Данный урок - комбинированный. Представлена технология РКМЧП. Ведущая задача урока - развитие информационно-коммуникативных компетенций: аналитического мыслительного умения, умения представлять свой предмет устно и схематично, владеть различными измерительными навыками самооценки. Такая модель урока способствует созданию условий для активной позновательной деятельности школьников, развивает умения самостоятельно добывать знания. Урок учитывает ряд здоовьесберегающих аспектов: работа в группах снижает тревожность, показ экспериментальных мультемидийных опытов позволяет сменить положение головы и направление взгляда учащимся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии "Алюминий" »
Технологическая карта урока
Преподаватель: Яценко Анна Анатольевна
Дата: 13.10.2014
Предмет:химия
Класс: 9
Тема урока: Алюминий
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности
Длительность: 40 минут
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Цель: организовать деятельность по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Дидактические задачи (цель учебного занятия):
формировать у обучающихся представление о переходных элементах и их строении; рассмотреть строение атома алюминия, его физические и химические свойства, получение и области его применения; способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Планируемые результаты обучения:
Предметные: знать строение атома алюминия, его физические и химические свойства, получение и области его применения.
Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; осознавать ответственность за общее дело; понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
коммуникативные- уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
познавательные- уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности; извлекать из математических текстов необходимую информацию; использовать знаково-символические средства; строить логическую цепочку рассуждений
Ресурсы
- Учебник – Габриелян О.С. Химия. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2011.
- презентация «Алюминий».
Организация пространства: индивидуальная работа, парная и групповая работа.
Оборудование: Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, таблица «Распространённость химических элементов в земной коре», цветные карточки-задания для групп, компьютеры.
Реактивы: алюминиевая фольга, растворы соляной кислоты, серная кислота, гидроксида натрия и хлорида меди (II); пробирки, спиртовки, лотки с набором оборудования для выполнения лабораторных и практических работ.
На вашем столе лежат схемы кластеры, по которым мы будем поэтапно изучать тему урока.
Внимательно слушают, приветствуют друг друга.
I. Стадия вызова
Вызов на продумывания вопросов.
Цели:
- актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;
- создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении
в учебную деятельность;
- установить тематические рамки
Постановка учебной задачи.
Проблемный вопрос
Задаёт вопрос: «Какой мир веществ мы изучаем?»
Слайды 1- 3.
Интересные факты.
-Это третий по распространённости на земле элемент.
-На его долю приходится более 8% земной коры.
-В 1978 г. в породах Сибирской платформы обнаружен самородок этого металла в виде нитевидных кристаллов длиной 0,5 мм.
-Найден в лунном грунте.
-Был открыт в 1825 г. и стоил в 1500 раз дороже золота.
-Погремушку, изготовленную из этого металла, торжественно преподнесли сыну Наполеона III.
-Только очень богатые люди могли позволить себе употреблять пищу из таких тарелок, изготовленных из этого металла.
-Мастера, принёсшего в дар римскому императору Тиберию чашу из этого металла, казнили.
-1855 год, Парижская выставка – он демонстрировался как самый редкий и дорогой металл, который был почти в 10 раз дороже золота.
Что вы знаете об алюминии?
Почему алюминий, которого так много в природе, был в XIX веке очень дорогим металлом, а в XX веке стал повседневным?
Какова же цель нашего урока?
№ 13 Счастливый или несчастливый?!
Приступим к работе, в добрый путь!
Мир металлов (могут привести примеры металлов).
Называют элемент.
Приём «Корзина» идей, понятий.
Систематизируют известную им информацию до изучения нового материала, задают вопросы, на которые хотят получить ответы (можно на доске их записать).
Список «известной информации»
записывается на доске.
Дать характеристику алюминию как химическому элементу и как простому веществу.
II. Стадия осмысления
Пояснения хода работы.
Открытие новых знания и первичное закрепление
Результат работы учащихся с ЭО
Работа проходит в группах, каждая группа выбирает задание по цвету: белый – фактическое задание, голубой – экспериментальное задание, красный – творческое задание (приложение № 1)
Работа с текстом § 13 с. 68-71, с дополнительным материалом энциклопедиями, справочниками.
Вопросы.
1.Каковы же особенности металла алюминия?
2.Какое строение имеет атом алюминия? Каковы возможны степени окисления?
3.Почему он окрашен в периодической системе химических элементов в зелёный цвет?
4.Что собой представляет алюминий как простое вещество?
5.Почему алюминий имеет такое широкое применение в нашей жизни?
Слайды 4 – 6.
6.Какими же свойствами обладает Al, что привлекло внимание огромного круга промышленников, учёных, государственных деятелей?
6. Как вы думаете,почему алюминий в электрохимическом ряду напряжения металлов стоит сразу же после активных щелочных и щелочноземельных металлов?
8.Почему в алюминиевой посуде нельзя квасить капусту и хранить также и щелочные растворы?
Читают текст и
делают пометки на полях
“V” - знал
“– “ - не знал
“?” - хочу узнать
“+ “ - новое, интересно
Каждая группа составляет свой опорный конспект.
Просмотр опытов (приложение
№ 2)
Отвечают, представляют свой опорный конспект.
Делаютзаписи на доске.
Показ опытов (приложение №2)
Результат работы учащихся с ЭО
1.Какими же свойствами обладает алюминий?
Специфическим свойством для алюминия является реакция с растворами щелочей, в которой он проявляет переходные свойства, при этом образуются соли.
1) Взаимодействие со щелочами без нагревания
2AI + 2NaOH + 6Н2О = 2NaAI(OH)4 + 3Н2
2) Взаимодействие со щелочами при сплавлении
2AI +2NaOH + 2Н2О =2NaAIО2 + 3Н2
Просмотр опытов (приложение 1)
III. Рефлексия
Вторичное закрепление материала.
Самостоятельная работа - самоконтроль
Оценка своей работы на уроке
Приём «Оратор».
за 1 мин убедить, что изучаемая тема просто необходима.
Приём «Синквейн».
Выполните задания (приложение № 3)
Вывод с урока. Почему алюминий называют металлом будущего?
Раздать оценочный лист (приложение № 4)
Выполняют любые по силе и интересу задания.
Обладая такими свойствами как лёгкость, прочность, коррозионноустойчивость, устойчивость к действию сильных химических реагентов - алюминий нашёл большую область применения. Его широко используют в авиационном и космическом транспорте, используют во многих отраслях народного хозяйства. Особое место алюминий и его сплавы занимают в электротехнике, а за ними будущее нашей науки и техники.
«Нахождение в природе алюминия, его применение и получение»
*Придумать тест контрольной работы.
Приложение №1 Задания для групп.
Белая карточка. Рассмотрите положение алюминия в Периодической системе химических элементов и строение его атома по предложенному плану. Объясните, почему алюминий проявляет переходные свойства?
Рассмотрите алюминий как простое вещество и докажите его физические свойства на примере выданного вам образца. Объясните, почему алюминий имеет такое широкое применение в нашей жизни? Почему из алюминия изготовляют посуду?
Голубая карточка. Изучите химические свойства алюминия и составьте схему, отражающую общие химические свойства алюминия как металла. Объясните, почему алюминий в электрохимическом ряду напряжения металлов стоит сразу же после активных щелочных и щелочноземельных металлов?
Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить не только кислые, но и щелочные растворы? Докажите опытным путём, что алюминий является переходным элементом.
Красная карточка. Почему алюминий, занимающий третье место по распространённости на земле, в XIX веке стоил так дорого?
Приложение № 2 . Просмотр опытов
Горение алюминия
Взаимодействие с простыми и со сложными веществами.
Приложение №3. Проверь свои знания!
Правильны ли утверждения? Если нет, дайте правильный ответ или поясните.
1.Металлические свойства алюминия слабее, чем у магния.
2.У алюминия 2 электрона на внешнем электронном слое.
3.Восстановительные свойства алюминия сильнее, чем у вора и кремния.
4.Алюминий s-элемент.
5.Можно пользоваться алюминиевой посудой при хранении щелочей и кислот.
6. Алюминий подвергается коррозии.
7. При комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется.
8.Алюминий – самый распространенный металл земной коры.
9.Алюминотермия – получение алюминия.
10.Алюминий тяжелый, ковкий и пластичный металл.
11.Алюминий проявляет амфотерные химические свойства: может реагировать как с кислотами, так и со щелочами.
Найдите ошибки!
Схема образования вещества
Al0+ 3ē «Al+3
Тип химической связи – ионная.
Тип кристаллической решетки – атомная
Сапфир, алюминий, рубин. Что общего у этих вещества?
Синий корунд- Сапфир Рубин
Нефелин Полевой шпат
Приложение № 4 Самоанализ своей работы.
1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение