Сахароза – представитель дисахаридов.
Цель урока:
используя технологию критического мышления, обеспечить высокий
уровень мыслительной деятельности, эмоциональный и творческий
интерес к теме.
Задачи урока:
обучающие:
* изучить состав, строение и свойства дисахаридов на примере сахарозы,
выявить черты различия между моносахаридами и дисахаридами;
* сопоставить имеющиеся знания с новой информацией;
* закрепить навыки химического экспериментирования.
развивающие:
* продолжить формирование умений составлять уравнения химических
реакций;
* совершенствовать умения работать с текстом;
* совершенствовать умение анализировать;
* развивать логическое мышление при обобщении и конкретизации.
воспитывающие:
* формировать потребности в познавательной деятельности;
* воспитывать культуру общения через работу в группах.
Оборудование:
Растворы сахара, гидроксида кальция, гидроксида меди (11), пробирки.
Ход урока.
1. Стадия вызова.
1. Решение задачи.
При сгорании 1,71 г органического вещества образовалось 2,64 г углекислого газа и 0,99 г воды. Молярная масса данного вещества в 171 раз больше молярной массы водорода. Определите формулу органического вещества.
Решение задачи приводит к формуле С12Н22О11. Из молекулярной формулы выясняется, что данное вещество не относится к моносахаридам. Выясняем, что в данном веществе количество атомов углерода в 2 раза превышает количество атомов углерода в моносахариде глюкозе. Отсюда ученики могут предположить, что данное вещество относится к дисахаридам. Сообщаем, что название вещества - сахароза – химическое название обычного сахара.
2.Актуализация имеющихся знаний об углеводах и сахарозе.
Задание 1. Самостоятельная работа. Начертите в тетради таблицу и заполните 1 и 2 графы данной таблицы.
Я знаю о сахаре
Хочу узнать
Узнал новое
Задание 2. Работа в парах. Перескажите друг другу ваши записи.
Задание 3. Совместная работа учащихся. Отчеты учащихся о результатах работы.
На доске составляется опорный конспект темы в виде цветка. В центре цветка - тема урока «Сахароза», вокруг-приведенные учащимися факты. Учащиеся не повторяют, а дополняют друг друга.
2. Стадия осмысления новой информации.
1. Самостоятельная работа с новой информацией. Классу предлагаем прочитать текст
(приложение) и выполнить задание:
изучите текст, в ходе работы на полях текста карандашом делайте пометки
v уже знал
+ новая информация,
! очень ценная информация,
? не очень понятно,
- думал иначе
2. Структурная организация информации в памяти. Работа в парах - учащиеся обсужда-
ют полученные данные.
3. Совместная работа учащихся. Учащиеся систематизируют полученные знания, обсуждают сложные вопросы, свою точку аргументируют цитатами из текста.
В ходе обсуждения корректируется опорная схема на доске. Вновь полученные знания дописываются при помощи мела другого цвета.
4. Лабораторный опыт «Взаимодействие раствора сахарозы с гидроксидом кальция».
Насыпьте в пробирку 1 г сахарозы и прилейте 5 мл воды. К полученному раствору, непрерывно взбалтывая, добавляйте по каплям свежеприготовленную суспензию, в которой массовая доля Са(ОН)2 равна 10%, до образования осадка. Это свидетельствует о том, что гидроксид кальция содержится в избытке. Примерно через 5 минут пропустите углекислый газ. Наблюдайте растворение осадка. Объясните причину растворения осадка.
Составьте уравнение реакции сахарозы с гидроксидом кальция.
3. Стадия размышления (рефлексии).
Задание 1. Заполните графу 3 таблицы.
Задание 2. Расскажите, что нового узнали вы на данном уроке
Работа в парах - учащиеся рассказывают друг другу о полученных знаниях
Задание 3. Ответьте на вопрос «В чем различие между моносахаридами и
дисахаридами?»
Задание на дом: составить вопросы для размышления – уточняющие (правильно ли я понял, что…?), оценочные (в чем отличие…?)
Приложение
Текст для осмысления новой информации
Сахароза, или свекловичный сахар, тростниковый сахар, в быту просто сахар - дисахарид, состоящий из двух моносахаридов – глюкозы и фруктозы. Молярная масса 342 г/моль. Сахароза является весьма распространённым в природе дисахаридом, она встречается во многих фруктах, плодах и ягодах. Особенно велико содержание сахарозы в сахарной свёкле и сахарном тростнике, которые и используются для промышленного производства пищевого сахара. Представляет бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в воде (насыщенный раствор содержит 67% сахарозы при 20°С и 83% при 100°С), умеренно растворяется в полярных органических растворителях и водно-органических смесях, не растворяется в спиртах и неполярных органических растворителях.
Структурная формула сахарозы
Сахароза - дисахарид, широко распространенное резервное вещество растений, образующееся в процессе фотосинтеза и запасаемое в листьях, стеблях, корнях, цветах или плодах. При нагревании выше температуры плавления происходит разложение и окрашивание расплава (карамелизация). Сахароза к щелочам довольно устойчива, но чрезвычайно легко расщепляется (гидролизуется) кислотами на D-глюкозу и D-фруктозу.
С12Н22О11 + Н2О == С6Н12О6 + С6Н12О6
Гидролиз сахарозы сопровождается изменением знака удельного вращения раствора и потому называется инверсией. Сахароза легко сбраживается дрожжами. Будучи слабой кислотой (Кдис. = 10-13), сахароза образует комплексы (сахараты) с гидроксидами щелочных и щелочноземельных металлов.
Сахароза, попадая в кишечник живого организма, быстро гидролизуется альфа-глюкозидазой тонкой кишки на глюкозу и фруктозу, которые затем всасываются в кровь. Ингибиторы альфа-глюкозидазы, такие, как акарбоза, тормозят расщепление и всасывание сахарозы, а также и других углеводов, гидролизуемых альфа-глюкозидазой, в частности, крахмала. Это используется в лечении сахарного диабета.
Сахарозу получают в промышленных масштабах из сока сахарного тростника или сахарной свеклы, эти два растения обеспечивают около 90% мировой продукции сахара, которая превышает 50 млн. т/год. Сахарную свеклу измельчают в стружку и извлекают из нее сахарозу горячей водой в специальных аппаратах, называемых диффузорами. Полученный раствор обрабатывают известью для осаждения примесей, а перешедший частично в раствор избыточный гидроксид кальция осаждают пропусканием углекислого газа. Далее раствор упаривают в вакуум-аппаратах. Так получается мелкокристаллический песок-сырец. После его дополнительной очистки получают рафинированный сахар. В зависимости от условий кристаллизации он выделяется либо в виде мелких кристаллов, либо в виде компактных «сахарных голов», которые раскалывают или распиливают на куски. Быстрорастворимый кусковой сахар получают прессованием мелкоизмельченного сахарного песка.
Хим. синтез сахарозы весьма сложен и экономического значения не имеет. Сахарозу используют как пищевой продукт (сахар) непосредственно или в составе кондитерских изделий, а в высоких концентрациях - как консервант; она служит также субстратом в промышленных ферментационных процессах получения этанола, бутанола, глицерина, лимонной кислоты, используется при приготовлении лекарственных средств. Путем гидролиза из нее получают искусственный мед. Сложные эфиры сахарозы и высших карбоновых кислот – хорошее моющее средство и поэтому используется в промышленности. Они не имеют ни запаха, ни вкуса и не ядовиты. Сточные воды с этими эфирами легко очищаются в отстойниках, так как имеющиеся там бактерии свободно их разлагают.