Тип урока: объяснение нового материала
Цели урока:
- Обучающие: повторить и систематизировать знания о свойствах кристаллов, рассмотреть особенности аморфных тел, провести сравнение, ввести понятия «изотропия», «анизотропия», «поликристалл», «монокристалл».
- Развивающие: развитие интереса к физике и математике, развитие логического мышления, внимания, памяти, самостоятельности при поиске решения.
- Воспитательные: формирование научного мировоззрения, воспитание аккуратности, взаимопомощи.
Средства обучения:
- Учебник «Физика. 10 класс» Мякишев Г.Я
- Сборник задач по физике. Рымкевич А.П..
- Проектор, компьютер, видеоматериалы .
- Демонстрационное оборудование – модель кристаллической решетки, образцы кристаллов слюды, кварца.
- Лабораторное оборудование – микроскопы, образцы веществ – соль, сахар, сахарный леденец.
Методы обучения:
- Словесный (объяснение учителя)
- Наглядный (видео)
- Практический (опытное исследование – наблюдение в микроскоп, решение задач)
План урока:
- Орг. момент
- Актуализация и мотивация знаний (повторение)
- Объяснение нового материала
- Закрепление
- Подведение итогов. Домашнее задание
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Напомню, что мы продолжаем изучать молекулярно-кинетическую теорию.
– В чем состоит основная задача МКТ? (Ответ: МКТ объясняет свойства макроскопических тел на основе знаний о строении вещества и поведении молекул).
Мы рассмотрели подробно на предыдущих уроках особенности газов и жидкостей. Для завершения МКТ нам необходимо рассмотреть особенности твердых тел.
– Какие особенности о строении твердых тел нам известны из курса физики? (Ответы: молекулы расположены очень близко друг к другу, силы взаимодействия между молекулами велики, молекулы совершаю колебания около своих положений равновесия).
– В чем отличия в строении жидкостей и твердых тел? (Ответ: в силах взаимодействия между молекулами, в расположении частиц, в скоростях и видах движения молекул).
Итак, главная особенность – это правильное расположение атомов, т.е. наличие кристаллической решетки, поэтому большинство твердых тел называют кристаллическими. Однако, существует еще одна группа твердых тел, о которых мы раньше не говорили – это аморфные тела. Итак, тема сегодняшнего урока «Кристаллические и аморфные тела». (Слайд 1)
3. Некоторые свойства кристаллов мы знаем. Вспомните, что можно сказать о форме и объеме твердых тел?(Ответ: сохраняются и форма, и объем)
Для систематизации знаний о твердых телах и для сравнения кристаллов и аморфных тел в процессе урока будем заполнять следующую таблицу (таблица приготовлена заранее на доске или можно вывести на экран через компьютер):
Свойства
Кристаллические тела
Аморфные тела
Строение
Наличие плоских граней
Правильная геометрическая форма
Зависимость физических свойств от направления
Температура плавления
Деление на группы
Сохранение формы и объема
Примеры веществ
Начертите таблицу в тетради.
В колонку «Кристаллические тела» впишите, что нам известно о форме и объеме кристаллических тел.
(Слайд 2)
На рисунке показаны кристаллические решетки различных веществ. Обратите внимание на то, что линии, соединяющие положения атомов, образуют правильные геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, треугольники, 6-угольники и т.д.
Т.е. кристаллы – это твердые тела, атомы которых расположены в определенном порядке (записать в таблицу).
Правильное расположение атомов хорошо демонстрирует модель кристаллической решетки.
Демонстрация модели кристаллической решетки графита.
(Слайд 3
Из уроков химии вы знаете, что кристаллические решетки могут состоять не только из нейтральных атомов, но и из ионов. На рисунке – ионные кристаллические решетки поваренной соли и хлорида цезия. При этом мы опять же наблюдаем правильное расположение частиц в пространстве.
Слайд 4 Бывает, что одни и те же атомы образуют разные вещества с абсолютно разными свойствами в зависимости от вида кристаллической решетки: слева – слоистая решетка графита (модель которого мы только видели). Графит – мягкое, непрозрачное, проводящее ток вещество. Справа – алмаз с каскадной решеткой, состоящей из тех же атомов углерода. Алмаз – прозрачный кристалл, диэлектрик, самое прочное вещество в природе. Слайд 5
Графит и алмаз.
Следствием правильного расположения атомов является наличие плоских граней и правильная геометрическая форма кристаллов (независимо от размера), симметрия. Обратите внимание на это на следующих слайдах:
Слайд 6
Йодид свинца. Размеры кристалликов разные, а форма повторяется. Кроме того, если кристалл расколется на части, то все они будут такой же формы.
(Слайд 7)
Алмазы
(Слайд 9)
Снежинка
(Слайд 10) Кварц.
Исследование. У вас на столе находятся различные вещества и микроскопы. Настройте свет в микроскопе, положите на предметное стеклышко крупинки соли и рассмотрите их. Что из перечисленных уже особенностей кристаллов подтверждается при наблюдении кристалликов соли? (Правильная форма в виде кубиков, видны плоские грани).
Внутри кристалла расстояния между атомами в разных направлениях разные, поэтому и взаимодействия между атомами различны. Давайте подумаем, к чему это приводит.
Еще раз посмотрим на модель решетки графита.
– Где сильнее связаны атомы: в отдельных слоях или между слоями? (Ответ: в отдельных слоях, так как частицы ближе расположены друг к другу).
– Как это может повлиять на прочность кристалла? (Ответ: прочность скорее всего будет отличаться).
– В каком направлении будет быстрее передаваться тепло – вдоль слоя или в перпендикулярном направлении?(Ответ: вдоль слоя).
Итак, физические свойства различны по разным направлениям. Это называется анизотропией. Запишем в таблицу: кристаллы анизотропны, т.е. их физические свойства зависят от выбранного в кристалле направления (теплопроводность, электропроводность, прочность, оптические свойства). Это основное свойство кристаллов!!
Демонстрация кусочков слюды и ее способности легко расслаиваться, но при этом трудно разорвать пластинку слюды поперек слоев.
(Слайд 11)
Рассмотрим еще одну особенность кристаллов.
– Чем отличаются эти два объекта? (Ответ: слева сахар в виде отдельных крупинок, а справа – сросшиеся кристаллики).
Одиночные кристаллы называются монокристаллами, а множество спаянных друг с другом кристалликов –поликристаллы (записать в таблицу).
(Слайд 12) Примеры монокристаллов – драгоценные камни (сапфиры, рубины, алмазы). Так выглядит кристалл рубина в природе.
(Слайд 13) Для ювелирных изделий им придают дополнительную огранку. К поликристаллам относятся все металлы.
(Слайд 14)
А здесь сахар в трех состояниях: сахарный песок, сахар-рафинад, и сахарный леденец.
– Есть ли среди этих образцов монокристаллы? (Ответ: сахарный песок).
– Есть ли среди этих образцов поликристалл? (Ответ: сахар-рафинад).
– Можем ли мы утверждать, что леденец имеет правильную форму? Есть ли у него плоские грани? (Ответы: нет).
Исследование. Рассмотрите в микроскоп крупинки сахара и кусочки леденца. Что можно сказать о форме крупинок, о наличии плоских граней, о повторяемости формы в разных крупинках? (ответ: у крупинок сахара есть все признаки кристаллов, у крупинок леденца их нет).
Слайд 15
Вот фотографии, сделанные с помощью микроскопа: слева – крупинка сахарного песка, справа – кусочек леденца. Обратите внимание на скол леденца.
В отличие от кристаллов сахарный леденец может и раскалываться и размягчаться, постепенно переходя в жидкое состояние, при этом меняя форму. Все аморфные тела – это вещества, атомы которых расположены в относительном порядке, нет строгой повторяемости пространственной структуры.
Слайд16
Следствием этого является изотропия – одинаковые физические свойства по разным направлениям (записать в таблицу).
(Слайд 17)
Еще один пример вещества в кристаллическом и аморфном состояниях (песок и стекло). Важно, что из-за разных расстояний между атомами даже в соседних ячейках, разрушаться пространственная решетка не будет при определенной температуре, как это происходит у кристаллов. У аморфных тел существует промежуток температур, при котором вещество плавно переходит в жидкое состояние.
(Слайд 18)
Примерами аморфных тел являются смола, канифоль, янтарь, пластилин и другие.
4. Для закрепления материала отвечаем на вопросы № 597, № 598 из сборника задач Рымкевича А.П.,
Если остается время – решаем задачи из ЕГЭ (А10, А11).
5. Домашнее задание: заполнить до конца таблицу, §75,76.