kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сера и его соединения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить учащихся с несколькими видами простых веществ, образующихся из серы, и дать представление о явлении аллотропии. Ознакомить учащихся со свойствами водородного соединения серы и его солями, рассказать о свойствах сероводорода; раскрыть сущность характерных для сульфидов реакций. Дать представление о химических свойствах, получении, значении и применении оксидов серы.

Задачи урока:

Образовательная: обобщить знания учащихся по теме; проверить степень усвоения материала. Стимулировать познавательную деятельность у учащихся.

Воспитательная: 1. Развитие стойкого позитивного интереса у учащихся к химии через ее значимость в нашей жизни, к осмысленному обобщению знаний. 2. Воспитание личностных качеств: уверенности в себе, умение работать самостоятельно и в группе, верно, оценивать свои возможности, стремление к высокому качеству труда.

Развивающая: Развитие аналитико – синтезирующего мышления: формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, оценивать работу свою и других, умение участвовать в общем диалоге и коммуникативных навыков.

Тип урока: изучение новой темы

Методы урока: словесный, наглядный, составление опорного конспекта

Образовательные технологии:

  • информационно-коммуникативные технологии
  • технология развития критического мышления
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сера и его соединения »



Сера и ее соединения. Химия 9 класс. Учитель: Кальнова Светлана Сергеевна

Цель урока: Познакомить учащихся с несколькими видами простых веществ, образующихся из серы, и дать представление о явлении аллотропии. Ознакомить учащихся со свойствами водородного соединения серы и его солями, рассказать о свойствах сероводорода; раскрыть сущность характерных для сульфидов реакций. Дать представление о химических свойствах, получении, значении и применении оксидов серы.

Задачи урока:

Образовательная: обобщить знания учащихся по теме; проверить степень усвоения материала. Стимулировать познавательную деятельность у учащихся.

Воспитательная: 1. Развитие стойкого позитивного интереса у учащихся к химии через ее значимость в нашей жизни, к осмысленному обобщению знаний. 2. Воспитание личностных качеств: уверенности в себе, умение работать самостоятельно и в группе, верно, оценивать свои возможности, стремление к высокому качеству труда.

Развивающая: Развитие аналитико – синтезирующего мышления: формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, оценивать работу свою и других, умение участвовать в общем диалоге и коммуникативных навыков.

Тип урока: изучение новой темы

Методы урока: словесный, наглядный, составление опорного конспекта

Образовательные технологии:

  • информационно-коммуникативные технологии

  • технология развития критического мышления


Технические средства обучения:

- ПК, экран.

ЭОР

http://kopilkaurokov.ru/himiya/uroki/

http://videouroki.net/





ЗУНы

Знать:

  • особенности строения атомов металлов и неметаллов;

  • химические свойства простых веществ.

Уметь:

  • давать характеристику элемента на основе его положения в периодической системе;

  • составлять электронные формулы химических элементов и предполагать их степени окисления на основе строения;

  • записывать уравнения химических реакций.

Навыки:

  • Работа с учебником и учебной литературой по осмыслению и усвоению новых знаний под его руководством учителя.

Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы изучим серу и ее соединения (слайд 1). Цель нашего урока: познакомиться с простыми веществами, образуемые серой, а так же его соединений. Дать представление об их химических свойствах и применении (слайд 2). Я предлагаю вам познакомиться с планом, по которому мы познакомимся с новым материалом (слайд 3).

  2. Знакомство с планом

  1. Положение серы в периодической системе

  2. Особенности электронного строения

  3. Аллотропные видоизменения серы.

  4. Физические свойства

  5. Химические свойства

  6. Сера в природе

  7. Применение серы

  8. Важнейшие соединения серы

Предлагаю подготовить первые два вопроса учащимся. На основе знаний полученных из предыдущих уроков двое учащихся работают с карточками, где составлен алгоритм ответа (Приложение). Тем временем с остальными учащимися проводится экспресс – опрос.

  1. Опрос домашнего задания: экспресс-опрос (слайд 4, 5).

  1. Какое строение имеет кислород? /молекулярное/

  2. Какова степень окисления в соединениях?/ -2, реже +1, +2

  3. Когда и кем открыт был кислород? /Первые упоминания о кислороде датируются 8 в., открытие зафиксировано в 18 в. К. Шееле и Дж. Пристли/

  4. Назовите основные физические свойства кислорода. /Газ, БЦ, БВ, БЗ,? = 1, 43 г/л; tпл=-218, 7°; tкип=-183°/

  5. Как получают кислород в промышленности и в лаборатории? /Из жидкого воздуха (методом фракционной дистилляции), электролитическим разложением воды/

  6. Какие аллотропные модификации кислорода вам известны? /Кислород - О2 и озон - О3/.

  7. Какова роль озонового слоя для жизни на Земле? /Защита от космического ультрафиолетового излучения/.

  8. Где применяется кислород? /В металлургии, химической промышленности, медицине, в авиации, в ракетно-космической технике, при сварке и резке металлов, и т. д. /.

  1. Изучение новой темы:

Эпиграфом к уроку служат такие строки: (слайд 6)

Немало сера знаменита,

И в древности ее Гомер воспел,

С ней много тысяч лет прожито,

И человек в ней пользу разглядел.



  1. Ответ учащегося, работающего над вопросом «Положение серы в периодической системе» (работа с ПСХЭ)

Химический символ – S. Сера находится в VI А группе, в третьем периоде.

Порядковый номер – 16, относительная атомная масса 32. Формула высшего оксида – RO3, а летучего водородного соединения – H2R.

