kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Сероводород. Сульфиды"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Сероводород. Сульфиды" по химии в 9 классе. Глава IV КИСЛОРОД И СЕРА. По учебнику Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман   Химия 9 класс. - М.: Просвещение, 2014. В конспекте представлены тема, цель, тип урока. Приведены варианты карточек для учащихся, для закрепления пройденного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Сероводород. Сульфиды" »

Тема: Сероводород. Сульфиды.

Цель: изучить состав, свойства, физиологическое воздействие сероводорода и сульфидов, рассказать о противоядии при отравлении сероводородом.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

(2 мин.)

Приветствую учащихся, определяю готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2.

Проверка домашнего задания (5 мин)

1) Вызываю 4-х учащихся для выполнения упражнения 2 на ст. 67 у доски.

2) С остальными учащимися провожу беседу по вопросам:

- Перечислите области применения серы. На основе каких свойств возможно такое применение серы? (Применяют серу как изоляционный материал, в фармакологии, при производстве топлива)

- Как взаимодействует сера с металлами? Как называются соединения серы с металлами? (Соединения серы с металлами называются сульфидами. При нагревании сера реагирует со многими металлами.)

- Как взаимодействует сера с неметаллами. Как называются соединения серы с водородом? (Сера реагирует со многими неметаллами. Соединения серы с водородом называется сероводородом.)

- В каких случаях сера выступает как окислитель, а в каких как восстановитель? (С водородом сера - окислитель, с кислородом и фтором - восстановитель)

Вызванные учащиеся выполняют задания у доски.

Отвечают на вопросы.

3.

Целеполагание и планирование деятельности (3 мин.)

Задаю наводящие вопросы классу:

- При взаимодействии серы с водородом, что образуется? (Сероводород)

– Что такое сероводород? (Газ с неприятным запахом – тухлых яиц)

- Способен ли он растворяться в воде? Если да то, что образуется при этом? (Способен, образуется сероводородная кислота)

Вот о том, что из себя представляет сероводород и сероводородная кислота мы сегодня и поговорим. Дополняю тему урока целью.


Отвечают на вопросы. Выдвигают свои предположения. Записывают тему урока в тетрадь.

4

Изучение нового материала

(25 мин.)

Рассказ учителя (по ходу рассказа задаю вопросы)

Сероводород Н2S. Как его еще можно назвать? – диводородсульфид, часто встречается в природе. Содержится в так называемых серных минеральных водах. Это бесцветный газ с неприятным запахом.

- Как он образуется в природе? (Образуется при гниении растительных и особенно животных останков под действием микроорганизмов.) Некоторые фотосинтезирующие бактерии, например зеленые сернистые бактерии, вместо кислорода выделяют элементную серу – продукт окисления Н2S.

Сероводород – весьма токсичное вещество, так как является ингибитором фермента цитохромоксидазы – переносчика электронов в дыхательной цепи.

- Что значит ингибитор? (Вещество, замедляющее реакцию)

- То есть, что именно он будет делать в организме? (Он блокирует перенос электронов с цитохромоксидазы на кислород.) При отравлении сероводородом противоядием служит вдыхание свежего воздуха или кислорода с примесью хлора. Однако в малых количествах полезен: при некоторых заболеваниях в медицине используют сероводородные ванны.

Слушают рассказ, отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения.

Получение.

Сероводород легко можно получить в лабораторных условиях. Прошу найти способ в тексте учебника и дать ему характеристику.

FeS + H2SO4 = FeSO4 + H2S

Реакцию проводят в аппарате Киппа


Работают с учебником, записывают уравнение в тетрадь, анализируют его.

Химические свойства.

Н2S является сильным восстановителем. Например, при долгом стоянии на воздухе сероводородная вода мутнеет, что объясняется взаимодействием Н2S с кислородом воздуха, при этом выделяется элементная сера. Тоже самое можно наблюдать при горении сероводорода.

Прошу изучить и проанализировать «Химические свойства сероводорода» на странице 68.

- Обладает свойства окислителя:

1) При избытки кислорода

2H2S-2 + 3O2 = 2H2O + 2S+4O2

2) При недостатке кислорода

2H2S-2 + O2 = 2H2O + 2S0

- Обладает свойствами восстановителя:

H2S-2 + Br2 = 2HBr-1 + S0


Работают с учебником. Анализируют уравнения реакций и записывают их к себе в тетрадь.

Сероводородная кислота.

Водный раствор сероводорода проявляет свойства слабой кислоты.

Прошу дать характеристику Н2S – сероводородной кислоте:

- кислота двухосновная

- диссоциирует ступенчато

- образует два типа солей (кислые - гидросульфиды и средние - сульфиды)




Характеризуют кислоту, записывают в тетрадь



Работа с учебником

- Прошу найти в таблице растворимости сульфиды и дать им характеристику. (В воде растворимы сульфиды только щелочных, щелочноземельных металлов и аммония, остальные не растворимы.)

Вызываю сильного ученика к доске и прошу составить формулы некоторых солей: гидросульфида натрия NaHS, сульфида натрия Na2S, гидросульфида барияBa(HS)2


Работают с учебником, анализируют таблицу.



Записывает уравнения солей на доске. Остальные учащиеся записывают к себе в тетрадь.

Лабораторный опыт.

Сообщаю, что многие сульфиды обладают характерной окраской и прошу провести лабораторный опыт на странице 69.

Качественная реакция на сульфид ионы.

В пробирку с раствором сульфида натрия добавьте несколько капель нитрата меди (II) или нитрата свинца (II).

  • Отметьте признаки проведенной химической реакции.

  • Составьте молекулярное, ионное и сокращенное ионное уравнение реакции.


Проводят лабораторный опыт в парах, делают вывод, записывают в тетрадь уравнения реакции

Соли сероводородной кислоты и ее соли:

Сульфиды соль слабой кислоты. О чем это говорит? (Сульфиды подвергаются гидролизу). Гидролиз сульфидов многозарядных катионов металлов (Al3+, Cr3+ и др.) часто доходит до конца, он практически необратим.

Сероводородная кислота проявляет все общие свойства кислот.

Какие именно? Кислота взаимодействует с:

- с основаниями

- основными и амфотерными оксидами

- металлами

- солями


Отвечают на вопросы. Записывают в тетрадь взаимодействие кислоты с веществами.

5

Первичное закрепление изученного (5 мин.)

Провожу дифференцируемую работу по карточкам.


Работают с карточками на местах.

6

Подведение итогов. Рефлексия (3 мин.)

Создаю условия для заключительной рефлексии:

- Что узнали нового для себя?

- Остались ли вопросы, на которые вы хотите получить ответ?

- Понравился урок или нет?

Рефлексируют свои знания,

высказывают свои предложения, выставляют оценки в дневник.

7

Домашнее задание (2 мин.)

- параграф 19;

- составить уравнения реакций, характеризующих свойства сероводородной кислоты;

- для сильных учеников составить уравнение гидролиза сульфида меди (II).

Записывают задание в дневник







Карточка № 1

Осуществите превращения:

а) S0 → Li2S

б) S+4 → S+6

в) H2S → K2S

Карточка № 2

Осуществите превращения:

а) S0 → CaS

б) S0 → S+4

в) H2S → Na2S

Карточка № 3

Не прибегая к расчетам, ответьте, в каком из соединений – Na2SO4 или Na2SO3 – массовая доля серы выше. Рассчитайте долю серы в сульфате натрия.

Карточка № 4

Не прибегая к расчетам, ответьте, в каком из соединений – К2SO4 или К2SO3 – массовая доля серы выше. Рассчитайте долю серы в сульфате калия.

Карточка № 5

Осуществите цепочку превращений

Zn → ZnS → H2S

Карточка № 6

Осуществите цепочку превращений

CuS → H2S → SO2






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Сероводород. Сульфиды"

Автор: Яхнова Светлана Геннадьевна

Дата: 30.10.2015

Номер свидетельства: 245753

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Конспект урока на тему "Сера""
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt_uroka_na_tiemu_siera"
    ["file_id"] => string(6) "383114"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485241769"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по теме:"Сера и её соединения" "
    ["seo_title"] => string(52) "konspiekt-uroka-po-tiemie-siera-i-ieio-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "159299"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421866209"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока на тему "Итоговая контрольная работа по химии 9 класс""
    ["seo_title"] => string(69) "konspekt_uroka_na_temu_itogovaia_kontrolnaia_rabota_po_khimii_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "474294"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1529994340"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Сера и его соединения "
    ["seo_title"] => string(27) "siera-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "208596"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430845297"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства