Как разнообразен мир музыки, так разнообразен и мир веществ. Рано или поздно каждый человек задает себе вопросы: «Почему воздух всегда – зимой и летом – газообразный?», «Почему в чайнике вода закипает и превращается в пар, а железо при тех же условиях остается твердым?», «Почему газы летают в пространстве, а жидкости текут и льются?»
УЭ- 1 | Цель: уметь различать два вида твердых веществ Дайте характеристику аморфным веществам. Приведите примеры аморфных веществ (Для 1 и 3 группы) | Найдите по учебнику и по приложению №1 характеристику об аморфных веществах. Подготовьте устный ответ. |
Цель: уметь различать два вида твердых веществ Дайте характеристику кристаллическим веществам. Приведите примеры кристаллических веществ. (Для 2 и 3 группы) | Найдите по учебнику и по приложению №1 характеристику о кристаллических веществах. Подготовьте устный ответ. |
| Вывод по УЭ – 1 Аморфные вещества не имеют определенной температуры. Они постепенно размягчаются и переходят в текучее состояние. К аморфным веществам относятся шоколад, жевательная резинка, пластмассы, смолы, пластилин, воск, стекло, резина и т.п. Кристаллические вещества имеют строго определенную температуру плавления и, главное, характеризуются правильным расположением частиц, из которых они построены: атомов, молекул или ионов. К кристаллическим веществам относятся: лед, кварц, железо, поваренная соль. |
УЭ- 2 | Цель: изучить разные по форме кристаллы и дать определение кристалла. 1. Рассмотрите под лупой различные вещества: кварц SiO2 , серу, флюорит СаF2 . Опишите, что вы видите. 2.Пользуясь учебником и словарем С.И.Ожегова, ответьте на вопрос «Что такое кристаллы?» 3. Почему кристаллы различных веществ разнообразны по форме? | 1. Лабораторная работа №1 в парах 2. Определение кристалла запишите в тетрадь 3. Подготовьте устный ответ 4. Используйте приложение №2 |
Вывод по УЭ – 2 Кристалл – это твердое вещество, имеющее определенное упорядоченное строение. Если рассмотреть под лупой различные кристаллические вещества, то можно заметить, что частицы, из которых состоит кристалл, располагаются в определенном порядке, образуя кристаллическую решетку. Кристаллы имеют разную форму – куба, параллелепипеда, призмы и др. Например: кристаллы кварца иглистые, имеют плоские грани и похожи на лед. У серы ромбические кристаллы желтого цвета. Кристаллы флюорита темные, непрозрачные. Разные по форме кристаллы имеют разные кристаллические решетки. |
УЭ- 3 | Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток. Какие кристаллические решетки называются ионными? Исследуйте макет кристаллической решетки хлорида натрия. Заполните таблицу №1 Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с ионной кристаллической решеткой. Какие вещества имеют ионную кристаллическую решетку? (1 группа) | Лабораторная работа №2 в парах Используйте учебник и приложение №3. Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества. |
Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток. Какие кристаллические решетки называются атомными? Исследуйте макет кристаллической решетки алмаза. Заполните таблицу №1 Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с атомной кристаллической решеткой. Какие вещества имеют такую же кристаллическую решетку? (2 группа) | Лабораторная работа №2 в парах Используйте учебник и приложение №3. Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества. |
Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток. Какие кристаллические решетки называются металлическими? Исследуйте макет кристаллической решетки натрия. Заполните таблицу №1 Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с металлической кристаллической решеткой. Какие вещества имеют металлическую кристаллическую решетку? (3 группа) | Лабораторная работа №2 в парах Используйте учебник и приложение №3. Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества. |
Цель: познакомиться с типами кристаллических решеток. Какие кристаллические решетки называются молекулярными? Исследуйте макет кристаллической решетки воды. Заполните таблицу №1 Сделайте вывод, какими свойствами обладают вещества с такой кристаллической решеткой. Какие вещества имеют такую же кристаллическую решетку? (4 группа) | Лабораторная работа №2 в парах Используйте учебник и приложение №3. Подготовьте рассказ о кристаллической решетке выданного вещества. |
Таблица №1 Кристаллические решетки, вид связи и свойства веществ Тип решетки | Виды частиц в узлах решетки | Вид связи между частицами | Примеры веществ | Наиболее характерные физические свойства | Ионная | Ионы (катионы и анионы) | Ионная | Соли, оксиды и гидроксиды типичных металлов | Тугоплавкие, нелетучие, твердые, многие растворимы в воде и проводят электрический ток в растворе и расплаве | Атомная | Атомы | Ковалентная | Алмаз, кремний, бор, кварц. | Твердые, нерастворимые, тугоплавкие, как вещества с ионной кристаллической решеткой, но часто в превосходной степени – очень твердые, очень прочные и т.д. | Молекулярная | Молекулы | Между молекулами-слабые силы межмолеку-лярного притяжения, а вот внутри молекул-прочная ковалентная связь | При обычных условиях газы или жидкости, или твердые вещества с низкой температурой плавления: органические вещества (нафталин), вода, углекислый газ и др. | Легкоплавкие, летучие, в твердом виде хрупкие, способны к возгонке, имеют малую твердость | Металлическая | Атом-ионы | Металличес-кая | Металлы и сплавы | Ковкие, пластичные, тягучие, электро- и теплопроводные, имеют металлический блеск и т.д. | |
УЭ- 4 | Цель: познакомиться с явлением возгонки (сублимации) Определение возгонки (сублимации) записать в химический словарь. | Лабораторная работа №3 На треножник ставится подставка с отверстием для фарфоровой чашки. В нее насыпают немного бензойной кислоты, рядом помещают веточку растений, пограничника, который стоит «на посту». Все это сверху покрывают стеклянным колоколом. Чашечку с бензойной кислотой снизу подогревают – под колоколом начинается «метель». Через некоторое время после прекращения нагревания все предметы под колоколом оказываются покрытыми инеем. |
Возгонка или сублимация – переход твердого вещества в газообразное состояние, минуя жидкую фазу. Характерно для веществ с молекулярной кристаллической решеткой |
УЭ-5 | Цель: познакомиться с законом постоянства состава. Закон постоянства состава записать в тетрадь. | Найдите по учебнику закон постоянства состава и выучите наизусть. Работайте индивидуально. |
УЭ- 6 | Цель: проверка знаний, умений, навыков по теме. | |
Проводится кодированный диктант: если правильное предложение - учащиеся пишут «да», а если неправильное - то пишут «нет». Диктант. Нафталин – легкоплавкое, кристаллическое вещество, потому что имеет молекулярную кристаллическую решетку. Слово «кристалл» пишется с одной буквой «л». Вещества с атомной кристаллической решеткой – твердые, тугоплавкие, нелетучие. Для веществ с металлической кристаллической решеткой характерным свойством является хрупкость. Кристаллическая решетка графита состоит из атомов углерода. Контроль правильности выполнения диктанта проводят методом взаимопроверки. |
УЭ-7 | Цель: использование полученных на уроке знаний при решении тестов ЕГЭ. ЕГЭ – 2007 А1. Вещества с атомной кристаллической решеткой 1)очень твердые и тугоплавкие 2)хрупкие и легкоплавкие 3)проводят электрический ток в растворах 4)проводят электрический ток в расплавах А2. Молекулярное строение имеет 1) алмаз 2) азот 3) кремний 4) поваренная соль А3. У веществ с низкой температурой плавления кристаллическая решетка 1) атомная 2) ионная 3) молекулярная 4) металлическая А4. Молекулярный тип кристаллической решетки реализуется в строении: 1) NaCI 2) SiO2 3) Н2О 4) Ba(NO)2 |
УЭ- 8 | Подведение итогов ( рефлексия ) Прочитайте цель занятия. Достигли вы цели? С какими трудностями вы столкнулись? Как вы думаете: каким образом можно улучшить свою работу в дальнейшем? | Работайте в парах. |
УЭ - 9 | Домашнее задание: смоделировать кристаллическую решетку любого вещества, прочитать 22 параграф. | |