Урок по теме “Мир металлов».
Тип урока: вводный
Цели:
- Образовательная: Дать общее представление о металлах. Создать условия способствующие восприятию материала темы, конкретизации имеющихся знаний о нахождении металлов в природе, положения их в периодической системе и особенностях строения их атомов, а также осознанного понимания биологической роли металлов в жизнедеятельности человека.
- Развивающая: Способствовать на уроке развитию умений: анализировать, сравнивать, логически мыслить, обоснованно высказывать свою точку зрения, а также формированию навыков работы с различными информационными источниками: таблицами, схемами, опорными конспектами.
- Воспитательная: Обеспечить условия для формирования коммуникативных способностей: умений слушать и слышать своих товарищей; волевых качеств – ответственности, толерантности.
Оборудование:
- коллекции металлов,
- периодическая таблица химических элементов Д.И. Менделеева,
- макет торса человека,
- карточки с символами металлов,
- физическая карта Якутии, атласы.
1. Приветствие
2. Читает загадку, написанную на доске:
Я твердый, ковкий и пластичный,
Блестящий, нужный всем, практичный.
Я вам уже подсказку дал,
Так кто же я такой…?
и предлагает записать отгадку в тетрадь в виде темы урока?
Выслушивает ответы учащихся.
?: Как вы догадались (по каким признакам), что речь идет о металлах.
После ответов уточняет тему урока, прописывает ее на доске.
1. ?: Какие Ме вам известны?
Учитель фиксирует ответы школьников на доске.
2. Организует игровую ситуацию:
- Создайте рекламу любому Ме, используя шаблон (на доске):
Я…….(металл),
Я самый …….(какой),
Потому что …...
Фиксирует свойства металлов на доске, без комментариев.
3. Предлагает обратиться к историческим сведениям и заслушать краткие (1-2 мин.) сообщения товарищей (было дано перспективное задание по дополнительной литературе) и выстроить схему смены эпох, связанную с историей открытия Ме и их сплавов.
1. Предлагает создать кластер по теме “Металлы” (обязательные компоненты кластера прописаны на доске и закрыты белыми листами) и на основе имеющихся знаний уч-ся предлагают, что бы они хотели узнать о Ме.
2. Открывает обязательные компоненты кластера на доске и добавляет в пустые ячейки компоненты, названные детьми (т.е. то, что будет изучено сверх темы).
3. Предлагает провести ранжирование кластера, и т.о. определить порядок изучение всей темы.
4. Проговаривает, уточняет задачи и объем материала данного урока.
1. Организует групповую работу с коллекциями Ме и физической картой Якутии.
Задание: Рассмотрите образцы Ме и проанализируйте физическую карту Якутии. Определите месторождения, каких Ме и где находятся на территории Якутии? Ответ зафиксируйте в тетради.
2. Обращает внимание ребят на кластер и просит ответить на вопросы: На каком этапе изучения темы они находятся? Что особенное, необычное, полезное они уже узнали о металлах? И, чем мы будем заниматься сейчас?
3. Имитационная ситуация “Снегопад”
Организует работу в группах с использованием дидактического материала
Задание: Расписать электронное строение атома и карточки с символами Ме прикрепить на доску рядом с электронной формулой элемента.
4. Посредством побудительного и подводящего диалога, подводит детей к выводу об особенностях его строения атомов Ме, их месте в ПС и изменении металлических свойств.
Уточняет: Где металлы расположены в ПС?
5. Проблемные вопросы:
- Почему бор неметалл, ведь у него 3 электрона на внешнем уровне.
- Почему висмут и полоний – металлы, хотя у них 5 и 6 электронов на внешней электронной оболочке.
6.Первичное закрепление знаний «Третий лишний».
7. Вновь организует работу с кластером, выясняя, насколько ученики продвинулись в изучении темы урока
8. Организует работу с опорными конспектами, макетом в группах.
Задание: Используя макет торса человека (с прикрепленными на разные органы, карточками с символами металлов), подготовить рассказ о биологической роли металла (по выбору учащихся).
Выслушивает ответы учащихся, задает уточняющие вопросы, подводит учащихся к выводу о роли металлов для жизнедеятельности человека.
Организует работу для первичного, закрепления изученного материала:
Задание: Какую роль в развитии истории человечества сыграли металлы?
Предлагает вернуться к кластеру и выделить те компоненты, которые уже изучены (Что знал и что узнал?)
Уточняет, что на последующих уроках продолжится работа с кластером и, возможно, появятся новые компоненты.
Предлагает создать синквейн по теме.
?:
1. Что наиболее значимое для меня. Что я сегодня узнал?
2. Где эти знания пригодятся мне в жизни?
Обращается к учащимся с просьбой оценить свою работу на уроке и поставить оценку себе в тетрадь
Обязательная часть:
П &– в учебнике;
Дополнительная часть:
1. Обосновать рекламу, созданную металлу на уроке, используя справочную и научную литературу.
2. Вспомнить или отыскать в литературных произведениях строки с упоминанием элементов металлов, а также образные выражения, такие как “золотое сердце”, “железная воля” и т.д.