Конспект урока химии по теме: "Биологические и химические свойства металлов"
Конспект урока химии по теме: "Биологические и химические свойства металлов"
Данный урок предназначен для урока-обобщения, здесь отражены задания разного уровня сложности. различные виды заданий, которые позволяют учителю рассмотреть готовность обучающихся к предстоящей контрольной работе. Прослеживается интеграция с биологией. Место металлов в организмах и их роль в жизни человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
К настоящему времени число известных металлов возросло до 87. Слайд 6.
Фронтальный опрос.
1.Что такое металлы? На какие группы делятся все металлы?
2. Какие характерные физические свойства имеют металлы?
3. Какой драгоценный металл является самым пластичным? (золото). Какой длины проволоку можно вытянуть из 1 грамма? (2-3 км).
4. На какие группы делятся металлы по плотности?
5. Какой металл самый лёгкий? Где его хранят? (литий, в вазелине).
6. В каком виде встречаются металлы в природе? (соли, оксиды).
Учитель: зачастую вещества, которые включают в состав металлы имеют широкое применение в разных областях, а именно: в быту, в медицине, в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности и др. А как же правильно называются по тривиальной номенклатуре данные вещества?
Проверка: один ученик выходит к доске, а остальные проверяют в тетради и оценивают свои работы по количеству правильных ответов.
В организме человека металлы имеют определённое местонахождение. Слайд 7,8,9,10.
7. А в каком виде встречаются они в организме? (в ионах) Приведите пример.
Ученики: Na+ - главный внеклеточный ион, K+ - внутриклеточный ион.
Избыток или недостаток металлов влияет на здоровье человека. А поступить в организм человека металлы могут через пищу, так как они входят в её состав.
8. Какова биологическая роль калия в организме человека, через какие продукты питания калий может попасть в организм?(Приложение 3).
9. Как влияет магний на организм? (Приложение 3).
Здесь мы видим положительное влияние металлов на организм.
Сейчас я продемонстрирую опыт, вы посмотрите как ещё металлы могут влиять на организм: (белок + NaOH + CuSO4).
Мы видим разрушение белка, то есть живого вещества – это отрицательное воздействие металлов на организм.
Учитель: Имеются токсичные металлы, которые даже могут разрушить организм. Слайд 11.
В Интернете в 1995 году появилось сообщение, что у студентки Пекинского университета внезапно начались головокружения, сильные кишечные спазмы, жгучие боли в ладонях и ступнях. Затем у неё прядями стали выпадать волосы. Родители срочно отправили её в больницу, но девушка погрузилась в кому. По мнению врачей, головокружения и боли в ладонях и ступнях, а также в суставах указывали серьёзное невралгическое расстройство. Однако, пункция позвоночника не выявила никаких отклонений. Действие какого металла повлияло на организм. (таллий). Слайд 12.
Здесь мы видим действительно пагубное влияние данного металла.
Какие вы ещё знаете металлы, проникновение которых сказывается очень плохо на организме?
Ученики: Свинец, ртуть. Приложение 3.
Учитель: Человек – он ведь тоже природа. Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нём времени года. И особый в нём музыки ход.
И особое таинство цвета, то с жестоким, то с добрым огнём.
Человек – он зима. Или лето. Или осень. С грозой и дождём.
Всё вместил в себя – вёрсты и время. И от атомных бурь он ослеп.
Человек – он и почва, и семя. И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нём брезжит погода? Сколько в нём одиночества? Встреч?
Человек – он ведь тоже природа… так давайте природу беречь.
Как вы понимаете эти строки?
Ученики высказывают своё мнение по поводу данного высказывания.
Учитекль: Кроме биологических и физических свойств металлы обладают химическими. Какими?
Ученики: металлы взаимодействуют с простыми веществами-неметаллами: кислородом, галогенами, водородом, серой, азотом; со сложными веществами: с водой, кислотами, с солями менее активных металлов в растворе, с органическими веществами, со щелочами в растворе, металлы могут образовывать химические соединения друг с другом, которые получили общее название – интерметаллические соединения.
Посмотрим некоторые примеры на практике .
Повторение некоторых правил по технике безопасности.
Дети выполняют некоторые опыты и объясняют их. Dbltj-afqk
Взаимодействие магния с кислородом: Mg + O2 = MgO
Взаимодействие с водой: Na +H2O = NaOH + H2Приложение 4.
Взаимодествие с кислолтами: Zn +Hcl =ZnCl2+H2Приложение 5.1 , Приложение 5.2.
Взаимодействие с органическими веществами: 2C2H5OH + 2Na = 2C2H5ONa+H2
Взаимодействие с глицерином - Приложение 6.1 .
Взаимодействие с фенолом – Приложение 6.2.
Взаимодействие с уксусной кислотой – Приложение 6.3.
Следующее задание на распознавание вещества.
В трёх пробирках без этикеток находятся концентрированные растворы кислот: H2SO4, HNO3, HCl. Как с помощью одного реактива определить в какой пробирке, какая кислота находится?
Ответ: данный реактив – малоактивный металл, например, серебро.
Соляная кислота с серебром не реагирует
Ag + Hcl =/
Концентрированная серная кислота растворяет серебро с выделением бесцветного газа:
Ag + H2SO4= Ag2SO4 + SO2 + H2O
Концентрированная азотная кислота растворяет серебро с выделением бурого газа
Ag + HNO3=AgNO3+NO3 + H2O
Давайте уравняем эти два уравнения методом электронного баланса:
Ag + H2SO4= Ag2SO4 + SO2 + H2O
Ag0- 1e=Ag+ в-ль 1 е 2 е окисляется
S+6 +2e= S+4 о-ль 2е 1е восстанавливается
2Ag + 2H2SO4= Ag2SO4 + SO2 + H2O
Ag + HNO3=AgNO3+NO3 + H2O
Ag0 – 1e = Ag+ в-ль 1е окисляется
N+5 +1e = N+4 о-ль 1 е восстанавливается
Ag + 2HNO3=AgNO3+NO3 + H2O
Отсюда, мы видим, что металлы обладают разными и химическими свойствами.
Задание называется «химический снегопад». На снежинках разного цвета написаны задания разной степени сложности. Вы должны выбрать задание на оценку «3», «4» или «5». Приложение 7.
«3» - белая
«4» - голубая
«5» - синяя.
Ребята выполняют задания письменно!
(ответы обсуждаются)
Кроме того содержание металлов влияет на характер человека. Слайд 13,14, 15, 16, 17, 18.
Мы можем сделать вывод, что металлы обладают разными свойствами: физическими, химическими и биологическими. И все они очень важны для человека.
И мы можем ответить на вопрос поставленный вопрос вначале урока: какую роль играют металлы в организме человека и в природе.
Металлы – наиболее распространенные и широко используемые материалы в производстве и в быту человека. Особенно велико значение металлов в наше время, когда большое их количество используют в машиностроительной промышленности, на транспорте, в промышленном, жилищном и дорожном строительстве, а также в других отраслях народного хозяйства. Слайд 19.
object(ArrayObject)#886 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
["file_id"] => string(6) "151167"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1420644227"
}
}