kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока с презентацией по химии, 8 класс по теме: "Молекулы и атомы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Молекулы и атомы. Относительная атомная масса

Цель урока: формирование понятия молекула, атомом, относительная атомная масса.

Задачи урока:

  • дать понятие: молекула, атом, химический элемент, относительная атомная масса.
  • познакомить учащихся с этимологическими началами названий химических элементов;
  • совершенствовать умственную деятельность: умение анализировать, делать выводы, планировать свою деятельность;

 

Оборудование: Плакат 3 Серия 2 Строение вещества. Химическая связь

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний: межпредметные связи (химия + природоведение).
  3. Изучение нового материала.
  4. Систем. Закрепление.
  5. Итог.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Молекулы и атомы»

Тема. Молекулы и атомы. Относительная атомная масса


Цель урока: формирование понятия молекула, атомом, относительная атомная масса.

Задачи урока:

  • дать понятие: молекула, атом, химический элемент, относительная атомная масса.

  • познакомить учащихся с этимологическими началами названий химических элементов;

  • совершенствовать умственную деятельность: умение анализировать, делать выводы, планировать свою деятельность;


Оборудование: Плакат 3 Серия 2 Строение вещества. Химическая связь


Тип урока: комбинированный.


Структура урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний: межпредметные связи (химия + природоведение).

  3. Изучение нового материала.

  4. Систем. Закрепление.

  5. Итог.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

В 5-м классе на уроках природоведения вы рассматривали понятие атом и молекула. Что это такое? (Учащиеся дают определение, которое помнят с уроков природоведения).

Люди давно догадывались о том, что вещества состоят из отдельных мельчайших частиц. Их называют атомами. Во многих случаях атомы не существуют по одиночке, а объединяются в группы – молекулы. Атомы и молекулы чрезвычайно малы: в любом крошечном кусочке вещества, который мы в состоянии разглядеть (например, в пылинке) содержится больше атомов, чем звезд во всей нашей Галактике.

Осознать значение числа радиуса атомного ядра очень сложно. Например, радиус атома углерода равен 1,5–10 м. Возьмите карандаш (графит – это углерод), проведите отрезок прямой линии длиной 3 см. (Учащиеся проводят линию).

Как вы думаете, сколько атомов углерода содержится в проведенной вами линии?

Учащиеся дают свои ответы.

Полученная линия содержит 100 мл атомов углерода в длину и около 1 мл в ширину.

Рассмотрим пример с сахаром: Какими свойствами обладает сахар? (Учащиеся отвечают: растворяется в воде, сладкий, белый). Представим, что крупинки сахара это молекулы. Раздробим молекулы до атомов, (учитель растирает сахар в ступке, ученик по желанию ему помогает). А сейчас смотрим, мы размельчили наши «молекулы», свойства сахара изменились? (Учащиеся отвечают, что нет). Какой вывод мы можем сделать? (Учащиеся отвечают, что свойства при измельчение не изменяются).

Какое определение вы дадите молекуле и атому? С химической точки зрения.

Дети дают определения, потом записывают их в тетрадь: молекула - это наименьшая частица вещества, определяющая его свойства и способная к самостоятельному существованию; молекулы построены из атомов; атом – это мельчайшая неделимая частица вещества, являющаяся носителем его свойств.

3. Изучение новой темы.

На плекате мы видим, что молекула воды состоит из атомов двух видов. Это атомы водорода и кислорода.

Рассмотрев изображение модели молекулы воды, какой мы можем сделать вывод?

Учащиеся отвечают, что вода состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода.

В конце 17 столетия английский ученый Роберт Бойль впервые использовал в науке понятие о химическом элементе как составной части вещества. Он считал химический элемент – это вещество, которое нельзя разложить на более простые. Более чем через 100 лет другой английский ученый – Джон Дальтон связал понятие о химическом элементе с атомной гипотезой о строении вещества. Определение, которое дал Дальтон, химики используют и в наши дни.

Химический элемент – это совокупность атомов определенного вида. (Дети записывают определение).

В природе найдено 89 различных химических элементов. Достижения ядерной физики позволили получить ряд элементов искусственным путем. Поэтому в настоящее время изучено более 110 химических элементов. Каждый химический элемент имеет условное обозначение – химический знак или символ, название. А сейчас мы прослушаем домашнее задание.

Задание: "Придумайте такие обозначения для химических элементов, чтобы их легко было воспроизвести. Какими ассоциациями Вы пользовались?" Когда большая часть учащихся выполнит это задание в тетради, следует попросить двух – трех учеников записать изобретенные ими символы на доске рядом с алхимическими. (Сравнение записанных на доске символов приводит к идее унификации способов обозначения химических элементов. Эту задачу успешно решил шведский естествоиспытатель Й. Я. Берцелиус).