Cера является типичным неметаллом, т.к. на последнем энергетическом уровне у нее находится 6 электронов. До полного завершения ей не хватает 2, поэтому ей энергетически выгоднее взять эти электроны, чем отдать свои 6 электронов.

Соседним элементом в группе является кислород. Сера по отношению к кислороду проявляет меньшие неметаллические свойства. Т.к. в группах сверху вниз увеличивается радиус, поэтому возрастают металлические свойства. Соседним элементом в периоде является хлор. Сера по отношению к хлору проявляет меньшие неметаллические свойства. Т.к. в периодах с лева направо увеличивается число электронов на последнем энергетическом уровне, поэтому радиус уменьшается.

  1. Ответ учащегося, работающего над вопросом «Особенности электронного строения».

Электронная формула строения атома – 1s22s22p63s23p4 3d0. (работа с доской)

+ 16 )))

2 4 6

Аллотропные видоизменения серы (слайд 7).

Существует три аллотропные модификации серы: ромбическая, моноклинная и пластическая. Ромбическая и моноклинная модификации построены из циклических молекул S8, размещенных по узлам ромбической и моноклинной решеток. В ромбической сере наименьший элементарный объем имеет форму прямоугольного параллелепипеда, а в случае моноклинной серы элементарный объем выделяется в виде скошенного параллелепипеда и имеет форму короны. Пластическая модификация серы образована спиральными цепями из атомов серы с левой и правой осями вращения. Эти цепочки скручены и вытянуты в одном направлении.

Физические свойства (слайд 8) Сера - твердое кристаллическое вещество желтого цвета. Плохо проводит теплоту и не проводит электрический ток. Кусочки серы тонут в воде – ее плотность близка к 2, а порошок серы всплывает, так как не смачивается водой. При t= 112,8 C сера плавится, превращаясь в легкоподвижную жидкость желтого цвета. При дальнейшем нагревании она темнеет и густеет. При t= 444,6 C она закипает.

Химические свойства (слайд 9) Сера реагирует со щелочными металлами без нагревания:

2Na + SNa2S

c остальными металлами (кроме Au, Pt) - при повышенной t:

2Al + 3S –t Al2S3

Zn + S –tZnS

При нагревании сера реагирует с неметаллами:

H2 + S  H2S

2P + 3S  P2S3

C + 2S  CS2

При сжигании сера на воздухе или в кислороде образуется оксид серы (IV) – газ с резким запахом:

О2 + SSO2

Сера в природе (слайд 10)

халькопирит CuFeS2 Белки Мирабилит MgSO4 · 7H2O

пирит FeS2 Горькая соль CaSO4 · 2H2O

галенит PbS Глауберова соль Na2SO4 · 10H2O

киноварь HgS Гипс СаSO4.2H2O

самородная сера S



Применение серы (слайд 11)

  1. В борьбе с вредителями и заболеваниями растений

  2. Для вулканизации каучука

  3. В производстве спичек

  4. В производстве серной кислоты

  5. В производстве сероуглерода

  6. В медицине для приготовления мазей.





Важнейшие соединения серы (слайд 12)

Предлагается рассмотреть такие соединения как сероводород, оксид серы (IV) и оксид серы (VI). Самостоятельная работа с текстом учебника и заполнение таблицы по вариантам I - сероводород, II - оксид серы (IV), III - оксид серы (VI). На выполнение этой работы отводится 5 минут и затем один уз учащихся каждого варианта зачитывает свою работу, которую сверяют по таблице (слайд 13).

  1. Закрепление изученного материала: (слайд 14)

Предлагается учащимся в своих тетрадях выполнить цепочку превращений и затем проверить правильность выполнения со слайдом (слайд 15)

S → SO2 → SO3 → H2SO4 → CaSO4

S + O2 = SO2

2SO2 + O2 = 2SO3

SO3 + H2O = H2SO4

H2SO4 + Ca (OH)2 = CaSO4 + 2H2O


  1. Домашнее задание (слайд 16)

§22 – 23 , вопрос 3 на стр. 134

























ПРИЛОЖЕНИЕ

Положение серы в периодической системе (алгоритм ответа)

  1. Химический знак серы.

  2. Положение в периодической системе (группа, подгруппа, период, порядковый номер, относительная атомная масса).

  3. Формулы высшего оксида и летучего водородного соединения.

  4. Чем является (металлом или неметаллом) и почему.

  5. Сравнить его свойства с соседними элементами (в группе и периоде).

Особенности электронного строения (алгоритм ответа)

Составить:

  1. Электронную формулу серы

  2. Графическое изображение

  3. Схему энергетических уровней с электронами на них

  4. Предположить степени окисления в соединениях у серы.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Сера и его соединения

Автор: Кальнова Светлана Сергеевна

Дата: 05.05.2015

Номер свидетельства: 208596

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по теме "Кремний и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kriemnii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224497"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438868377"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Железо и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(33) "zhieliezo-i-iegho-soiedinieniia-2"
    ["file_id"] => string(6) "218227"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433713836"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Презентация  к уроку химии "Кремний и его соединения", 9 класс "
    ["seo_title"] => string(69) "priezientatsiia-k-uroku-khimii-kriemnii-i-iegho-soiedinieniia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225935"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1439983712"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока химии "Алюминий и его соединения" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-khimii-aliuminii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "172679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423845426"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Алюминий и его соединения. Урок химии."
    ["seo_title"] => string(43) "aliuminii-i-iegho-soiedinieniia-urok-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "286497"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454344525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства