Урок начинается с кратковременной письменной работы по карточкам с вопросами
1вариант
1) В растениях встречается углевод арабиноза. Изобразите его структурную формулу, если известно, что это альдегидоспирт. Приведите соответствующие уравнения реакций.
2) Напишите уравнения реакций молочнокислого и спиртового брожения глюкозы. Вычислите, какой объем оксида углерода СО2 (у. н.) образуется при спиртовом брожении 1 моль глюкозы.
2вариант
I) Изобразите структурные формулы глюкозы и фруктозы. Сравните их отношение к аммиачному раствору оксида серебра. На примере данных углеводов перечислите основные признаки понятия «изомер».
2) Напишите уравнение реакции полного окисления глюкозы. Вычислите, какой объем оксида углерода (IV) (у. н.) образуется при полном окислении 0,2 моль глюкозы.
Затем приступаем к изучению сахарозы.
Учащиеся перечисляют известные им физические свойства сахарозы и нахождение в природе. Их ответы дополняем демонстрацией таблицы кривой растворимости сахарозы, опытов карамелизации ее при нагревании и обугливания при действии концентрированной серной кислоты.
Далее проводим работу по выяснению, какие функциональные группы входят в состав молекулы сахарозы (используем план по определению строения глюкозы). Проводим реакцию взаимодействия сахарозы с гидроксидом меди, на основании чего делаем вывод: сахароза — многоатомный спирт.
Предположение учащихся о наличии альдегидной группы в молекуле опровергаем опытом (демонстрационно).
Опираясь на знания учащихся о строении жиров на основании реакции гидролиза, демонстрируем кислотный гидролиз сахарозы. Обнаруживаем один из продуктов гидролиза — глюкозу, подводя учащихся к выводу: молекула сахарозы при кислотном гидролизе образует два простых сахара; она является дисахаридом Этот дисахарид состоит из соединенных друг с другом остатков глюкозы и фруктозы:
Доказываем способность сахарозы давать растворимый сахарат кальция и вновь выделяться из него (С12Н22О11 *СаО + СО2 = С12Н22О11 + СаСО3(осадок). Отмечаем, что на этом основано освобождение раствора сахарозы от примесей в производстве.
Говоря о получении сахарозы из сахарного тростника, подчеркиваем значение комплексного использования сырья на сахарных заводах. Отмечаем высокий уровень развития сахарной промышленности в России.
В заключение урока кратко характеризуем изомеры сахарозы (мальтоза, лактоза), подразделяя их на восстанавливающие и невосстанавливающие.