kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "М.В. Ломоносов - великий сын русского народа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  « М.В. Ломоносов – великий сын русского народа»

Цели:

1.Познакомить учащихся с гениальным русским учёным М.В. Ломоносовым.

2.Обучать самостоятельному поиску  необходимой информации,  умению делать  вы­воды.

3.Прививать и развивать навыки делового общения.

4.Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отноше­ние к знаниям.

 5. Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, преданности и любви к своей  Родине.

 

Девиз урока: « Я знак  бессмертия себе воздвигнул» ( М.В. Ломоносов).

 

Оформление: Портрет М.В. Ломоносова. Выставка книг о Ломоносове. Плакат с           вы­сказыванием о Ломоносове: « Ломоносов был великий человек … Он создал первый университет. Он, лучше сказать,  сам был первым нашим университетом».

 ( А.С. Пушкин). Компьютер, мультимедийная  презентация.

  В игре участвуют две команды по 5-6 человек. Заранее оформляется класс:                  со­оружается игровое поле, представляющее собой круг, разделённый на секторы:

1) Семья Ломоносовых;

2) Образование М.В. Ломоносова;

3) Научные достижения М.В. Ломоносова;

4) Научные труды М.В. Ломоносова

5)  Счастливый случай.

   Если во время игры стрелка волчка укажет на сектор « Счастливый случай», то      команда получает дополнительный балл. Перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода. Он задаёт обеим командам вопрос: Какой учёный произнёс эту фразу     «Широко распространяет химия руки свои  в дела человеческие», той команде, которая   даёт правильный ответ, предстоит начать игру.

Ход урока:

                                         Гейм первый.  « Знакомство».

    Капитан каждой команды выбирает категорию вопроса, запуская волчок на игровом  поле. Таким образом, команда поочерёдно отвечает на задаваемые им вопросы                      ( по 3 каждой команде). На размышление даётся 20 секунд, после чего команда предлагает свою версию ответа. Если он верный, то команда получает 1 балл; если неверный, то      заслушивается версии  зрителей, за правильный ответ зрителю выдаётся жетон.

Сектор « Семья Ломоносовых»

1. Когда и где родился М. В. Ломоносов?

( 1711 г., деревня Денисовка Архангельской губернии).

2. Кем были родители М. В. Ломоносова?

   ( крестьяне-поморы)          

3. Как называлось судно, на котором Ломоносов в детстве вместе с отцом занимался    

рыбным промыслом?

( «Чайка»)

4. Кто научил юного Ломоносова грамоте?

   ( сельский дьячок)

5. Что называл М. В. Ломоносов «Вратами совей юности»?

 «Грамматика» М. Смотрицкого  и «Арифметика» Л. Магницкого)

6. Отец хотел, чтобы Михаил продолжил его дело и стал:

   ( промышленным человеком)

Сектор « Образование М. В. Ломоносова»

1. Куда отправился пешком для получения образования юный Ломоносов в 1730 г.?

   ( Москва)

2. За кого выдал себя М. В. Ломоносов при поступлении в Славяно-греко-латинскую

академию?

   ( за сына дворянина)

3. В каком году М. В. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию?

    (1731 г)

4. Какое жалование получал М. В. Ломоносов в числе лучших учеников                      

    Славяно- греко-латинской академии для продолжения образования?

   ( Петербург)

5. В какое учебное заведение был зачислен М. В. Ломоносов, прибыв из Москвы

 в  Санкт – Петербург?

   ( Академический университет)

6. С какой целью был командирован М. В. Ломоносов в 1736 г. в Германию?

   ( для обучения химии и металлургии)

Сектор « Научные достижения М.В.Ломоносова»

  1. На какую должность назначается М. В. Ломоносов после возвращения              

из Герма­нии в Петербург в 1742 г.?

   ( адъюнкт академии наук)

2. Какое научное звание присвоено М. В. Ломоносову в 1745 г.?

   ( профессор)

       3. Членом  каких зарубежных Академий наук был Ломоносов?

   ( Шведская и Болонская Академия наук)

4. В каком году проекту М. В. Ломоносова была построена первая в России

научно-исследовательская химическая лаборатория?

            ( 1748 г)

5. Что за фабрику построил в 1753 г. М. В. Ломоносов?

   (фабрика по изготовлению стеклянных изделий и окрашенных стёкол)

6. В каком году по инициативе М. В. Ломоносова был организован Московский

уни­верситет, настоящий ныне его имя?

   ( 1755г.)

Сектор « Научные труды М.В. Ломоносова».

 1. Назовите тему диссертации, которую защитил М. В. Ломоносов в 1745 гг.

   ( «О металлическом блеске»)

2. В каком году М. В. Ломоносов исследовал явления растворения металлов

в кисло­тах и солей в воде и установил различие механизма растворения в обоих

 случаях?

            (1749г.)

3. В каком году М. В. Ломоносов дал формулировку закона сохранения массы 

   ве­ществ.  (1760 г.)

4. В каком труде в 1741 г. М. В. Ломоносов впервые представляет химию в виде

науки, объединяющей в себе задачи изучения химических явлений и химических       

 процессов.

   ( «Элементы металлической химии».)

5. В своём известном произведении М. В. Ломоносов показал, что теплота – это не   

особая жидкость, как считалось ранее, а результат движения частиц («корпускул»),

кото­рое  прекращается лишь при достижении «низшего градуса холода»                      

(так он  называл тем­пературу абсолютного нуля).

 Назовите этот труд М. В. Ломоносова, в каком году он был опубликован?

   («Размышления о причине теплоты и холода», 1744 г. )

6. В письме к Леонарду Эйлеру М. В. Ломоносов сформулировал важное открытии

дал ему образное сравнение: «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько отнимаю     

на бодрствование». Назовите открытие, сделанное Ломоносовым.

   ( закон сохранения массы веществ).[ 3]

Гейм второй. « Видеовопросы».

        Командам по очереди (право первого ответа – проигрывающей команде) предлагают просмотреть на изображения на экране. Учащимся необходимо ответить на вопросы, на­ходящиеся на мультимедийных слайдах (1 – 4 ).

Гейм третий. «Ты - мне, я - тебе».

      Каждый член команды задаёт представителю команды  соперника, имеющему тот же номер в команде, что и игрок, задающий вопрос. На размышление- 20 секунд. В этом гейме зрители участия не принимают. Организаторы игры выбирают наиболее интерес­ный вопрос; игроку, задавшему его, вручают приз, а всей команде присуждают дополни­тельной балл. [ 2]

Гейм четвёртый. «Тёмная площадка».

       Ведущий читает вопрос; если ни одной из команд нет версии ответа, то обращается к зрителям. Зрителю, набравшему большее число жетонов. Ведущий вручает приз.[2]

Вопросы расположены на слайдах 5 – 8 мултимедийной презентации.

Гейм « Дальше, дальше, дальше…»

      Начинает проигрывающая пока команда. Ведущий в течение 1 минуты задает вопросы, требующие быстрого ответа. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Гейм сопровождается слайдами (мултимедийная презентация гейм « Дальше, дальше, дальше…», 1-6 слайды).

     В конце урока подводятся итоги, выставляются оценки, объявляются и награждаются победители. 

     Список используемой литературы:

1.Астафуров В.И.  М.В. Ломоносов: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение,1985.

2.Бочарова С.В. Нестандартные уроки химии. 10 класс. – Волгоград.: ИТД « Корифей», 2006.

3.Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера – 2-е изд. – М.: 5 за знаниями, 2007.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "М.В. Ломоносов - великий сын русского народа" »

Тема: « М.В. Ломоносов – великий сын русского народа»

Цели:

1.Познакомить учащихся с гениальным русским учёным М.В. Ломоносовым.

2.Обучать самостоятельному поиску необходимой информации, умению делать вы­воды.

3.Прививать и развивать навыки делового общения.

4.Формировать потребности в познавательной деятельности и ценностное отноше­ние к знаниям.

5. Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, преданности и любви к своей Родине.


Девиз урока: « Я знак бессмертия себе воздвигнул» ( М.В. Ломоносов).


Оформление: Портрет М.В. Ломоносова. Выставка книг о Ломоносове. Плакат с вы­сказыванием о Ломоносове: « Ломоносов был великий человек … Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

( А.С. Пушкин). Компьютер, мультимедийная презентация.

В игре участвуют две команды по 5-6 человек. Заранее оформляется класс: со­оружается игровое поле, представляющее собой круг, разделённый на секторы:

1) Семья Ломоносовых;

2) Образование М.В. Ломоносова;

3) Научные достижения М.В. Ломоносова;

4) Научные труды М.В. Ломоносова

5) Счастливый случай.

Если во время игры стрелка волчка укажет на сектор « Счастливый случай», то команда получает дополнительный балл. Перед началом игры ведущий разыгрывает право первого хода. Он задаёт обеим командам вопрос: Какой учёный произнёс эту фразу «Широко распространяет химия руки свои в дела человеческие», той команде, которая даёт правильный ответ, предстоит начать игру.

Ход урока:

Гейм первый. « Знакомство».

Капитан каждой команды выбирает категорию вопроса, запуская волчок на игровом поле. Таким образом, команда поочерёдно отвечает на задаваемые им вопросы ( по 3 каждой команде). На размышление даётся 20 секунд, после чего команда предлагает свою версию ответа. Если он верный, то команда получает 1 балл; если неверный, то заслушивается версии зрителей, за правильный ответ зрителю выдаётся жетон.

Сектор « Семья Ломоносовых»

1. Когда и где родился М. В. Ломоносов?

( 1711 г., деревня Денисовка Архангельской губернии).

2. Кем были родители М. В. Ломоносова?

( крестьяне-поморы)

3. Как называлось судно, на котором Ломоносов в детстве вместе с отцом занимался

рыбным промыслом?

( «Чайка»)

4. Кто научил юного Ломоносова грамоте?

( сельский дьячок)

5. Что называл М. В. Ломоносов «Вратами совей юности»?

«Грамматика» М. Смотрицкого и «Арифметика» Л. Магницкого)

6. Отец хотел, чтобы Михаил продолжил его дело и стал:

( промышленным человеком)

Сектор « Образование М. В. Ломоносова»

1. Куда отправился пешком для получения образования юный Ломоносов в 1730 г.?

( Москва)

2. За кого выдал себя М. В. Ломоносов при поступлении в Славяно-греко-латинскую

академию?

( за сына дворянина)

3. В каком году М. В. Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию?

(1731 г)

4. Какое жалование получал М. В. Ломоносов в числе лучших учеников

Славяно- греко-латинской академии для продолжения образования?

( Петербург)

5. В какое учебное заведение был зачислен М. В. Ломоносов, прибыв из Москвы

в Санкт – Петербург?

( Академический университет)

6. С какой целью был командирован М. В. Ломоносов в 1736 г. в Германию?

( для обучения химии и металлургии)

Сектор « Научные достижения М.В.Ломоносова»

  1. На какую должность назначается М. В. Ломоносов после возвращения

из Герма­нии в Петербург в 1742 г.?

( адъюнкт академии наук)

2. Какое научное звание присвоено М. В. Ломоносову в 1745 г.?

( профессор)

3. Членом каких зарубежных Академий наук был Ломоносов?

( Шведская и Болонская Академия наук)

4. В каком году проекту М. В. Ломоносова была построена первая в России

научно-исследовательская химическая лаборатория?

( 1748 г)

5. Что за фабрику построил в 1753 г. М. В. Ломоносов?

(фабрика по изготовлению стеклянных изделий и окрашенных стёкол)

6. В каком году по инициативе М. В. Ломоносова был организован Московский

уни­верситет, настоящий ныне его имя?

( 1755г.)

Сектор « Научные труды М.В. Ломоносова».

1. Назовите тему диссертации, которую защитил М. В. Ломоносов в 1745 гг.

( «О металлическом блеске»)

2. В каком году М. В. Ломоносов исследовал явления растворения металлов

в кисло­тах и солей в воде и установил различие механизма растворения в обоих

случаях?

(1749г.)

3. В каком году М. В. Ломоносов дал формулировку закона сохранения массы

ве­ществ. (1760 г.)

4. В каком труде в 1741 г. М. В. Ломоносов впервые представляет химию в виде

науки, объединяющей в себе задачи изучения химических явлений и химических

процессов.

( «Элементы металлической химии».)

5. В своём известном произведении М. В. Ломоносов показал, что теплота – это не

особая жидкость, как считалось ранее, а результат движения частиц («корпускул»),

кото­рое прекращается лишь при достижении «низшего градуса холода»

(так он называл тем­пературу абсолютного нуля).

Назовите этот труд М. В. Ломоносова, в каком году он был опубликован?

(«Размышления о причине теплоты и холода», 1744 г. )

6. В письме к Леонарду Эйлеру М. В. Ломоносов сформулировал важное открытии

дал ему образное сравнение: «Сколько часов я затрачиваю на сон, столько отнимаю

на бодрствование». Назовите открытие, сделанное Ломоносовым.

( закон сохранения массы веществ).[ 3]




Гейм второй. « Видеовопросы».

Командам по очереди (право первого ответа – проигрывающей команде) предлагают просмотреть на изображения на экране. Учащимся необходимо ответить на вопросы, на­ходящиеся на мультимедийных слайдах (1 – 4 ).

Гейм третий. «Ты - мне, я - тебе».

Каждый член команды задаёт представителю команды соперника, имеющему тот же номер в команде, что и игрок, задающий вопрос. На размышление- 20 секунд. В этом гейме зрители участия не принимают. Организаторы игры выбирают наиболее интерес­ный вопрос; игроку, задавшему его, вручают приз, а всей команде присуждают дополни­тельной балл. [ 2]

Гейм четвёртый. «Тёмная площадка».

Ведущий читает вопрос; если ни одной из команд нет версии ответа, то обращается к зрителям. Зрителю, набравшему большее число жетонов. Ведущий вручает приз.[2]

Вопросы расположены на слайдах 5 – 8 мултимедийной презентации.

Гейм « Дальше, дальше, дальше…»

Начинает проигрывающая пока команда. Ведущий в течение 1 минуты задает вопросы, требующие быстрого ответа. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Гейм сопровождается слайдами (мултимедийная презентация гейм « Дальше, дальше, дальше…», 1-6 слайды).

В конце урока подводятся итоги, выставляются оценки, объявляются и награждаются победители.

Список используемой литературы:

1.Астафуров В.И. М.В. Ломоносов: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение,1985.

2.Бочарова С.В. Нестандартные уроки химии. 10 класс. – Волгоград.: ИТД « Корифей», 2006.

3.Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера – 2-е изд. – М.: 5 за знаниями, 2007.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока "М.В. Ломоносов - великий сын русского народа"

Автор: Девяшина Наталья Алексеевна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140451

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока на тему "Истоки басенного творчества. Басни Крылова" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-istoki-basiennogho-tvorchiestva-basni-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "130783"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415987882"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства