Тема | Алюминий. Урок 14 |
Цель | выявление и оценка степени овладения системой знаний и комплексом навыков и умений об амфотерных элементах и их соединениях на примере алюминия, готовности учащихся успешно применять полученные знания на практике, позволяющие обеспечить обратную связь и оперативную корректировку учебного процесса; – развитие критического мышления, самостоятельности и способности к рефлексии, обеспечение системности учения; |
Этап урока Цели этапа | Содержание | Действия учителя | Действия учащихся |
1.Организационный момент. | Проверка готовности учащихся к уроку | Проверить наличие учебных принадлежностей | Рапорт дежурного |
2.Проверка домашнего задания Проверка усвоения предыдущей темы | Химические свойства щелочноземельных металлов. Карточки на химические свойства металлов (групповая Соединения щелочно-земельных металлов (опережающие инд. задания) | Подготовка к выполнению заданий по карточкам. Контроль знаний | Выполняют интерактивное задание«Распредели на две группы» (фронтально) Учащиеся самостоятельно выполняют задания на отдельном листе Учащиеся рассказывают об известняке, кальции, магнии |
3. Актуализация знаний. Создать интригующий момент | Вопрос: «О каком металле идет речь?» | Зажечь «Бенгальскую свечу» Красиво!? Зачем я зажгла свечу? Позже я повторю свой вопрос. Быль это или легенда - трудно сказать. Но лишь в XVI веке, т.е. спустя примерно полторы тысячи лет, в историю алюминия была вписана новая страница. Это сделал талантливый немецкий врач и естествоиспытатель, вошедший в историю под псевдонимом Парацельс. Исследуя различные вещества и минералы, в том числе квасцы, ученый установил, что они "есть соль некоторой квасцовой земли", в состав которой входит оксид неизвестного металла, впоследствии названный глиноземом. А у нас в России в XIX столетии алюминий называли «глиний»! Сейчас не Новый год, так почему я зажгла бенгальскую свечу? Записать в тетради число, классная работа, тема «Алюминий» | Учащийся рассказывает легенду "СЕРЕБРО" ИЗ ГЛИНЫ Древний историк Плиний Старший рассказывает об интересном событии, которое произошло почти два тысячелетия назад. Однажды к римскому императору Тиберию пришел незнакомец. В дар императору он преподнес изготовленную им чашу из блестящего, как серебро, но чрезвычайно легкого металла. Мастер поведал, что этот никому не известный металл он сумел получить из глинистой земли. Должно быть, чувство благодарности редко обременяло Тиберия, да и правителем он был недальновидным. Боясь, что новый металл с его прекрасными свойствами обесценит хранившиеся в казне золото и серебро, он приказал чашу уничтожить, изобретателю отрубить голову, а его мастерскую разрушить, чтобы никому не повадно было впредь заниматься производством "опасного" металла. Ответ учащихся: «Бенгальская свеча изготовлена из алюминия» |
4.Изучение нового материала Изучить строение атома алюминия, его валентные возможности | Положение алюминия в ПСХЭ Д.И.Менделеева, строение атома, валентные возможности | Дает задание по группам: По положению алюминия в ПСХЭ определите пропущенные слова в тексте, который имеется у вас на столах: Порядковый номер алюминия — _______. Алюминий — элемент __________группы, __________ подгруппы Заряд ядра атома алюминия равен ______ В ядре атома алюминия __________протонов. В ядре атома алюминия _________нейтронов. В атоме алюминия ________ электронов. Атом алюминия имеет _________энергетических уровня. На внешнем уровне в атоме алюминия _________ электронов. Степень окисления атома алюминия в соединениях равна ________. | 1).Класс вписывает пропущенные слова Выслушивают ответы, делают записи в тетрадях |
| Робота с учебником §13, стр.68 прочитать второй абзац снизу | Алюминий находится в начале ряда напряжений сразу после щелочных и щелочноземельных металлов. Поэтому он должен проявлять высокую химическую активность. Но алюминий применяется в быту, из него изготавливают бытовые изделия. Известно, что ни кислород, ни вода на него не действуют (учитель опускает алюминиевую пластину в стакан с водой). В результате противоречий между знаниями и жизненными наблюдениями создается такая ситуация: · Почему алюминий, стоящий в начале ряда напряжений проявляет пассивность? · Почему в алюминиевой кастрюле можно сварить суп? Потому что поверхность алюминия покрывается очень прочной тонкой оксидной пленкой, которая защищает металл от воздействия воздуха и воды. | Текст читают учащиеся, отмечают карандашом физические свойства Учащиеся находят Al в Электрохимическом ряду напряжения металлов
Просмотр видеофрагмента |
5.Физпауза -
| Электронная физкультминутка | | |
| Алюминий, его химические свойства | А теперь давайте изучим химические свойства алюминия. Вспоминаем с какими веществами реагируют металлы. Проверим, так ли это. Одну реакцию я вам показала в начале урока. Что же это было? С чем так красиво взаимодействовал алюминий при нагревании? Запишем уравнение реакции, расставим коэффициенты. С какими неметаллами еще будет взаимодействовать алюминий? Давайте посмотрим как реагирует алюминий с бромом. Так как бром – ядовит, я предлагаю посмотреть видео опыт. Al взаимодействует со сложными веществами: Запомните, что в обычных условиях оксидная пленка защищает Al от коррозии. С растворами кислот.Al будет вытеснять водород, т.к. в ряду напряжения металлов он стоит правее водорода Как вы думаете, будет ли протекать следующая реакция: записать на доске Al + Fe3O4 Самостоятельно запишите уравнения Al + Na2O Al + ZnO проверяет понимание, организуя фронтально работу с интерактивным заданием | 1).Наблюдают демонстрационные опыты, просматривают видеофрагменты проведения опытов, записывают соответствующие уравнения химических реакций Смотрят в опорную таблицу «Химические свойства металлов» С неметаллами С кислородом, записывают уравнение на доске и в тетради: 4Al + 3O2 = 2Al2O3 С галогенами Просмотр видео опыта С бромом Записывают уравнение на доске и в тетради: 2Al + 3Br2 = 2AlBr3 Самостоятельно записывают уравнения 1 вариант с I ,2 вариант с Cl Просмотр видео опыта C водой (удалить с поверхности металла оксидную пленку) Записывают уравнение на доске и в тетради: 2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2↑ Записывают уравнение на доске и в тетради: 2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2↑ Разб. Самостоятельно записывают уравнения 1 вариант с HCl,2 вариант с HNO3 Данная реакция будет протекать, т.к. Al в электрохимическом ряду напряжений стоит правее железа, т.е. он будет вытеснен Al из оксида. Записывают уравнение на доске и в тетради: 8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe По электрохимическому ряду напряжений металлов находят, что Naнаходится левее Al, значит реакция не пойдет: Al + Na2O≠ 2Al + 3ZnO = Al2O3 + 3Zn 2). Повторяют химические свойства Al, условия протекания реакций (фронтально) |
| Области применения алюминия и его соединений. | На основе таких физических свойств, как легкость, пластичность, проводимость тепла и электрического тока, а также химических особенностей, алюминий нашел широкое применение в нашей жизни. Выполнить интерактивное задание «Найди пару» | Рассматривают иллюстрацию Выполняют интерактивное задание (фронтально) |
6.Закрепление материала | | Инструктирует учащихся по порядку выполнения задания | Выполняют интерактивное задание (фронтально) |
7.Задание на дом: | Индивид. задания по §13, | | Записывают домашнее задание |