kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сахароза - представитель дисахаридов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сахароза – представитель дисахаридов.

                                                              Цель урока:

                          используя технологию критического мышления, обеспечить высокий

                          уровень мыслительной деятельности, эмоциональный и творческий   

                          интерес к теме.

                                                           Задачи урока:                         

                          обучающие:

                * изучить состав, строение и свойства дисахаридов на примере сахарозы,                      

                выявить   черты различия между моносахаридами и дисахаридами;

               * сопоставить имеющиеся знания с новой информацией;

               * закрепить навыки химического экспериментирования.

               развивающие:

               * продолжить формирование умений составлять уравнения химических

                   реакций;

               * совершенствовать умения работать с текстом;

               * совершенствовать умение анализировать;

               * развивать логическое мышление при обобщении и конкретизации.

               воспитывающие:

               * формировать потребности в познавательной деятельности;

               * воспитывать культуру общения через работу в группах.               

                                                 

Оборудование:

           Растворы сахара,   гидроксида  кальция,  гидроксида  меди (11),  пробирки.         

                                                   Ход урока.

1. Стадия вызова.

   1. Решение задачи.

При сгорании  1,71 г   органического вещества  образовалось 2,64 г углекислого газа и 0,99 г воды. Молярная масса  данного вещества в 171 раз больше молярной массы водорода. Определите формулу органического  вещества.

  Решение задачи приводит к  формуле С12Н22О11. Из молекулярной формулы выясняется, что данное вещество не относится к моносахаридам.  Выясняем, что в  данном веществе   количество атомов углерода  в 2 раза превышает количество атомов углерода в моносахариде  глюкозе. Отсюда ученики могут предположить, что данное вещество относится к дисахаридам. Сообщаем, что название вещества  - сахароза – химическое название обычного  сахара.

   2.Актуализация имеющихся знаний об углеводах и сахарозе.

          Задание 1. Самостоятельная работа. Начертите в тетради  таблицу  и заполните 1 и 2  графы данной таблицы.

Я знаю о сахаре

          Хочу узнать

         Узнал новое    

         Задание 2. Работа в парах. Перескажите друг другу ваши записи.

         Задание 3. Совместная работа учащихся. Отчеты учащихся о результатах работы.

На доске составляется опорный конспект темы  в виде  цветка. В центре  цветка - тема урока «Сахароза», вокруг-приведенные учащимися факты. Учащиеся не повторяют, а  дополняют друг друга.

2. Стадия осмысления новой информации.

   1. Самостоятельная работа с новой информацией. Классу  предлагаем прочитать  текст

(приложение)   и выполнить задание:

 изучите текст, в ходе работы на полях текста  карандашом делайте пометки                

v    уже знал

+    новая информация,

!    очень ценная информация,

?    не очень понятно,

-    думал иначе

    2. Структурная организация информации в памяти.  Работа в парах - учащиеся обсужда-

ют полученные данные.

    3. Совместная работа учащихся. Учащиеся систематизируют полученные знания, обсуждают сложные  вопросы, свою точку   аргументируют   цитатами  из текста. 

В ходе обсуждения корректируется опорная схема   на доске. Вновь полученные знания дописываются  при помощи мела другого цвета.

    4.  Лабораторный опыт «Взаимодействие раствора сахарозы с  гидроксидом  кальция».

       Насыпьте в пробирку 1 г сахарозы и прилейте 5 мл воды. К полученному раствору, непрерывно взбалтывая, добавляйте по каплям свежеприготовленную суспензию, в которой массовая доля Са(ОН)2 равна 10%, до образования осадка. Это свидетельствует о том, что гидроксид кальция содержится в избытке. Примерно через 5 минут  пропустите углекислый газ. Наблюдайте растворение осадка. Объясните причину растворения осадка.

    Составьте уравнение реакции сахарозы с гидроксидом кальция.

3. Стадия размышления (рефлексии).

   Задание 1. Заполните  графу 3 таблицы.

   Задание 2. Расскажите, что нового узнали вы  на данном уроке

Работа в  парах  - учащиеся рассказывают друг другу  о полученных знаниях

   Задание 3. Ответьте на вопрос «В чем различие между моносахаридами и

                      дисахаридами?»

Задание на дом: составить  вопросы для размышления – уточняющие (правильно ли я понял, что…?), оценочные (в чем отличие…?)

                                                                                         Приложение

               Текст для осмысления новой информации

Сахароза, или свекловичный сахар, тростниковый сахар, в быту просто сахар  - дисахарид, состоящий из двух  моносахаридов – глюкозы и фруктозы.  Молярная масса 342 г/моль.  Сахароза является весьма распространённым в природе дисахаридом, она встречается во многих  фруктах, плодах  и ягодах. Особенно велико содержание сахарозы в сахарной свёкле и сахарном тростнике, которые и используются для промышленного  производства пищевого сахара. Представляет  бесцветные  кристаллы,  хорошо растворимые  в воде (насыщенный  раствор  содержит 67% сахарозы  при 20°С и 83% при 100°С), умеренно  растворяется  в полярных органических растворителях и водно-органических  смесях, не растворяется  в   спиртах и неполярных органических растворителях.

Структурная формула сахарозы

           Сахароза - дисахарид, широко распространенное резервное вещество  растений, образующееся в процессе фотосинтеза и запасаемое в листьях, стеблях, корнях, цветах или плодах. При нагревании  выше температуры  плавления происходит разложение и окрашивание расплава (карамелизация). Сахароза  к щелочам довольно устойчива, но   чрезвычайно легко  расщепляется (гидролизуется) кислотами  на D-глюкозу и D-фруктозу.

С12Н22О11   +  Н2О   ==  С6Н12О6  + С6Н12О6

 Гидролиз сахарозы  сопровождается изменением знака удельного вращения раствора  и потому называется  инверсией.  Сахароза легко сбраживается дрожжами. Будучи слабой кислотой  (Кдис. = 10-13), сахароза образует комплексы (сахараты) с гидроксидами щелочных и щелочноземельных  металлов. 

Сахароза, попадая в кишечник живого организма, быстро гидролизуется  альфа-глюкозидазой тонкой кишки  на глюкозу и фруктозу, которые затем всасываются в кровь.  Ингибиторы   альфа-глюкозидазы, такие, как акарбоза, тормозят расщепление и всасывание сахарозы, а также и других углеводов,  гидролизуемых альфа-глюкозидазой, в частности, крахмала. Это используется в лечении сахарного диабета.

    Сахарозу получают в промышленных  масштабах из сока сахарного тростника   или сахарной свеклы, эти два растения обеспечивают около  90% мировой продукции сахара, которая превышает 50 млн. т/год. Сахарную свеклу измельчают в стружку и извлекают из нее сахарозу горячей водой в специальных аппаратах, называемых диффузорами. Полученный раствор обрабатывают известью для осаждения примесей, а перешедший  частично в раствор избыточный гидроксид кальция осаждают пропусканием углекислого газа. Далее раствор упаривают в вакуум-аппаратах. Так получается мелкокристаллический песок-сырец. После его дополнительной очистки получают рафинированный сахар. В зависимости от условий кристаллизации он выделяется либо в виде мелких кристаллов, либо в виде компактных «сахарных голов», которые раскалывают или распиливают на куски. Быстрорастворимый кусковой сахар получают прессованием мелкоизмельченного сахарного песка.

Хим. синтез сахарозы весьма сложен и экономического значения не имеет. Сахарозу используют как пищевой продукт (сахар) непосредственно или в составе кондитерских изделий, а в высоких концентрациях - как консервант; она  служит также субстратом в промышленных  ферментационных процессах получения этанола, бутанола, глицерина, лимонной  кислоты,  используется    при приготовлении лекарственных  средств. Путем гидролиза из нее получают искусственный мед.                                                                    Сложные эфиры сахарозы и высших карбоновых кислот – хорошее моющее средство и поэтому используется в промышленности. Они не имеют ни запаха, ни вкуса и не ядовиты. Сточные воды с этими эфирами легко очищаются в отстойниках, так как имеющиеся там бактерии свободно их разлагают.

Просмотр содержимого документа
«Сахароза - представитель дисахаридов »



Сахароза – представитель дисахаридов.


Цель урока:


используя технологию критического мышления, обеспечить высокий

уровень мыслительной деятельности, эмоциональный и творческий

интерес к теме.

Задачи урока:

обучающие:


* изучить состав, строение и свойства дисахаридов на примере сахарозы,

выявить черты различия между моносахаридами и дисахаридами;

* сопоставить имеющиеся знания с новой информацией;

* закрепить навыки химического экспериментирования.

развивающие:

* продолжить формирование умений составлять уравнения химических

реакций;

* совершенствовать умения работать с текстом;

* совершенствовать умение анализировать;

* развивать логическое мышление при обобщении и конкретизации.

воспитывающие:

* формировать потребности в познавательной деятельности;

* воспитывать культуру общения через работу в группах.

Оборудование:

Растворы сахара, гидроксида кальция, гидроксида меди (11), пробирки.

Ход урока.


1. Стадия вызова.

1. Решение задачи.

При сгорании 1,71 г органического вещества образовалось 2,64 г углекислого газа и 0,99 г воды. Молярная масса данного вещества в 171 раз больше молярной массы водорода. Определите формулу органического вещества.

Решение задачи приводит к формуле С12Н22О11. Из молекулярной формулы выясняется, что данное вещество не относится к моносахаридам. Выясняем, что в данном веществе количество атомов углерода в 2 раза превышает количество атомов углерода в моносахариде глюкозе. Отсюда ученики могут предположить, что данное вещество относится к дисахаридам. Сообщаем, что название вещества - сахароза – химическое название обычного сахара.

2.Актуализация имеющихся знаний об углеводах и сахарозе.

Задание 1. Самостоятельная работа. Начертите в тетради таблицу и заполните 1 и 2 графы данной таблицы.


Я знаю о сахаре

Хочу узнать

Узнал новое



Задание 2. Работа в парах. Перескажите друг другу ваши записи.

Задание 3. Совместная работа учащихся. Отчеты учащихся о результатах работы.

На доске составляется опорный конспект темы в виде цветка. В центре цветка - тема урока «Сахароза», вокруг-приведенные учащимися факты. Учащиеся не повторяют, а дополняют друг друга.


2. Стадия осмысления новой информации.

1. Самостоятельная работа с новой информацией. Классу предлагаем прочитать текст

(приложение) и выполнить задание:

изучите текст, в ходе работы на полях текста карандашом делайте пометки

v уже знал

+ новая информация,

! очень ценная информация,

? не очень понятно,

- думал иначе


2. Структурная организация информации в памяти. Работа в парах - учащиеся обсужда-

ют полученные данные.

3. Совместная работа учащихся. Учащиеся систематизируют полученные знания, обсуждают сложные вопросы, свою точку аргументируют цитатами из текста.

В ходе обсуждения корректируется опорная схема на доске. Вновь полученные знания дописываются при помощи мела другого цвета.

4. Лабораторный опыт «Взаимодействие раствора сахарозы с гидроксидом кальция».

Насыпьте в пробирку 1 г сахарозы и прилейте 5 мл воды. К полученному раствору, непрерывно взбалтывая, добавляйте по каплям свежеприготовленную суспензию, в которой массовая доля Са(ОН)2 равна 10% , до образования осадка. Это свидетельствует о том, что гидроксид кальция содержится в избытке. Примерно через 5 минут пропустите углекислый газ. Наблюдайте растворение осадка. Объясните причину растворения осадка.

Составьте уравнение реакции сахарозы с гидроксидом кальция.


3. Стадия размышления (рефлексии).

Задание 1. Заполните графу 3 таблицы.

Задание 2. Расскажите, что нового узнали вы на данном уроке

Работа в парах - учащиеся рассказывают друг другу о полученных знаниях

Задание 3. Ответьте на вопрос «В чем различие между моносахаридами и

дисахаридами?»

Задание на дом: составить вопросы для размышления – уточняющие (правильно ли я понял, что…?), оценочные (в чем отличие…?)



Приложение

Текст для осмысления новой информации

Сахароза, или свекловичный сахар, тростниковый сахар, в быту просто сахар - дисахарид, состоящий из двух моносахаридов – глюкозы и фруктозы. Молярная масса 342 г/моль. Сахароза является весьма распространённым в природе дисахаридом, она встречается во многих фруктах, плодах и ягодах. Особенно велико содержание сахарозы в сахарной свёкле и сахарном тростнике, которые и используются для промышленного производства пищевого сахара. Представляет бесцветные кристаллы, хорошо растворимые в воде (насыщенный раствор содержит 67% сахарозы при 20°С и 83% при 100°С), умеренно растворяется в полярных органических растворителях и водно-органических смесях, не растворяется в спиртах и неполярных органических растворителях.

Структурная формула сахарозы

Сахароза - дисахарид, широко распространенное резервное вещество растений, образующееся в процессе фотосинтеза и запасаемое в листьях, стеблях, корнях, цветах или плодах. При нагревании выше температуры плавления происходит разложение и окрашивание расплава (карамелизация). Сахароза к щелочам довольно устойчива, но чрезвычайно легко расщепляется (гидролизуется) кислотами на D-глюкозу и D-фруктозу.

С12Н22О11 + Н2О == С6Н12О6 + С6Н12О6

Гидролиз сахарозы сопровождается изменением знака удельного вращения раствора и потому называется инверсией. Сахароза легко сбраживается дрожжами. Будучи слабой кислотой (Кдис. = 10-13), сахароза образует комплексы (сахараты) с гидроксидами щелочных и щелочноземельных металлов.

Сахароза, попадая в кишечник живого организма, быстро гидролизуется альфа-глюкозидазой тонкой кишки на глюкозу и фруктозу, которые затем всасываются в кровь. Ингибиторы альфа-глюкозидазы, такие, как акарбоза, тормозят расщепление и всасывание сахарозы, а также и других углеводов, гидролизуемых альфа-глюкозидазой, в частности, крахмала. Это используется в лечении сахарного диабета .

Сахарозу получают в промышленных масштабах из сока сахарного тростника или сахарной свеклы, эти два растения обеспечивают около 90% мировой продукции сахара, которая превышает 50 млн. т/год. Сахарную свеклу измельчают в стружку и извлекают из нее сахарозу горячей водой в специальных аппаратах, называемых диффузорами. Полученный раствор обрабатывают известью для осаждения примесей, а перешедший частично в раствор избыточный гидроксид кальция осаждают пропусканием углекислого газа. Далее раствор упаривают в вакуум-аппаратах. Так получается мелкокристаллический песок-сырец. После его дополнительной очистки получают рафинированный сахар. В зависимости от условий кристаллизации он выделяется либо в виде мелких кристаллов, либо в виде компактных «сахарных голов», которые раскалывают или распиливают на куски. Быстрорастворимый кусковой сахар получают прессованием мелкоизмельченного сахарного песка.

Хим. синтез сахарозы весьма сложен и экономического значения не имеет. Сахарозу используют как пищевой продукт (сахар) непосредственно или в составе кондитерских изделий, а в высоких концентрациях - как консервант; она служит также субстратом в промышленных ферментационных процессах получения этанола, бутанола, глицерина, лимонной кислоты, используется при приготовлении лекарственных средств. Путем гидролиза из нее получают искусственный мед. Сложные эфиры сахарозы и высших карбоновых кислот – хорошее моющее средство и поэтому используется в промышленности. Они не имеют ни запаха, ни вкуса и не ядовиты. Сточные воды с этими эфирами легко очищаются в отстойниках, так как имеющиеся там бактерии свободно их разлагают.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Сахароза - представитель дисахаридов

Автор: Кармацкая Любовь Александровна

Дата: 20.09.2015

Номер свидетельства: 232217

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Качественные реакции на углеводы. "
    ["seo_title"] => string(40) "kachiestviennyie-rieaktsii-na-ughlievody"
    ["file_id"] => string(6) "117542"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412831742"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Поурочный план по биологии : "Углеводы" "
    ["seo_title"] => string(39) "pourochnyi-plan-po-biologhii-ughlievody"
    ["file_id"] => string(6) "192712"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427510661"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Тесты по органической химии"
    ["seo_title"] => string(32) "tiesty_po_orghanichieskoi_khimii"
    ["file_id"] => string(6) "399451"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1489313461"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства