средняя общеобразовательная школа с. Красное
развивать умения учащихся анализировать результаты, полученные в ходе эксперимента, видеть логическую закономерность, делать выводы;
закрепить умения работать с таблицей и справочной литературой.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование универсальных учебных действий |
Организационный момент Мотивация к учебной деятельности | На фоне музыки, учитель проверяет готовность класса к уроку, обращает внимание на эпиграф и предлагает прокомментировать его. Сомневаться во всем и всему верить - две одинаково удобные позиции, которые равно избавляют от необходимости думать. Анри ПУАНКАРЕ Создание проблемной ситуации (учащимся предлагается обратить внимание на растворы солей, провести эксперимент) Чем можно объяснить такое явление? | Комментируют эпиграф урока (определяют задачи урока - думать, учиться искать правильные решения) Проводят эксперимент Исследовать действие универсального индикатора На растворы солей: NaCI, MgCL2, Na2CO3 , MgCO3 Фиксируют результат на схеме Заносят результаты в таблицу ( таблица заполняется походу беседы) | Личностные самоопределение Регулятивные: развитие умений анализировать и фиксировать полученный результат Коммуникативные: развитие умений правильно высказывать свои мысли |
II Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии | Давайте попробуем раскрыть белые пятна? Что общего между химическими веществами? Почему действие универсального индикатора разное? Предлагает сделать вывод о связи состава и действия универсального индикатора Что определяем с помощью универсального индикатора? Что такое pH среды? Чем отличаются данные соли? Предлагает продолжить заполнение таблицы (Добавляют графу состав соли, отражают четыре типа) Что такое рН среды? Можете вы объяснить, как взаимосвязаны эти понятия состав соли и рН среды? Что для этого необходимо? Предлагает назвать тему урока, цели. Учитель корректирует тему урока: «Гидролиз солей» | | Примеры | | Уравнение гидролиза | pHсреды | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | По ходу беседы заполняют таблицу (Предполагаемый ответ - это соли растворенные в воде) У них разный состав. Чем образованы соли? (ионами основания и кислоты) Выполняют задание опираясь на приложение 1 Проанализировать какими ионами образована соль (сильные обвести красным маркером, а слабые черным) NaCI, MgCL2, Na2CO3 , MgCO3 Дают определение pH среды Опираясь на дополнительный материал (составом и водородным показателем) pH среды зависит от состава соли Отвечают на поставленный вопрос? Называют тему урока, определяют цели. | Познавательные: логические: выделение объекта и основных понятий для сравнения Регулятивные: Целепологание: Умения видеть проблему и разрабатывать план ее решения |
III Выявление места и причины затруднения | Предлагает выполнить задание NaCI, MgCL2, Na2CO3 , MgCO3 pH=7 pH 7 pH От чего зависит концентрация ионов H+ в растворах солей? Какие знания необходимы для ответа на данный вопрос? | Выполняют задание учителя Добавляют полученные данные в таблицу Отвечают на вопросы учителя Записывают NaCI + HOH MgCL2 + HOH Na2CO3 + HOH Na2CO3 + HOH | Логические Умения выделять проблемные области знаний , фиксировать их Познавательные умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
IV Построение проекта выхода из затруднения | Какие знания необходимы для ответа на данный вопрос? Учитель предлагает изучить механизм гидролиза каждой соли по группам | Отвечают на вопросы учителя ( выявить механизм взаимодействия ионов) Класс делиться на группы Знакомится с алгоритмом (приложение 2) Намечает план своих действий Работают по алгоритму у каждого свое задание | Логические Развитие умений на основе имеющихся знаний делать выводы, применять знания в новой ситуации, к новым примерам. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, Коммуникативные Коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника |
V Реализация построенного проекта | Предлагает учащимся каждой группы продемонстрировать свои результаты Обращает внимание на продолжение заполнения таблицы | Работают у доски по заполнению таблицы с комментированием своих действий Класс заполняет обобщающую таблицу в тетрадь (В таблице раскрываются белые пятна добавляются новые графы) | Коммуникативно-речевые действия, направленные на учет позиции собеседника Познавательные логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез |
VI Первичное закрепление во внешней речи | - Опираясь да полученные данные в таблице охарактеризовать соль NaCI Используя таблицу охарактеризовать отношение соли AICL3 к гидролизу Состав соли По какому иону идет гидролиз pH среды | Отвечают на вопрос учителя, делают вывод об отношении соли к гидролизу | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
VII Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Предлагает выполнить задания в ФИПИ в парах самостоятельно с последующей проверкой | Выполняют задания, используя приложение 3 Осуществляют проверку по образцу выставляют оценку | Личностные: Мотивация учебной деятельности Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; |
VIII Включение в систему знаний и повторение | Лакмус приобретает синий цвет в водном растворе 1) KCl 2) K2CO33) Al2(SO4)3 4) HCl Опираясь на данную таблицу и приме 1 Составить подобные задания | Выполняя данное задание учащиеся дополняют и систематизируют знания по данной теме | Познавательные Углубление и систематизация знаний |
IX Рефлексия учебной деятельности | Презентация о роли гидролиза солей в природе, быту Домашнее задание Презентация Тесты из ФИПИ | Оценивают степень усвоения материала и значимости полученных знаний Обсуждают домашнее задание | Личностные Самооценка Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |
| | | |
| | | |