Тема: « М.В. Ломоносов – великий сын русского народа»
Цели:
1.Познакомить учащихся с гениальным русским учёным М.В. Ломоносовым.
2.Обучать самостоятельному поиску необходимой информации, умению делать выводы.
3.Прививать и развивать навыки делового общения.
4.Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям.
5. Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, преданности и любви к своей Родине.
Девиз урока: « Я знак бессмертия себе воздвигнул» ( М.В. Ломоносов).
Оформление: Портрет М.В. Ломоносова. Выставка книг о Ломоносове. Плакат с высказыванием о Ломоносове: « Ломоносов был великий человек … Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
( А.С. Пушкин). Компьютер, мультимедийная презентация.
В игре участвуют две команды по 5-6 человек. Заранее оформляется класс: сооружается игровое поле, представляющее собой круг, разделённый на секторы:
1) Семья Ломоносовых;
2) Образование М.В. Ломоносова;
3) Научные достижения М.В. Ломоносова;
4) Научные труды М.В. Ломоносова
5) Счастливый случай.
Если во время игры стрелка волчка укажет на сектор « Счастливый случай», то команда получает дополнительный балл. Перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода. Он задаёт обеим командам вопрос: Какой учёный произнёс эту фразу «Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие», той команде, которая даёт правильный ответ, предстоит начать игру.
Ход урока:
Гейм первый. « Знакомство».
Капитан каждой команды выбирает категорию вопроса, запуская волчок на игровом поле. Таким образом, команда поочерёдно отвечает на задаваемые им вопросы ( по 3 каждой команде). На размышление даётся 20 секунд, после чего команда предлагает свою версию ответа. Если он верный, то команда получает 1 балл; если неверный, то заслушивается версии зрителей, за правильный ответ зрителю выдаётся жетон.
Сектор « Семья Ломоносовых»
1. Когда и где родился М. В. Ломоносов?
( 1711 г., деревня Денисовка Архангельской губернии).
2. Кем были родители М. В. Ломоносова?
( крестьяне-поморы)
3. Как называлось судно, на котором Ломоносов в детстве вместе с отцом занимался
рыбным промыслом?
( «Чайка»)
4. Кто научил юного Ломоносова грамоте?
( сельский дьячок)
5. Что называл М. В. Ломоносов «Вратами совей юности»?
«Грамматика» М. Смотрицкого и «Арифметика» Л. Магницкого)
6. Отец хотел, чтобы Михаил продолжил его дело и стал:
( промышленным человеком)
Сектор « Образование М. В. Ломоносова»
1. Куда отправился пешком для получения образования юный Ломоносов в 1730 г.?
( Москва)
2. За кого выдал себя М. В. Ломоносов при поступлении в Славяно-греко-латинскую
академию?
( за сына дворянина)
3. В каком году М. В. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию?
(1731 г)
4. Какое жалование получал М. В. Ломоносов в числе лучших учеников
Славяно- греко-латинской академии для продолжения образования?
( Петербург)
5. В какое учебное заведение был зачислен М. В. Ломоносов, прибыв из Москвы
в Санкт – Петербург?
( Академический университет)
6. С какой целью был командирован М. В. Ломоносов в 1736 г. в Германию?
( для обучения химии и металлургии)
Сектор « Научные достижения М.В.Ломоносова»
- На какую должность назначается М. В. Ломоносов после возвращения
из Германии в Петербург в 1742 г.?
( адъюнкт академии наук)
2. Какое научное звание присвоено М. В. Ломоносову в 1745 г.?
( профессор)
3. Членом каких зарубежных Академий наук был Ломоносов?
( Шведская и Болонская Академия наук)
4. В каком году проекту М. В. Ломоносова была построена первая в России
научно-исследовательская химическая лаборатория?
( 1748 г)
5. Что за фабрику построил в 1753 г. М. В. Ломоносов?
(фабрика по изготовлению стеклянных изделий и окрашенных стёкол)
6. В каком году по инициативе М. В. Ломоносова был организован Московский
университет, настоящий ныне его имя?
( 1755г.)
Сектор « Научные труды М.В. Ломоносова».
1. Назовите тему диссертации, которую защитил М. В. Ломоносов в 1745 гг.
( «О металлическом блеске»)
2. В каком году М. В. Ломоносов исследовал явления растворения металлов
в кислотах и солей в воде и установил различие механизма растворения в обоих
случаях?
(1749г.)
3. В каком году М. В. Ломоносов дал формулировку закона сохранения массы
веществ. (1760 г.)
4. В каком труде в 1741 г. М. В. Ломоносов впервые представляет химию в виде
науки, объединяющей в себе задачи изучения химических явлений и химических
процессов.
( «Элементы металлической химии».)
5. В своём известном произведении М. В. Ломоносов показал, что теплота – это не
особая жидкость, как считалось ранее, а результат движения частиц («корпускул»),
которое прекращается лишь при достижении «низшего градуса холода»
(так он называл температуру абсолютного нуля).
Назовите этот труд М. В. Ломоносова, в каком году он был опубликован?
(«Размышления о причине теплоты и холода», 1744 г. )
6. В письме к Леонарду Эйлеру М. В. Ломоносов сформулировал важное открытии
дал ему образное сравнение: «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько отнимаю
на бодрствование». Назовите открытие, сделанное Ломоносовым.
( закон сохранения массы веществ).[ 3]
Гейм второй. « Видеовопросы».
Командам по очереди (право первого ответа – проигрывающей команде) предлагают просмотреть на изображения на экране. Учащимся необходимо ответить на вопросы, находящиеся на мультимедийных слайдах (1 – 4 ).
Гейм третий. «Ты - мне, я - тебе».
Каждый член команды задаёт представителю команды соперника, имеющему тот же номер в команде, что и игрок, задающий вопрос. На размышление- 20 секунд. В этом гейме зрители участия не принимают. Организаторы игры выбирают наиболее интересный вопрос; игроку, задавшему его, вручают приз, а всей команде присуждают дополнительной балл. [ 2]
Гейм четвёртый. «Тёмная площадка».
Ведущий читает вопрос; если ни одной из команд нет версии ответа, то обращается к зрителям. Зрителю, набравшему большее число жетонов. Ведущий вручает приз.[2]
Вопросы расположены на слайдах 5 – 8 мултимедийной презентации.
Гейм « Дальше, дальше, дальше…»
Начинает проигрывающая пока команда. Ведущий в течение 1 минуты задает вопросы, требующие быстрого ответа. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Гейм сопровождается слайдами (мултимедийная презентация гейм « Дальше, дальше, дальше…», 1-6 слайды).
В конце урока подводятся итоги, выставляются оценки, объявляются и награждаются победители.
Список используемой литературы:
1.Астафуров В.И. М.В. Ломоносов: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение,1985.
2.Бочарова С.В. Нестандартные уроки химии. 10 класс. – Волгоград.: ИТД « Корифей», 2006.
3.Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера – 2-е изд. – М.: 5 за знаниями, 2007.