Цели: ознакомить учащихся с ассортиментом кисломолочных продуктов, их пищевой ценностью; учить приготовлению кисломолочных продуктов в домашних условиях, блюд из кисломолочных продуктов; прививать навыки ведения здорового образа жизни.
Оборудование: сито, миска, ложка, сковорода, разделочная доска, нож, продукты для приготовления блюд, рабочая тетрадь.
Словарь: сквашивание, брожение, кисломолочные.
Ход урока
- Организация урока.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Сообщение темы и цели урока.
- Повторение пройденного материала.
Опрос учащихся по вопросам:
- Назовите основные продукты, используемые для приготовления теста.
- Как определить качество муки?
- Назовите виды пресного теста.
- Что такое разрыхлители и для чего их применяют?
- Изучение нового материала.
- Сообщение теоретических сведений.
Учитель. Молоко благодаря своим ценным питательным свойствам с древнейших времен играет важную роль в питании людей.
Ценность молока определяется химическим составом и легкой усвояемостью входящих в него веществ. В молоке содержатся жиры, белки, молочный сахар, минеральные соли, макро- и микроэлементы, витамины.
Состав молока: 1,5-3,4% жира, 2,8 -2,9% белка, 4,7-4,8% молочного сахара, 1% минеральных солей, около 87% воды.
Молоко – прекрасный продукт питания – служит сырьем для приготовления множества различных молочных продуктов, которые принято условно подразделять на следующие группы: цельно- и кисломолочные продукты, масло, сыры, мороженое, молочные консервы, сухие молочные продукты и т.д.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с ассортиментом кисломолочных продуктов, которые необходимы для правильного питания. Человек должен употреблять их в пищу с раннего детского возраста на протяжении всей жизни, чтобы быть здоровым и работоспособным.
Кисломолочными называют молочные продукты, получаемые с помощью брожения.
По характеру брожения такие продукты разделяют на две группы.
К 1 группе относятся продукты, которые получают в результате молочнокислого брожения, т.е. брожения, вызванного деятельностью молочнокислых бактерий. Его используют при производстве простокваши, сметаны, творога, сыра.
Ко 2 группе относят продукты, которые получают при смешанном брожении (молочнокислом и спиртовом). Т.о. изготавливают кефир, кумыс и др. продукты.
Ассортимент кисломолочных продуктов.
Простокваша.
Молочная промышленность выпускает несколько видов простокваши. Наибольшее распространение получили обыкновенная и биопростокваша, ряженка и варенец. Все виды простокваши отличаются хорошим вкусом, легко усваиваются, способствуют пищеварению, освобождению кишечника от вредных бактерий.
Ряженка и варенец готовятся также, как и простокваша, но из топленого молока. Ряженка имеет повышенную жирность (4-6%) по сравнению с варенцом. Простоквашу, варенец, ряженку можно приготовить в домашних условиях. Для этого в охлажденное кипяченное цельное или топленое молоко кладут сметану. Заквашенное молоко ставят в теплое место, через сутки простокваша будет готова.
Хранить простоквашу надо при температуре не выше 8 ?С не более 36 часов.
Творог.
Творог является одним из самых древних кисломолочных продуктов, который римский философ Колумелла еще в 1в. нашей эры назвал «желанным блюдом на столах богатых и бедных».
Ценность творога определяется полным набором незаменимых аминокислот, содержанием белка, минеральных веществ, в том числе многих микроэлементов, молочного сахара.
Приготовляют все виды творога сквашиванием кипяченого или пастеризованного молока закваской. В качестве закваски может использоваться простокваша, сметана.
На основе творога промышленность выпускает сырки и сырковые массы ( с изюмом, орехами и др. пищевыми добавками), глазированные сырки.
Творог – продукт скоропортящийся, поэтому хранить его необходимо в холодильнике, не более 2-3 суток.
Сметана.
Сметана – это русский национальный продукт. Она широко используется в кулинарии в качестве заправок, соусов. Добавление сметаны в горячие и холодные супы значительно улучшает вкус этих блюд. Хранить сметану лучше при температуре 0-1?С, срок хранения – 24 часа.
Кефир.
Из всех кисломолочных напитков, выпускаемых в нашей стране, наибольшей популярностью пользуется кефир. Родиной этого напитка является Северный Кавказ, народы которого издавна считали его напитком здоровья и бодрости и называли даром небес. Способ изготовления кефира держали в строжайшей тайне. Первое научное описание кефира как лечебного и диетического напитка появилось в 1867 г. в одном из русских медицинских журналов.
Хранить кефир необходимо при температуре 8 ?С не более 36 часов.
Кумыс, в отличие от других видов кисломолочных продуктов, вырабатывают из кобыльего молока. Кумыс имеет своеобразный вкус, пенистую консистенцию с хлопьями белка.
Широкое распространение у нас в стране получил в последние годы йогурт. Чаще всего вырабатывают йогурт сладкий и плодово-ягодный.
- Изучение учащихся технологической последовательности приготовления блюд из творога.
Учащиеся изучают по учебнику последовательность выполнения практических работ № 2, с. 18-19.
Вопросы:
- Чем технология приготовления сырников из творога отличается от технологии приготовления зраз творожных с повидлом?
- Какой инвентарь необходимо иметь для приготовления блюд из творога?
- Назовите продукты, используемые для приготовления сырников.
- Назовите продукты, необходимые для приготовления зраз творожных с повидлом.
- Какие продукты входят в состав творожного теста?
- Какой жир можно использовать для жарки сырников израз?
- Какие правила безопасности надо соблюдать при приготовлении этих блюд, чтобы не получить травму?
- Практическая работа.
- Инструктаж по технике безопасности.
Учитель. Работая с пищевыми продуктами, надо строго соблюдать санитарно-гигиенические правила:
- Работать в спецодежде.
- Перед приготовлением пищи пользоваться инструментами и приспособлениями с соответствующей маркировкой.
- Не употреблять в пищу продукты с истекшим сроком хранения.
- Применять достаточную тепловую обработку пищевых продуктов.
- Не допускать совместного сырья и готовой продукции.
- Выполнение практической работы.
Учащиеся работают бригадами, выполняя практическую работу № 2.
- Итог урока.
- Закрепление изученного материала.
Беседа по вопросам:
- Какое значение в питании человека имеют кисломолочные продукты?
- Нужно ли употреблять эти продукты каждый день?
- Можно ли было приготовить зразы творожные с другой начинкой? Если да, то с какой?
- Назовите ассортимент кисломолочных продуктов, с которыми вы встречались в магазине.
- Анализ урока.
Учитель. Сегодня на уроке вы ближе познакомились с важнейшим продуктом питания, освоили приемы приготовления блюд из творога. Все эти знания и умения понадобятся вам в повседневной жизни.
Подводя итоги сегодняшнего урока, я хочу отметить, что все бригады работали слаженно, не допускали нарушений в технологической последовательности приготовления блюд, соблюдали санитарно-гигиенические нормы и правила безопасной работы. Продегустировав приготовленные блюда, я могу сказать, что все они вкусные, имеют соответствующий им вид. Сервировка столов к чаю была также сделана правильно. Но при этом можно отметить оригинальность подачи приготовленного блюда у бригады № 1.
- Выставление оценок, их аргументация.
6. Домашнее задание: п. 4, с. 15-19.