Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока химии в 8 классе " Оксиды".»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Влазовичская средняя общеобразовательная школа Суражского района Брянской области
Методическая разработка урока по химии в 8 классе « Оксиды»
Гончарова Татьяна Васильевна –
учитель химии
2021 год
Аннотация.
Урок химии в 8 классе по теме «Оксиды» относится к блочной теме «Соединения химических элементов». Эта методическая разработка будет интересна учителям химии , работающим по программе О.С.Габриеляна. В ней учтены требования предъявляемые к урокам ФГОС. К уроку также прилагается презентация.
В данной разработке предлагаются различные методы и формы организации деятельности на уроке , направленные на повышение активности обучающихся 8 класса , на развитие их интеллектуальных способностей и привитие интереса к новому предмету.
Содержание
1.Введение - стр.3
2.Основная часть - стр.3
3. Приложения -стр. 10
4. Список литературы -стр.18
5.Заключение -стр.19
1.Введение.
"Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В.А.Сухомлинский.
Тема «Оксиды» изучается в разделе «Соединения химических элементов». Раздел является фундаментальным в курсе неорганической химии, т.к. обучающиеся приобретают знания о номенклатуре, классификации и свойствах оксидов, оснований, кислот и солей. Класс "Оксиды" - это первый из четырех классов сложных веществ, которые предстоит изучить в 8 классе. А огромное количество окружающих нас веществ, относится к этому классу.
Требования, предъявляемые к современному уроку , это организовать работу так, что бы ученики были максимально активны. Поэтому я постаралась предложить ребятам разнообразные задания, выполняя которые, они смогут изучить необходимый материал.
Предложенные задания соответствуют уровню развития химических знаний обучающихся. С ними справляются практически все, даже, те у кого нет большой склонности к химии. Кроме того задания направлены на формирование межпредметных УУД и соответствуют требованиям ГИА.
Индивидуальная форма работы была выбрана не случайно, т.к. она предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач.
2. Основная часть
8 класс по учебнику О.С.Габриеляна
Тема программы: "Соединения химических элементов"
Тема урока: "Оксиды".
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока: сформировать понятие об оксидах , как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение и номенклатуру оксидов; показать значение важнейших представителей оксидов в природе и жизни человека.
Задачи:
- Предметные: создание условий для усвоения новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск знаний из различных источников , закрепление практических умений и навыков безопасной работы с химическим оборудованием.
- Метапредметные: развитие познавательного интереса у обучающихся, самостоятельности мышления и инициативы детей через использование элементов проблемного обучения , коммуникативно-деятельностной методики.
Методы проведения: словесные, самостоятельная работа учащихся. Форма проведения урока: индивидуальная работа. Ключевые компетенции:
Информационно-познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать. Выбирать главное, делать выводы
Коммуникативная: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения
Предметные: исследование строения и свойств оксидов, изучение классификации, номенклатуры и применения оксидов.
Оборудование: учебник – Габриелян О.С., Химия.8 класс. – М.: «Просвещение», 2018, таблица Менделеева, таблица растворимости, карточки с заданиями, ТСО.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся.
Прием «Отсроченная отгадка».
В 1890 году парусное судно «Малборо» направлялось в Англию из Новой Зеландии. На борту было 23 члена экипажа и несколько пассажиров. В Англию судно не прибыло. Лишь через 23 года корабль появился вновь возле Огненной Земли. Шёл на всех парусах и оказался абсолютно не повреждённым. Что стало причиной гибели людей?
На этот вопрос мы с вами ответим в конце урока. А сейчас вы должны разгадать кроссворд , чтобы понять, какие вещества мы с вами будем изучать сегодня на уроке (Приложение 1)
В
О
Д
А
П
Е
С
О
К
С
А
П
Ф
И
Р
Г
Л
И
Н
А
Л
Е
Д
К
Р
А
С
Н
Ы
Й
1. Твердая - лед, газообразная - пар, жидкая - ?
2. На нем приятно полежать летом на берегу реки
3. Драгоценный камень синего цвета
4. Из нее делают "Дымковские игрушки"
5. Твердый углекислый газ, используемый для охлаждения, хранения и перевозки пищевых продуктов, называют "сухой ..."
6. Наличие в грунте этого вида железняка придает ... цвет поверхности планеты Марс.
Молодцы! Правильно - оксиды. Это тема сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, ее в тетради (слайд №1).Постановка целей и задач урока.
III. Изучение нового материала.
Учитель задает вопрос: "А что же такое оксиды?
Какое определение мы можем дать?" .Выполнить следующее задание.
Задание 1. На столах лежат конвертики в них набор слов , некоторые слова лишние, необходимо составить из этих слов определение оксидов. (Приложение 2)
Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых - кислород в степени окисления -2.
Слайд №2. Предлагаю посмотреть еще раз на оксиды, которые стоят на столах и рядом с названиями в тетради, там где оставляли немного места справа, написать цвет оксида и его агрегатное состояние , так как следующая цель нашего урока - физические свойства оксидов. Все физические свойства оксидов зашифрованы в данном стихотворении.
Широка натура у оксидов,
Камнем вниз, а то рекой течет,
А захочет - газ различных видов,
И веществ создаст круговорот.
Может черным быть, и белым,
Может с запахом и без,
Не оставит вас без дела:
"Изучайте - мир чудес!"
Задание 2.
Пользуясь материалом учебника, попытайтесь определить эти свойства (оксиды могут быть твердыми, жидкими и газообразными веществами, различной окраски, с запахом и без запаха, тяжелее или легче окружающего воздуха.
Вопрос: "Какие оксиды бывают по агрегатному состоянию?"
Ученики отвечают: "Твердые, жидкие, газы".
Слайд3. Ученики записывают.
Оксиды
твердые
жидкие
газы
оксид натрия
оксид фосфора (V)
Н2О
оксид серы (VI)
оксид азота (I)
оксид серы (IV)
Задание 3.
Вопрос: "Скажите, а на какие две группы можно разделить наши оксиды?"
Задание 4. Соотнесите правильно формулу вещества и его тривиальное название. Задание выполняется при помощи материала учебника.
Формула вещества
Тривиальное название
Fe2O3
угарный газ
Al2O3
красный железняк
CaO
песок
CO2
глина
CO
углекислый газ
SiO2
негашеная известь
Задание 5.Это интересно!
Знаете ли вы, что...
… СО примерно в 250 раз более активно связывает гемоглобин крови, чем кислород. … Канарейка падает в обморок от присутствия в воздухе следов СО. В прошлом шахтеры брали с собой в угольные шахты клетку с канарейкой в роли своеобразного индикатора. Канарейки спасли много человеческих жизней.
Приложение Это интересно.Слайд №5.
Какие трудности или вопросы возникли у вас при определении названий для каждого оксида? (Для некоторых пар оксидов соответствуют одинаковые названия: CO2 и CO).
Запомните: в подобных случаях вы действительно встречаетесь с оксидом одного и того же химического элемента, но в разных его валентных состояниях. Для "разведения" названий для каждого из веществ необходимо в конце указать валентность этого химического элемента. Названия оксидов, в составе которых имеются химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности.
CO - оксид углерода (II).Слайд №6.Угарный газ, болезни,вызываемые курением.
CO2 - оксид углерода (IV),углекислый газ.
Задание 6.
Назовите другие пары оксидов, образованные элементами с переменной валентностью- Fe и S.
А теперь ответьте на вопрос, который мы поставили в начале урока: что стало причиной гибели людей на судне? (Оказывается, что причиной гибели людей стало извержение вулкана на острове Мартиника. Вулканические газы содержали 1,6% СО.
V. Рефлексия
Урок подошёл к концу. Обратите внимание, что на экране записаны следующие фразы:
Меня удивило….
Я задумался…
У меня возник вопрос…
Пожалуйста, закончите эти фразы в ваших тетрадях.
VI. Домашнее задание
Прочесть &19 и написать небольшой рассказ на тему «Оксиды в повседневной жизни человека».
Приложение 1.
Решите кроссворд.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1. Твердая - лед, газообразная - пар, жидкая - ?
2. На нем приятно полежать летом на берегу реки
3. Драгоценный камень синего цвета
4. Из нее делают "Дымковские игрушки"
5. Твердый углекислый газ, используемый для охлаждения, хранения и перевозки пищевых продуктов, называют "сухой ..."
6. Наличие в грунте этого вида железняка придает ... цвет поверхности планеты Марс.
Приложение 2. Определение оксидов.
(Разрезать по строчкам и вертикальным палочкам.)
Оксиды - это | состоящие | простые | сложные | химических элементов | вещества | из двух | из трех | один из которых | кислород | водород | в степени окисления -2
| в степени окисления -1 |
Список литературы:
Литература для учеников
1. Химия, 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /О.С.Габриелян - М.: Дрофа, 2018
Литература для учителя
1. Химия, 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /О.С.Габриелян - М.: Дрофа, 2018
2. Настольная книга учителя. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 416 с.
3. Химия.8 класс: Контрольные и проверочные работы к учебнику Габриеляна О.С. «Химия - 8» / О.С. Габриелян. П.Н. Березкин, А.А.Ушакова и др.- М.: Дрофа, 2005. – 160с.
4. Химические свойства неорганических веществ: Учеб. пособие для вузов./ Р.А.Лидин, В.А.Молочко, Л.Л.Андреева; Под ред. Р.А.Лидина - М.: Химия, 2000
Каждый урок химии для обучающихся должен быть интересным и запоминающимся. Поэтому учитель должен заранее хорошо продумать и подготовить его.
Я постаралась сделать это через разнообразные задания , связанные с практическим и жизненным опытом детей. И ребята в процессе обучения овладевают навыками постановки целей, отбора нужной информации , учатся решать задачи, которые пригодятся им не только в учебном процессе , но и в повседневной жизни.