Урок семинар по теме: Соединения серы и их свойства»
Цель: повторить и обобщить знания по теме, систематизировать знания о соединениях серы.
Оборудование и реактивы: периодическая система химических элементов, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, интерактивная доска, растворы гидроксида натрия, серной кислоты, карбоната натрия, сульфата натрия, соли бария, вода, штатив с пробирками.
Структура урока.
I.Организационный момент - 1-2 мин.
II.Актуализация опорных знаний -7-8 мин.
III.Обобщение и систематизация знаний -30 мин.
IV. Домашнее задание -1-2 мин.
V.Подведение итогов урока -3 мин.
Ход урока.
I.Приветствие и проверка отсутствующих.
II.Проверка домашнего задания: у доски 3 ученика выполняют д/з, а весь класс химический диктант на листочках с копиркой (один листок после выполнения собирает дежурный, а второй остаётся у ученика для самопроверки)
Все задания во время урока проецируются на интерактивной доске.
Химический диктант (0,5 балла за правильный ответ)
I вариант II вариант III вариант
•серная кислота сульфит натрия сернистая кислота
•сульфат кальция сероводород сульфит магния
•сульфид меди (II) сульфат алюминия гидросульфат калия
•железный купорос сульфид свинца медный купорос
•гидросульфит натрия гидросульфид калия сульфат цинка
•сульфит цинка сульфат железа (III) сульфид калия
•
III. 1. Заполнить таблицу. 4 ученика по очереди выполняют задание на интерактивной доске.
Соединение серы : сероводород, сера, оксид серы(IV), оксид серы (VI), серная кислота
Степень окисления
Окислительно-восстановительные свойства
Уравнения реакций, подтверждающие свойства соединений.
2 . Свойства серы и её соединений
Какими физическими свойствами обладают соединения серы:
H2 S, S, SO2, SO3, H2SO4 ?
Какими специфическими свойствами обладает H2SO4 ?
Допишите уравнения химических реакций:
1). H2SO4 + Zn = Zn SO4+ +
2). H2SO4 + Ag = + + H2 O
Из перечисленных веществ выберите вещества и напишите 3 способа получения сульфата меди (II):
CuO, SO3 , H2SO4, Cu, H2O, Cu (NO3)2, Cu (OH)2, HCl
Напишите уравнение реакции, при помощи которых можно осуществить превращение:
IВ S → SO2 → SO3 → H2SO4 →Ва SO4
IIВ S → H2 S → Na2 S → PbS → SO2
IIIВ S → H2 S → S → SO2→K2 SO3
3. Решение экспериментальных задач
1 ученик. Даны 3 пробирки с прозрачными бесцветными растворами: щелочь, серная кислота, вода. Как определить, какое вещество находиться в каждой из пробирок? Как доказать, что в одной из пробирок серная кислота?
2 ученик. В двух пробирках находиться прозрачные бесцветные растворы карбоната натрия и сульфата натрия. Как распознать соли? Составить соответствующие уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
4. Решение задач
(самостоятельная работа)
1 вариант. Цинк массой 32,5г взаимодействует с серой массой 24г. Какая масса сульфида цинка образуется? Какое вещество в избытке? Определите маccу. Ответ: 48,5г, 8г избытка
2 вариант. Найдите массу сероводорода, который образуется при взаимодействии 16г серы с 5,6л (н.у.) водорода. Ответ: 8,5г
3 вариант. Сероводород объемом 5,6л сожгли в 11,2л кислорода. Какие продукты образуется? Найдите массы продуктов. Объемы газов измерены при одинаковых условиях. Ответ: 16г, 4,5г
IV. Домашнее задание:
С какими из веществ будет реагировать разбавленная серная кислота: Ag, S, Mg, СO2, SO2, NaOH, CuO. Напишите уравнения возможных реакций, а реакции обмена записать в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.