Конспект урока по химии в 8 классе на тему "Химические реакции"
Конспект урока по химии в 8 классе на тему "Химические реакции"
В конспекте представлена разработка урока химии в 8 классе на тему "Химические реакции". На данном уроке происходит знакомство учащихся с основными признаками химических реакций: выпадение осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета, выделение теплоты и света.Обучающиеся знакомятся с понятиями: реакция горения, экзотермические и эндотермические реакции. Также учащиеся выясняют условия течения химических реакций.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии в 8 классе на тему "Химические реакции"»
Тема урока: Химические реакции.
Цель урока: Изучить на практике признаки химических реакций.
Задачи урока: 1. Сформировать знания о признаках химических реакций, на этой основе совершенствовать умение отличать физические процессы от химических.
Продолжить формирование умения наблюдать.
2. Развивать умения и навыки работы с лабораторным оборудованием, химическими реактивами.
3. Воспитывать стойкий позитивный интерес к предмету, гордость за отечественную науку.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация к уроку, ученическая микролаборатория или набор реактивов (упомянутых в конспекте) для проведения эксперимента.
Орг. момент.
Урок я хотела бы начать со слов великого русского учёного М. В. Ломоносова:
(слайд 2)
«Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и, не принимаясь за химические операции».
Новый материал.
Ежеминутно в мире протекает миллионы химических реакций – в нашем желудке, когда мы едим, в выпекающемся пироге или в двигателе автомобиля. Но как определить происходит химическая реакция или нет?
При химических процессах происходит превращение одних веществ в другие, которые обладают новыми свойствами, которыми не обладали исходные вещества. Эти превращения сопровождаются яркими и наглядными изменениями. Эти наглядные изменения называются признаки.
Какова же тема нашего урока?
Признаки химических реакций.
Цель нашего урока изучить на практике признаки химических реакций.
(слайд 3)
Проведём опыт:
В раствор карбоната натрия добавим гидроксид кальция.
Что вы наблюдаете? Давайте составим уравнение этой реакции.
(слайд 4).
Na2CO3 + Ca(OH)2 = CaCO3↓ + 2NaOH
Признак данной реакции – появление осадка. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.
Теперь к раствору карбоната натрия добавим серную кислоту
. Что вы наблюдаете? Давайте составим уравнение этой реакции.
( слайд 5 ).
Na2CO3 + H2SO4 = Na2SO4 + H2О + СO2↑
Признаки этой реакции – выделение газа. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.
Изменение окраски, это тоже признак химической реакции.
Предлагаю рассмотреть реакцию взаимодействия хлорида железа и роданида калия
Что вы наблюдаете? Давайте составим уравнение этой реакции.
(слайд 6)
FeCl3 + 3KNCS = Fe(NCS)3 + 3KCl
Признак этой реакции – изменение окраски Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.
Теперь возьмём немного порошка хлорида аммония и добавим туда столько же гидроксида кальция и разотрём пестиком. Осторожно проверим, появился ли запах.
Что вы наблюдаете? Давайте составим уравнение этой реакции.
(слайд 7)
2NH4Cl + Са(ОН)2 = СаCl2 + 2NH3↑ + 2Н2О
Признак этой реакции – появление запаха. Запишите себе в тетрадь уравнение реакции и соответствующий ей признак.
Теперь подожжем в железной ложечке немного серы – она загорится синеватым пламенем и даст обильный едкий дым сернистого газа – оксида серы (IV) SO2
Что вы наблюдаете? Давайте составим уравнение этой реакции.
(слайд 8)
S + O2 = SO2↑
О протекании реакции можно судить по изменению цвета, появлению газа с резким запахом, выделению теплоты и света.
Мы с вами исследовали признаки химических реакций, доказали опытным путём наличия этих признаков - изменение окраски, образование осадка, появление запаха, выделение теплоты и света, выделение газа.
Далее даём понятие реакциям горения, экзотермическим, эндотермическим.
Вопрос классу:
А какие условия необходимы, чтобы произошла химическая реакция? (ответы учащихся)
Затем ученики открывают учебник на стр. 138 и находят в тексте основные условия: соприкосновение реагирующих веществ, нагревание и для некоторых реакций – под действием электрического тока, света…
(слайд 9)
Закрепление
Привести примеры признаков химических реакций, которые вы наблюдали в быту.
(например – горение спички: и свет и тепло и запах, гашение соды – выделение газа, и т.д.)