Цель урока: Познакомить учащихся с несколькими видами простых веществ, образующихся из серы, и дать представление о явлении аллотропии. Ознакомить учащихся со свойствами водородного соединения серы и его солями, рассказать о свойствах сероводорода; раскрыть сущность характерных для сульфидов реакций. Дать представление о химических свойствах, получении, значении и применении оксидов серы.
Задачи урока:
Образовательная: обобщить знания учащихся по теме; проверить степень усвоения материала. Стимулировать познавательную деятельность у учащихся.
Воспитательная: 1. Развитие стойкого позитивного интереса у учащихся к химии через ее значимость в нашей жизни, к осмысленному обобщению знаний. 2. Воспитание личностных качеств: уверенности в себе, умение работать самостоятельно и в группе, верно, оценивать свои возможности, стремление к высокому качеству труда.
Развивающая: Развитие аналитико – синтезирующего мышления: формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, оценивать работу свою и других, умение участвовать в общем диалоге и коммуникативных навыков.
Тип урока: изучение новой темы
Методы урока: словесный, наглядный, составление опорного конспекта
Образовательные технологии:
информационно-коммуникативные технологии
технология развития критического мышления
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сера и его соединения »
Сера и ее соединения.Химия 9 класс. Учитель: Кальнова Светлана Сергеевна
Цель урока: Познакомить учащихся с несколькими видами простых веществ, образующихся из серы, и дать представление о явлении аллотропии. Ознакомить учащихся со свойствами водородного соединения серы и его солями, рассказать о свойствах сероводорода; раскрыть сущность характерных для сульфидов реакций. Дать представление о химических свойствах, получении, значении и применении оксидов серы.
Задачи урока:
Образовательная: обобщить знания учащихся по теме; проверить степень усвоения материала. Стимулировать познавательную деятельность у учащихся.
Воспитательная:1. Развитие стойкого позитивного интереса у учащихся к химии через ее значимость в нашей жизни, к осмысленному обобщению знаний. 2. Воспитание личностных качеств: уверенности в себе, умение работать самостоятельно и в группе, верно, оценивать свои возможности, стремление к высокому качеству труда.
Развивающая: Развитие аналитико – синтезирующего мышления: формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи, оценивать работу свою и других, умение участвовать в общем диалоге и коммуникативных навыков.
Тип урока: изучение новой темы
Методы урока: словесный, наглядный, составление опорного конспекта
Образовательные технологии:
информационно-коммуникативные технологии
технология развития критического мышления
Технические средства обучения:
- ПК, экран.
ЭОР
http://kopilkaurokov.ru/himiya/uroki/
http://videouroki.net/
ЗУНы
Знать:
особенности строения атомов металлов и неметаллов;
химические свойства простых веществ.
Уметь:
давать характеристику элемента на основе его положения в периодической системе;
составлять электронные формулы химических элементов и предполагать их степени окисления на основе строения;
записывать уравнения химических реакций.
Навыки:
Работа с учебником и учебной литературой по осмыслению и усвоению новых знанийпод его руководством учителя.
Ход урока
Организационный момент.Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке мы изучим серу и ее соединения (слайд 1). Цель нашего урока: познакомиться с простыми веществами, образуемые серой, а так же его соединений. Дать представление об их химических свойствах и применении (слайд 2). Я предлагаю вам познакомиться с планом, по которому мы познакомимся с новым материалом (слайд 3).
Знакомство с планом
Положение серы в периодической системе
Особенности электронного строения
Аллотропные видоизменения серы.
Физические свойства
Химические свойства
Сера в природе
Применение серы
Важнейшие соединения серы
Предлагаю подготовить первые два вопроса учащимся. На основе знаний полученных из предыдущих уроков двое учащихся работают с карточками, где составлен алгоритм ответа (Приложение). Тем временем с остальными учащимися проводится экспресс – опрос.
Какова роль озонового слоя для жизни на Земле? /Защита от космического ультрафиолетового излучения/.
Где применяется кислород? /В металлургии, химической промышленности, медицине, в авиации, в ракетно-космической технике, при сварке и резке металлов, и т. д. /.
Изучение новой темы:
Эпиграфом к уроку служат такие строки: (слайд 6)
Немало сера знаменита,
И в древности ее Гомер воспел,
С ней много тысяч лет прожито,
И человек в ней пользу разглядел.
Ответ учащегося, работающего над вопросом «Положение серы в периодической системе» (работа с ПСХЭ)
Химический символ – S. Сера находится в VI А группе, в третьем периоде.
Порядковый номер – 16, относительная атомная масса 32. Формула высшего оксида – RO3, а летучего водородного соединения – H2R.
Cера является типичным неметаллом, т.к. на последнем энергетическом уровне у нее находится 6 электронов. До полного завершения ей не хватает 2, поэтому ей энергетически выгоднее взять эти электроны, чем отдать свои 6 электронов.
Соседним элементом в группе является кислород. Сера по отношению к кислороду проявляет меньшие неметаллические свойства. Т.к. в группах сверху вниз увеличивается радиус, поэтому возрастают металлические свойства. Соседним элементом в периоде является хлор. Сера по отношению к хлору проявляет меньшие неметаллические свойства. Т.к. в периодах с лева направо увеличивается число электронов на последнем энергетическом уровне, поэтому радиус уменьшается.
Ответ учащегося, работающего над вопросом «Особенности электронного строения».
Электронная формула строения атома – 1s22s22p63s23p4 3d0. (работа с доской)
+ 16 )))
2 4 6
Аллотропные видоизменения серы (слайд 7).
Существует три аллотропные модификации серы: ромбическая, моноклинная и пластическая. Ромбическая и моноклинная модификации построены из циклических молекул S8, размещенных по узлам ромбической и моноклинной решеток. В ромбической сере наименьший элементарный объем имеет форму прямоугольного параллелепипеда, а в случае моноклинной серы элементарный объем выделяется в виде скошенного параллелепипеда и имеет форму короны. Пластическая модификация серы образована спиральными цепями из атомов серы с левой и правой осями вращения. Эти цепочки скручены и вытянуты в одном направлении.
Физические свойства (слайд 8)Сера - твердое кристаллическое вещество желтого цвета. Плохо проводит теплоту и не проводит электрический ток. Кусочки серы тонут в воде – ее плотность близка к 2, а порошок серы всплывает, так как не смачивается водой. При t= 112,8 C сера плавится, превращаясь в легкоподвижную жидкость желтого цвета. При дальнейшем нагревании она темнеет и густеет. При t= 444,6 C она закипает.
Химические свойства (слайд 9)Сера реагирует со щелочными металлами без нагревания:
2Na + SNa2S
c остальными металлами (кроме Au, Pt) - при повышенной t:
2Al + 3S –t Al2S3
Zn + S –tZnS
При нагревании сера реагирует с неметаллами:
H2 + S H2S
2P + 3S P2S3
C + 2S CS2
При сжигании сера на воздухе или в кислороде образуется оксид серы (IV) – газ с резким запахом:
О2 + SSO2
Сера в природе(слайд 10)
халькопирит CuFeS2Белки Мирабилит MgSO4 · 7H2O
пирит FeS2Горькая соль CaSO4 · 2H2O
галенит PbS Глауберова соль Na2SO4 · 10H2O
киноварь HgS Гипс СаSO4.2H2O
самородная сера S
Применение серы (слайд 11)
В борьбе с вредителями и заболеваниями растений
Для вулканизации каучука
В производстве спичек
В производстве серной кислоты
В производстве сероуглерода
В медицине для приготовления мазей.
Важнейшие соединения серы (слайд 12)
Предлагается рассмотреть такие соединения как сероводород, оксид серы (IV) и оксид серы (VI). Самостоятельная работа с текстом учебника и заполнение таблицы по вариантам I - сероводород, II - оксид серы (IV), III - оксид серы (VI). На выполнение этой работы отводится 5 минут и затем один уз учащихся каждого варианта зачитывает свою работу, которую сверяют по таблице (слайд 13).
Закрепление изученного материала: (слайд 14)
Предлагается учащимся в своих тетрадях выполнить цепочку превращений и затем проверить правильность выполнения со слайдом (слайд 15)
S → SO2 → SO3 → H2SO4 → CaSO4
S + O2 = SO2
2SO2 + O2 = 2SO3
SO3 + H2O = H2SO4
H2SO4 + Ca (OH)2 = CaSO4 + 2H2O
Домашнее задание(слайд 16)
§22 – 23 , вопрос 3 на стр. 134
ПРИЛОЖЕНИЕ
Положение серы в периодической системе (алгоритм ответа)
Химический знак серы.
Положение в периодической системе (группа, подгруппа, период, порядковый номер, относительная атомная масса).
Формулы высшего оксида и летучего водородного соединения.
Чем является (металлом или неметаллом) и почему.
Сравнить его свойства с соседними элементами (в группе и периоде).
Особенности электронного строения (алгоритм ответа)
Составить:
Электронную формулу серы
Графическое изображение
Схему энергетических уровней с электронами на них
Предположить степени окисления в соединениях у серы.