атома мы можем определить свойства вещества.
Молодцы. Я с вами согласна (или несогласна).
- Для подведения итога работы по теме, я предлагаю вам выполнить задание в тестовой форме, чтобы проверить как вы усвоили материал урока. (индивидуальная работа по карточкам с тестовым заданием) Тест
1.Химическая связь – а) взаимодействие между атомами б) взаимодействие между молекулами в) взаимодействие между электронами 2. Связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных внешних электронов, называется а) ковалентной б) ионной в) металлической 3.Положительно заряженный ион – это а) катион б) анион в) электрон 4. Вещество, молекула которого образована посредством металлической связи: а) H2 – водород б)Na – натрий в) H2S – сероводород. 5) Схема образования металлической химической связи: а) Э0 – nе- → Эn+ б) Э0 + nе- → Эn- в) Э0 – nе-←→ Эn+
(проверка по слайду)
- Обменяйтесь своими работами и проверьте правильность выполнения заданий, используя ключ на экране.
- Кто смог ответить на все вопросы? Вы молодцы!
- На этом знакомство с металлической связью мы заканчиваем.
Запишите задание на дом. (слайд)
- И в завершении урока попробуйте проанализировать свою работу по желанию, начиная словами: Я научился- Я освоил- Я затрудняюсь- Я не смог- (слайд)
- Вы сегодня молодцы. Все смогли подняться еще на ступеньку выше в своих знаниях химии. Раскололи скорлупу ореха. Я благодарю вас за работу. До свидания.