Учащиеся задают вопросы.

В 1813 году Берцелиус предложил для обозначения химических элементов использовать буквы латинского алфавита. Система Берцелиуса очень проста. Химический элемент обозначают первой буквой латинского названия элемента. В некоторых случаях к первой букве добавляют еще букву с середины названия. Разработанными им знаками мы пользуемся до сих пор. Знаки химических элементов читаются по определенным правилам. Некоторые знаки читаются как буквы латинского алфавита. Исключение Н, который читают как букву Франц. алфавита.

Предложение Берцелиуса было принято всеми учеными, так как такие символы оказались очень удобным: их легко написать в тетради и напечатать в книге, они понятны каждому образованному человеку, независимо от того, на каком языке он говорит. Знаки 10 элементов читают как латинское название этих элементов. Знаки остальных элементов читаются как русские названия.

Для обозначения химических элементов используют одинаковые знаки во всех странах мира. Знаки химических элементов вы можете найти во всех блицах периодической системы разных стран.

Ребята обратите внимание: калий и кальций, в название кальция есть буква «цэ», с которой и начинается написание знака, в название калия ее нет. Магний и марганец. Натрий и азот. (Обратить внимание на эти знаки их некоторые учащиеся путают)

Вопрос: Ученые древних времен считали, что как слова состоят из букв, так и вещества состоят из элементов. Даже великий французский химик Лавуазье принимал термины элемент и простое вещество как равнозначные. Только Менделеев начал различать эти понятия. Что же такое химический элемент и простое вещество? (химический элемент – это один атом или их совокупность. Простое вещество – форма существования конкретного химического элемента. (Углерод – элемент, уголь, алмаз – простые тела).

Относительная атомная масса

Историческая справка: Английский ученый Джон Дальтон (1766–1844) на своих лекциях демонстрировал студентам выточенные из дерева модели атомов, показывая, как они могут соединяться, образуя различные вещества. Когда одного из студентов спросили, что такое атомы, он ответил: «Атомы – это раскрашенные в разные цвета деревянные кубики, которые изобрел мистер Дальтон».

Конечно, Дальтон прославился не своими «кубиками» и даже не тем, что в двенадцатилетнем возрасте стал школьным учителем. С именем Дальтона связано возникновение современной атомистической теории. Впервые в истории науки он задумался о возможности измерения масс атомов и предложил для этого конкретные способы. Понятно, что непосредственно взвесить атомы невозможно. Дальтон рассуждал только о «соотношении весов мельчайших частиц газообразных и других тел», то есть об относительных их массах. И поныне, хотя масса любого атома в точности известна, ее никогда не выражают в граммах, так как это исключительно неудобно. Например, масса атома урана – самого тяжелого из существующих на Земле элементов – составляет всего 3,952·10–22 г. Поэтому массу атомов выражают в относительных единицах, показывающих, во сколько раз масса атомов данного элемента больше массы атомов другого элемента, принятого в качестве стандарта. Фактически это и есть «соотношение весов» по Дальтону, т.е. относительная атомная масса.

· Массы атомов очень малы.

Абсолютные массы некоторых атомов:

 m(C) =1,99268 ∙ 10-23 г

   m(H) =1,67375 ∙ 10-24 г

   m(O) =2,656812 ∙ 10-23 г

· В настоящее время в физике и химии принята единая система измерения.

Введена атомная единица массы (а.е.м.)

m(а.е.м.) = 1/12 m(12C) = 1,66057 ∙ 10-24 г.

· Ar(H) = m(атома) / m (а.е.м.) =

= 1,67375 ∙ 10-24 г/1,66057 ∙ 10-24 г = 1,0079 а.е.м.

· Ar – показывает, во сколько раз данный атом тяжелее 1/12 части атома 12С, это безразмерная величина.

Относительная атомная масса - это 1/12 массы атома углерода, масса которого равна 12 а.е.м.

Относительная атомная масса безразмерная величина

Например, относительная атомная масса атома кислорода равна 15,994 (используем значение из периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева).
Записать это следует так, Ar(O) = 16. Всегда используем округлённое значение, исключение представляет относительная атомная масса атома хлора:

Ar(Cl) = 35,5.

·Связь между абсолютной и относительной массами атома представлена формулой:

m(атома) = Ar ∙ 1,66 ∙ 10 -27 кг


Давайте подведем итог урока, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Учащиеся отвечают.

4. Систем. Закрепление.

Работа с учебником, вопросы и задания после §

5. Итог.

Итоги урока: выставление оценок.

6.Домашнее задание.

§2 з.5,6 с.11

Просмотр содержимого презентации
«На морском берегу, разбивающем волны»

«… На морском берегу, разбивающем волны  Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, высыхает,  Висеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,  Как и не видно того, как от зноя она исчезает.  Значит дробиться вода на такие мельчайшие части,  Что недоступны они совершенно для нашего взора.»

«… На морском берегу, разбивающем волны Платье сыреет всегда, а на солнце, вися, высыхает, Висеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает, Как и не видно того, как от зноя она исчезает. Значит дробиться вода на такие мельчайшие части, Что недоступны они совершенно для нашего взора.»

Частицы, образующие вещества.  Относительная атомная масса

Частицы, образующие вещества. Относительная атомная масса

То такое вещество? Привести примеры физический тел и веществ Физические свойства вещества Задачи химии Что изучает химия? Определение химии
  • То такое вещество? Привести примеры физический тел и веществ
  • Физические свойства вещества
  • Задачи химии
  • Что изучает химия? Определение химии
Древнегреческий философ Демокрит 2500 лет назад высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимых, вечно движущихся частиц атомов. Учение о молекулах и атомах в основном было разработано в середине XVIII в. Русским ученным М.В. Ломоносовым. Он утверждал, что тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят элементы (атомы)
  • Древнегреческий философ Демокрит 2500 лет назад высказал мысль о том, что все тела состоят из мельчайших, невидимых, вечно движущихся частиц атомов.
  • Учение о молекулах и атомах в основном было разработано в середине XVIII в. Русским ученным М.В. Ломоносовым. Он утверждал, что тела в природе состоят из корпускул (молекул), в состав которых входят элементы (атомы)
Учение о молекулах и атомах окончательно было признано только в 1860 г. на Всемирном съезде химиков в Карлсруэ

Учение о молекулах и атомах окончательно было признано только в 1860 г. на Всемирном съезде химиков в Карлсруэ

Молекулы – это наименьшие частицы многих веществ, состав и свойства которых такие же, как и у данного вещества

Молекулы – это наименьшие частицы многих веществ, состав и свойства которых такие же, как и у данного вещества

Атомы – это мельчайшие химически неделимые частицы вещества

Атомы – это мельчайшие химически неделимые частицы вещества

Лабораторный опыт: Способность металлов вытеснять из растворов солей другие металлы

Лабораторный опыт:

Способность металлов вытеснять из растворов солей другие металлы

Нанометр (нм) – одна миллиардная часть метра Абсолютная атомная масса выражается в г. или кг. Относительная атомная масса
  • Нанометр (нм) – одна миллиардная часть метра
  • Абсолютная атомная масса выражается в г. или кг.
  • Относительная атомная масса показывает, во сколько раз масса данного атома больше массы, принятой за эталон
Атомная единица массы – это 1/12 часть массы атома углерода Абсолютная масса атома
  • Атомная единица массы – это 1/12 часть массы атома углерода
  • Абсолютная масса атома равна относительной атомной массе, умноженной на 1 а.е.м.
Атомы характеризуются:

Атомы характеризуются:

  • Определенными, очень малыми размерами, порядка долей нанометра;
  • Определенной, ничтожно малой массой
Выполнить Упражнение 4, 6, 7, стр. 14

Выполнить

Упражнение 4, 6, 7, стр. 14

Домашнее задание § 2, 3

Домашнее задание

§ 2, 3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока с презентацией по химии, 8 класс по теме: "Молекулы и атомы"

Автор: Кнуренко Ольга Олеговна

Дата: 05.01.2016

Номер свидетельства: 272671

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока по химии на тему "Алкены" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-khimii-na-tiemu-alkieny"
    ["file_id"] => string(6) "101811"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402454813"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока по химии в 10 классе по теме "Альдегиды" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-po-khimii-v-10-klassie-po-tiemie-al-dieghidy"
    ["file_id"] => string(6) "203274"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429450875"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока химии по теме "Оксиды углерода" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-po-tiemie-oksidy-ughlieroda"
    ["file_id"] => string(6) "184596"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426072825"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока химии "Предмет химии.Вещества" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-khimii-priedmiet-khimii-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "182200"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425478334"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Конспект урока по теме: "Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкинов" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-tiemie-gomologhichieskii-riad-nomienklatura-i-izomieriia-alkinov"
    ["file_id"] => string(6) "101572"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402422233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства