kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока : "Пищевые добавки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

eУрок-исследование о классиикации пищевых добавок. Показано как они влияют на доровье человека.какю пользу приносят и вред соответственно. В работе обучающие проводят лабораторную работу, где самостоятельно с помощью таблиц исследуют этикетки пищевых прдуктов и делают выводы о вреде и пользе пищевых доавок.

Урок  рекомендую для специальнстей СПО   - повар.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока : "Пищевые добавки"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ

РЕСПУБИКИ КРЫМ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым

«Приморский промышленный техникум»







.







Подготовила:

Логвиненко С.В.

преподаватель химии

1 категории







Цели урока:

1. Образовательные: обобщить знания о составе пищи, дифференцировать понятия «продукты питания» и «питательные вещества»; сформировать у учащихся знания о пищевых добавках, применяемых для производства пищевых продуктов.

2. Развивающие: развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни; развивать внутреннюю мотивацию к учению, через исследовательскую деятельность, личностно - значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы.

3. Воспитывающие: воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью (формировать представления учащихся о необходимости следить за качеством продуктов питания, употребляемых в пищу).

Оборудование: компьютер, телевизор, учебники.

Тип урока: урок -исследование



Проблема, которую призван решить урок: Как пищевые добавки, входящие в состав продуктов питания, влияют на здоровье?



Ход урока

I. Организационный момент.

.

II. Проверка знаний учащихся.

III. Актуализация знаний.

Игра «Третий лишний».

Исключите лишнее. Объясните, почему вы исключили именно это понятие.

БЕЛКИ, ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ, УГЛЕВОДЫ.

(Предполагаемый ответ: белки и углеводы – основные компоненты пищи, пищевые добавки – лишнее.)

Учитель: Откройте тетради и запишите тему урока: «Пищевые добавки.

Учитель: Все из вас слышали изречение: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить», но мы не всегда задумываемся над этими словами.

Вопрос классу: какую роль играет в сохранении здоровья питание?

(Предполагаемый ответ: характер питания оказывает влияние на рост, физическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте.)

Учитель: Одним из основных условий здорового питания является то, что продукты питания должны быть безопасными и соответствовать санитарным нормам. Каждый продукт должен иметь свои пищевые достоинства, содержать полезные для человека питательные вещества.

IV. Изучение нового материала.

Учитель: Мы привыкли к тому, что у каждого продукта есть свой неповторимый вкус и запах. Так было всегда, но не сегодня. Мы живём во время внедрения новых пищевых технологий, когда любому продукту можно придать нужные консистенцию, вкус, запах и даже задать срок хранения.

Вопрос классу: Ребята, знаете ли вы, что такое пищевые добавки?

Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении.

История применения пищевых добавок насчитывает тысячелетия. Первоначально это были всем известные специи – соль, сахар. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество пищевых добавок.

Современные пищевые добавки выполняют две главные задачи :

  • увеличивают срок хранения продуктов питания, что необходимо для их транспортировки и хранения;

  • придают продуктам питания необходимые и приятные свойства – красивый цвет, привлекательный вкус и аромат, нужную консистенцию.



Учитель: Пищевые добавки – это вещества, которые никогда не употребляются самостоятельно, а вводятся в продукты питания при изготовлении.

История применения пищевых добавок насчитывает тысячелетия. Первоначально это были всем известные специи – соль, сахар. С развитием химической и пищевой промышленности в наш обиход вошло великое множество пищевых добавок.

Вопрос классу: когда вы заходите в магазин в поисках чего-нибудь вкусненького, каким продуктам вы отдаете предпочтение?

(Предполагаемый ответ: конечно запакованным в красивые обёртки, банки или коробки.)

Вопрос классу: а обращаете ли вы внимание на состав веществ, входящих в данный продукт?

(Предполагаемый ответ: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины.)

Учитель: Зачастую рядом с перечнем всех понятных составляющих можно обнаружить сложные названия и загадочное для многих «Е». Это пищевые добавки.

Пищевые добавки в составе продуктов питания обозначены буквой Е и трёхзначным числом, стоящем после буквы Е. Цифры Е121, Е330, Е621 и т.д. говорят о типе пищевой добавки (имеется в виду консерванты, красители, усилители вкуса и т.д.). На сегодняшний день число пищевых добавок, применяемых в различных странах, составляет более 500. Но с каждым годом увеличивается число пищевых добавок и ассортимент продуктов питания их содержащих.

Давайте рассмотрим самые распространенные пищевые добавки и разберемся, для чего они нужны?

Е100–Е199КРАСИТЕЛИ (усиливают и восстанавливают цвет продуктов);
Е200–Е299КОНСЕРВАНТЫ (удлиняют срок годности продукта);
Е300 – Е399АНТИОКИСЛИТЕЛИ (замедляют окисление, предохраняя продукты от порчи);
Е400–Е499СТАБИЛИЗАТОРЫ (сохраняют заданную консистенцию продуктов);
Е500–Е599ЭМУЛЬГАТОРЫ (поддерживают определённую структуру продуктов питания);
Е600–Е599УСИЛИТЕЛИ ВКУСА И АРОМАТА.

Красители. Находятся в диапазоне от 100 до 199. у людей с аллергической предрасположенностью причиной крапивницы, слезотечения, отёков, приступов астмы могут быть азотокрасители, имеющие обозначение Е102, 110, 122 – 124, 127 – 129 и 151. Эти вещества добавляют в кондитерские изделия, сыр, маргарин и другие продукты.


Консерванты. Увеличивают срок хранения продуктов и кодируются номерами 200 – 299. с точки зрения вероятной провокации аллергической реакции наиболее безопасны сорбиновая (Е200 – 203) и муравьиная (Е236 – 238) кислоты. А вот от бензойной кислоты и её солей (Е210 – 217), а также двуокиси серы (Е220) и сульфитов (Е221 – 226, 239) людям с расположенностью к аллергии лучше отказаться.


Антиокислители. Защищают продукты от повреждающего действия кислорода и имеют индексы Е300 – 399. витамин С (Е300) не представляет опасности, но так называемые галлаты (Е311 – Е313) могут стать причиной головной боли, кожных реакций. Вещества применяются в изготовлении бульонных кубиков, жевательной резинки, мороженого.


Стабилизаторы. Эти вещества (400 – 499), поддерживают желеобразную консистенцию продуктов. Многие из них являются производными метилцеллюлозы и употребленные в большом количестве вызывают расстройство желудочно-кишечного тракта.


Эмульгаторы. Используются для приготовлении водно-жировых смесей, например майонеза, кремообразных пищевых продуктов (500 – 599). Чаще всего в качестве эмульгатора применяют натуральное вещество лецитин, получаемое из яичного желтка. Об этом нужно помнить тем , у кого аллергия на яйца.


Усилители вкуса и ароматизаторы. Глютамат (Е620), который часто добавляют в соусы, приправы, колбасы и другие продукты, бывает причиной не только аллергической реакции, но и приступов мигрени и сердцебиения.




В связи с массовым наплывом импортных товаров в нашу страну считаем, необходимым предупредить об одной опасности.


Для увеличения срока годности продуктов питания в них добавляют так называемые консерванты. На упаковке товара они обозначаются буквой «Б» с соответствующим номером.


Прежде чем приобрести продукт, посмотрите, какие консерванты в нём использованы. Многие из них вредны (и очень) для здоровья; с такими добавками в развитых странах продавать продукты запрещено, поэтому производители сбывают эти продукты в других странах, где не столь строгое законодательство, защищающее потребителя, а покупатели не избалованы выбором продуктов или просто не знают о вредных добавках.


Приведём перечень наиболее опасных консервантов, вызывающих:


· Злокачественные опухоли (рак): Е131, Е142, Е152, Е210, Е211, Е213, Е217, Е240, Е330, Е447;


· Заболевания желудочно-кишечного тракта: Е221 – Е226, Е320, Е321, Е322, Е328, Е339, Е340, Е341, Е405, Е407 – Е466;


· Заболевание печени и почек: Е171 – Е173, Е320 – Е322.


А вот другие консерванты, употребление которых в пищу также запрещено в развитых странах: Е102 – 105, Е110 – 111, Е120 – 127, Е130, Е141, Е150, Е180, Е212, Е215 – 216, Е230 – 232, Е238, Е241, Е250, Е311 – Е313, Е450, Е477.


Если на упаковке продукта отсутствует перечисление входящих в него пищевых добавок (а они всегда используются!), это является грубейшим нарушением защищающих нас стандартов и может означать такую адскую смесь, заявлять о которой производители посчитали большим злом, нежели нарушение требований по оформлению упаковки.


К сожалению, 80% импортных продуктов питания, сигарет и напитков содержат перечисленные вредные консерванты. Будьте бдительны!


Сообщение обучающегося - «Интересные факты о Coca Colе».

Кока-кола была изобретена доктором-фармацевтом Джоном Пемертоном в 1886. Джон считал напиток медицинской настойкой и думал, что он будет помогать от болей в желудке. Это все имеет смысл, так как листья кокаинового куста, который изначально был одним из ингридиентов Кока-колы, содержат кокаин (от 0.1 % до 0.9 %). Сегодня Кока-кола производят без употребления кокаина. Интересно, что Coca Cola все еще импортирует приблизительно 100 тонн листьев кокаинового куста каждый год из Перуанской фирмы под названием National Coca Co. Чтобы импортировать листья кокаина в Соединенные Штаты, нужно разрешение от американской Администрации по контролю за применением законов о наркотиках. Требуется 2 литра воды, чтобы произвести один литр Кока-колы. Каковы компоненты Кока-колы? На наклейке Coca Cola написано: газированная вода, тростниковый сахар, цвет карамели, продовольственная кислота (фосфорическая кислота 338), "аромат" и кофеин. Однако, есть также секретный компонент в Кока-коле, названной 'Товар 7X', и описание этого компонента сохранено в хранилище безопасности в банке в Атланте, Джорджия. Только ограниченное число чиновников высокого ранга знают то, что входит в состав этого секретного компонента. Возникает вопрос: что мы действительно пьем? Что мы знаем, сегодня это то, что Кока-кола - очень кислый напиток с высоким количеством сахара, который маскирует кислотный вкус. Кислоту в Кока-коле называют фосфорной кислотой, которая, как известно, разрушает органику. В действительности Кока-кола делает организм склонным ко многим болезням, таким как: остеопороз (нехватка кальция должные высокие уровни фосфористых), рак, умеренная депрессия, проблемы с зубами, и усталость.



Учитель: Из самого названия каждого класса пищевых добавок ясно, для чего они применяются. Однако совсем не ясно как все эти вещества влияют на здоровье человека, а особенно на подростков? Небезопасно ли использование пищевых добавок для здоровья?

1. запрещенные;

2. опасные;

3. вызывают расстройства кишечника;

4. вызывают сыпь;

5. влияют на давление;

6. вредные для кожи;

7. ракообразующие;

8. повышают холестерин;

9. влияют на ЦНС, зрение.

Учитель: В последнее время в магазинах появился больной ассортимент продуктов, которые стали неотъемлемой частью нашего питания частью нашего питания: супы и вермишель быстрого приготовления, каши-минутки, бульоны, чипсы, сухарики, колбасы, сосиски. Все эти продукты содержат глютамат натрияусилитель вкуса. Почему нужно быть осторожными в его использовании? Какое влияние оказывает на здоровье глютамат натрия?

На эти вопросы вы сможете ответить после просмотра ВИДЕОФРАГМЕНТА из фильма «Осторожно – ЕДА!».

Обсуждение видеофрагмента: Е621 – наносит непоправимые повреждения растущему мозгу, нарушается зрение, психика. Дети не получают нужных микроэлементов и витаминов из таких продуктов, эти продукты попросту не содержат их, что уже само по себе неизбежно приведет к отставанию в учебе, болезням и различным поведенческим проблемам (гиперактивность). Это происходит даже после одиночной дозы, т.к. глютамат натрия действует как наркотик не более, не менее.



Учитель: Прийдя в магазин необходимо уметь выбрать те продукты, которые наносят меньший вред нашему организму.

Практическая работа

Тема: Исследование продуктов питания на содержание пищевых добавок

Цель: научиться использовать информацию на упаковках (этикетках)

продуктов питания на наличие пищевых добавок

Оборудование: упаковки (этикетки) продуктов питания: чипсы, суха-

рики, жевательная резинка, лапша и супы быстрого приготовления,

мороженое, шоколадные батончики.

Наименова-

ние продукта

Красители

Е100-199

Консерванты

Е200-299

Антиокисли-тели Е300-399

Загустители Е400-499

Эмульгаторы Е500-599

Усилители вкуса Е600-699

Pepsi-cola







Вредные воздействия











VI. Закрепление.

Учитель: Переходим к заключительному этапу урока. Обучаюими предлагается, работая в группах, обосновать рекомендации по употреблению продуктов питания.

После ответа учащиеся проверяют рекомендации по слайду.

Рекомендации по употреблению продуктов питания:

1. Внимательно читайте надписи на этикетке продукта.

2. Не покупайте продукты с неестественно яркой кричащей окраской.

3. Не покупайте продукты с чрезмерно длительным сроком хранения.

4. Обходитесь без подкрашенной газировки, делайте соки сами.

5. Не перекусывайте чипсами, сухариками, замените их орехами.

6. Не употребляйте супы и каши из пакетиков, готовьте их сами.

7. Откажитесь от переработанных или законсервированных мясных продуктов, таких как колбаса, сосиски, тушенка.

8. В питании всё должно быть в меру и по возможности разнообразно.

VII. Подведение итогов урока.

Вопрос? “Зависят ли здоровье человека от состава употребляемых им продуктов питания?”.

(Предполагаемый ответ: сегодня на уроке мы убедились, что большинство пищевых добавок оказывают негативное влияние на здоровье.)

VIII.Заключение.

Следите за своим питанием. Желаю, чтобы вы всегда были здоровы!

Перечень литературы:

1. Дубровский В.И. Валеология: Здоровый образ жизни. – М.: RETORIKA-A: Флинта, 1999.

2. Федько В.П., Альбеков А.У. Маркировка и сертификация товаров и услуг: Учебное пособие. – Ростов на Дону : Феникс, 1998.

3. Чечилова С. Трансгенная пища. // Здоровье, 2000, № 6, с. 20–23.

4. Шелепов Т.М. Основные правила питания. – М., 1992. - С. 55-59.

5. Эмануэль Н.М., Заиков Т.Е. Химия и пища. – М.: Серия, 1986. – С. 113-154.

6. Прокофьев М.А., Энциклопедический словарь юного химика. М., 1982г.

8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока : "Пищевые добавки"

Автор: Логвиненко Светлана Владимировна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 292959

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "конспект урока Гигиена питания "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-gighiiena-pitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "119435"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413428885"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока по теме: " Кисломолочные продукты и блюда из них" "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kislomolochnyie-produkty-i-bliuda-iz-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "137620"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417382572"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока в 9 классе "Химия и повседневная жизнь человека" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-v-9-klassie-khimiia-i-povsiednievnaia-zhizn-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "119373"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413393002"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока по сельскохозяйственному труду "Корма для свиней" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-siel-skokhoziaistviennomu-trudu-korma-dlia-sviniei"
    ["file_id"] => string(6) "127349"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415294338"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Методическая разработка "Химия вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(47) "mietodichieskaia_razrabotka_khimiia_vokrugh_nas"
    ["file_id"] => string(6) "408739"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1492000191"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства