Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии на тему : "Закон сохранения массы вещества"»
Егорова Юлия Витальевна
МКОУ СОШ №4, учитель химии
Тема урока: Закон сохранения массы веществ.
Класс: 8
Тип урока: Урок изучения новой темы.
Цель урока: Познакомить учащихся с законом сохранения массы веществ. На основе закона сформировать понятие об уравнении химической реакции, как об условной записи отражающей превращение веществ.
Задачи:
Формировать у обучающихся умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий) и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания (работа с текстом, интернет- ресурсами, химическими терминами, таблицами, схемами и иллюстрациями);
Развивать навыки сравнения химических объектов по заданным критериям с последующей демонстрацией результатов и взаимопроверкой;
Воспитывать интерес к знаниям, учению, воспитывать аккуратность, интерес к самостоятельному приобретению знаний. На примере жизни и деятельности М. В. Ломоносова воспитывать патриотизм.
Результаты обучения:
Предметные УУД:объяснять закон сохранения массы с точки зрения атомно-молекулярного учения, сформировать представление о химическом уравнении и способе расстановки коэффициентов.
Метапредметные УУД:
Познавательные: работать с различными источниками информации; характеризовать и сравнивать объекты; составлять схемы и сравнительно-обобщающие таблицы;
Регулятивные: самостоятельно определять цель и задачи урока; организовывать выполнение заданий; анализировать и осуществлять рефлексию своей деятельности;
Коммуникативные: вести учебный диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам; слушать речь учителя и одноклассников; формулировать вопросы и отвечать на них.
Личностные УУД:
формировать познавательный интерес к изучению химии;
формировать ответственное отношение к учебной деятельности, познавательную и информационную культуру, умение сотрудничать с учителем, одноклассниками.
Оборудование: медиапроектор, компьютерный класс с выходом в интернет.
Медиаматериалы: презентация Power Point « Закон сохранения массы веществ»
Литература и ресурсы сети Интернет:
Учебник «Химия», 8 класс, автор О.С. Габриелян, М.: Дрофа 2007;
Ефим Ефимовский «Ракета и травинка», истории в стихах, 1984 г. Детгиз (Ленинград)
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Первичное закрепление
Домашнее задание
Рефлексия.
Структура урока:
I этап Организационный
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на уроке химии. Я надеюсь, что вы будете активными, узнаете много нового, и эти знания пригодятся вам в жизни.
II этап Постановка целей и задач урока .
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с одним из важнейших законов химии. А вот о каком именно законе будет идти речь, вы сможете узнать, выслушав внимательно историю его открытия.
После того как учащиеся послушают историю открытия закона, на экране появляется тема урока. Презентация «Закон сохранения массы вещества» (Слайд 1).
Обучающиеся формулируют цель (Слайд 2) и задачи (Слайд 3) урока.
III этап Актуализация знаний
Учитель рассказывает историю открытия закона с использованием строк из стихотворения Ефима Ефимовского, посвященного работе М.В. Ломоносова. (Слайд 4)
XVII – XVIIвв. характеризуется господством теории флогистона. Суть этой теории состояла в том, что все вещества, способные гореть или превращаться в оксиды, содержат флогистон. В течение тысячелетий люди верили в то, что вещество может бесследно исчезнуть и появляется из ничего. Это наблюдение подтвердил и такой известный учёный, как Роберт Бойль. Боль проделал множество опытов по прокаливанию металлов, и всякий раз масса окалины оказывалась больше массы металла.
Было ложное учение.
Был неправильный закон:
«Что подвержено горенью, то содержит флогистон».
«Флогистон» - «горючий» значит.
Он из печки в небо скачет.
Если дым со всех сторон – разгулялся флогистон.
Поэтому он сделал вывод о том, что масса веществ в результате химических реакций увеличивается. Для устранения подобных противоречий сторонники теории флогистона предлагали приписывать флогистону отрицательный вес. Флогистические воззрения разделяли большинство химиков того времени.
Собрались мужи ученые,
Занимали кресла точеные.
Рукава белели манжетами,
А на шеях цепочки с лорнетами.
Парики обсыпаны пудрою.
Говорили все речи мудрые.
Обсуждали вопрос горения,
почерненья веществ, побурения.
Произнес один:
- В полной мере я
Соглашусь, что огонь – материя.
Теплород – флогистон по-научному. –
Рады слову все благозвучному.
-Флогистон объясняет горение. –
Все кивнули в знак одобрения.
Говорит другой:
- Я поверю вам.
Все видали горение дерева –
Потемнеет оно и скрючится:
Флогистон из него улетучится.
Флогистон объясняет горение! –
Все кивнули в знак одобрения.
Великий русский учёный М.В. Ломоносов также занимался изучением реакций прокаливания на воздухе. Однако в отличие от Р. Бойля, он прокаливал металлы не на открытом воздухе, а в запаянных ретортах, взвешивая их до и после реакции.
Вдруг Ломоносов входит в зал.
О фартук вытер руки:
- Я все проверил, доказал.
Прошу, мужи науки!
- Куда? – По залу сразу шум.
- В лабораторию прошу!
- Зачем?
- Я ставлю опыт. –
А за спиною шепот:
- Мужик! Невежа! Что за тон!
Ломоносов: Смотрите и не спорьте!
- Но всем известно: флогистон…..
Ломоносов: В запаянной реторте
Свинец я грею. Отчего
Металла потемненье?
- Забрался флогистон в него.
С теплом проник он сквозь стекло.
Ломоносов: Не в этом суть горения!
Реторту запаял я сам.
Я верю числам и весам.
Ничуть не изменился вес
Реторты раскаленной.
Нет, сквозь стекло он не пролез –
Ваш флогистон хваленый! –
Молчат ученые мужи.
« Ты им попробуй докажи».
- А все ж свинец темнее стал!
Ломоносов: Часть воздуха вошла в металл,
И оттого он черный! –
(Не знали слова КИСЛОРОД.
Но видел далеко вперед
Великий наш ученый.)
IV этап Изучение нового материала
Ломоносов доказал, что масса веществ до и после реакции остается неизменной и что при прокаливании к металлу присоединяется часть воздуха. Теперь понятно, что обе стороны были неправы, масса веществ вступивших в реакцию, не уменьшается и не увеличивается, а остается неизменной.
Этот закон был открыт М.В. Ломоносовым в 1748 году. Современная формулировка закона сохранения массы веществ гласит:
Масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее. (Слайд 5)
В 1789 году закон сохранения массы веществ (независимо от Ломоносова) установил знаменитый французский химик А. Лавуазье. Кислородная теория горения А. Лавуазье нанесла окончательный удар по теории флогистона.
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4b0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_27_01.jpg) портрет Ломоносова и Лавуазье.
В справедливости закона сохранения массы веществ можно легко убедиться на простом опыте.
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4b1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_27_02.swf) доказательство закона сохранения массы вещества.
Открытый закон подтверждает слова М. В. Ломоносова «Ничто не происходит без достаточного основания!» (Слайд 6)
Физминутка
1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 3 раза.
2.Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 3 раза.
Данный закон можно объяснить с точки зрения атомно-молекулярного учения. Вы прекрасно знаете, что молекулы состоят из атомов, атомы при химических реакциях не изменяются и не исчезают, происходит лишь только их перегруппировка, образуются новые химические соединения, из тех же самых атомов. Поэтому число атомов до реакции и после остается неизменным, а значит, их общая масса также не изменяется.
Значение закона в том, что он способствовал дальнейшему развитию химии как науки, на основании закона составляют уравнения химических реакций, производят практически важные расчёты, при решении задач.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4b2-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_27_03.swf составление химических уравнений
Химическим уравнением называют условную запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков. (Слайд 7, 8)
Рассмотрим пример образования молекулы воды из атомов водорода и кислорода.
Существуют основные правила составления химических уравнений:
В левой части уравнения пишутся формулы веществ, вступивших в реакцию (исходные вещества), а в правой – формулы получившихся веществ (продукты реакции). Исходные вещества и продукты разделяют стрелкой.
Н2 + О2 Н2О
Затем, на основании закона сохранения массы веществ, начинают уравнивать атомы. Число атомов каждого химического элемента в правой части должно ровняться числу атомов этого же элемента в левой части уравнения.
Уравнение атомов производится с помощью подбора коэффициентов – чисел, которые выставляют перед формулами веществ.
2Н2 + О2 2Н2О
Алгоритмом расстановки коэффициентов в уравнениях химических реакций (Слайд 9) 1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части уравнения химической реакции.
2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти НОК.
3.Разделить НОК на индексы – получить коэффициенты.
4. Поставить их перед формулами.
5. Пересчитать количество атомов, при необходимости действие повторить.
6. Последним проверить количество атомов кислорода.
Задание 1. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций