Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Уровни организации вещества. Строение атома"»
Тема урока: УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕЩЕСТВА, СТРОЕНИЕ АТОМА.
Цель: Актуализировать основные положения атомно-молекулярного учения, понятия «массовая доля элемента», «мольная доля элемента». Углубить представления о строении атома и электронных оболочек атомов. Сформировать представления о квантовых числах, принципах и правилах заполнения электронных оболочек атомов.
Оборудование: презентация к уроку, ноутбуки с программой 1С – образование.
ХОД УРОКА
Раздел 1 «Атомы, молекулы, вещества»
В начале урока учащимся предлагается самостоятельная работа по следующим вопросам:
Что такое атом?
Что такое молекула?
Что такое вещество?
Чем характеризуется вещество?
Что выражает химическая формула?
Что такое структурная единица вещества? Какими бывают структурные единицы?
Что показывают массовая и мольная доля элемента?
После обсуждения ответов на вопросы идет разбор примеров расчета массовой и объемной доли элемента в веществе.
Записываем формулу расчета массовой доли элемента в веществе:
*100%
Подставляем в формулу данные относительных атомных масс и рассчитанной относительной молекулярной массы вещества. Значение атомной массы элемента умножаем на индекс в формуле (если он есть).
*100%
ω *100%
ω *100%
ω = 70%
Дано:
Рассчитайте массовую долю железа в оксиде железа (III)
ω(Fe) - ?
Записываем формулу расчета мольной доли элемента в веществе:
*100%
Подставляем в формулу значения количества веществ каждого элемента. Оно определяется по его индексу в формуле.
*100%
ω *100%
ω *100%
ω = 40%
Дано:
Рассчитайте мольную долю железа в оксиде железа (III)
χ(Fe) - ?
Раздел 2 «Строение атома»
С целью актуализации знаний об особенностях строения атома учащимся предлагается поработать с материалом учебника и ответить на вопросы:
Какие частицы образуют атом?
Дайте характеристики частицам, образующих атом (заряд, масса).
Что такое изотопы?
Как определить число протонов нейтронов и электронов в атоме?
Какие элементы называются радиоактивными? В чем сущность явления радиоактивности?
Итак, атом имеет сложное строение. Из частиц, образующих атом, важнейшую роль в протекании химических процессов играют электроны. Электронам присущ корпускулярно-волновой дуализм. Корпускулярно-волновой дуализм (от лат. dualis — двойственный) — является важнейшим универсальным свойством природы, которое состоит в том, что каждому микрообъекту присущи сразу и корпускулярные, и волновые характеристики. В 1924 г. французским ученым Луи де Бройлем была озвучена гипотеза о том, что корпускулярно-волновой дуализм присущ каждому без исключения виду материи — электронам, протонам, атомам, причем количественные соотношения между волновыми и корпускулярными свойствами частиц те же, что и установленные раньше для фотонов. Т.е., если частица обладает энергией Е и импульсом, абсолютное значение которого равняется p, значит, с этой частицей связана волна частотой v=E/h и длиной
,
где h — в данном случае является постоянной Планка.
Это знаменитая формула де Бройля — одна из важнейших формул в физике микромира.
Стоит заметить, что длина волны де Бройля уменьшается с увеличением массы частицы m и ее скорости v: для частиц с правдиво.
Поскольку электрон обладает свойствами частицы и волны, а определить положение волны в пространстве в данный момент времени невозможно, то описывая электрон, принято говорить о нем как об облаке (электронном облаке). Электронное облако четких границ не имеет и по мере удаления от ядра постепенно «тает». Отсюда невозможно зафиксировать точное положение электрона в пространстве вокруг ядра. Математически это обосновано принципом неопределенности Гейзенберга:
Невозможно одновременно точно определить скорость электрона и его координаты в пространстве.
Электрон может находиться на любом расстоянии от ядра.
Мы можем оценивать лишь вероятность нахождения электрона в пространстве вокруг ядра, причем с удалением от ядра она уменьшается.
Математически принцип выражается следующим выражением.
Δx * Δv = h/m
Где Δx – ошибка определения пространственной координаты частицы, Δv – ошибка определения скорости частицы, h – постоянная Планка, m – масса покоя частицы. Отсюда, под электронным облаком понимают область пространства, в которой нахождение электрона наиболее вероятно. Функцию, описывающую состояние электрона в атоме, называют атомной орбиталью.Атомная орбиталь — одноэлектронная волновая функция, полученная решением уравнения Шрёдингера для данного атома; задаётся: главным n, орбитальным l, и магнитным m — квантовыми числами.
Орбитали отличаются размерами, формой и ориентацией в пространстве. Графически орбитали изображают в виде квадрата, а электроны-в виде стрелок внутри квадрата, направленных вверх или вниз. Направление стрелки вверх или вниз определяется спином электрона. Спин – внутренне свойство электрона, которое описывается вектором и характеризует отношение электрона к магнитному полю. Иногда, объясняя термин «спин» говорят о «вращении электрона» по или против часовой стрелки, хотя это очень примитивная трактовка.
Электроны, как известно, располагаются вокруг ядра не хаотично, а распределены по энергетическим уровням. Этот параметр описывается главным квантовым числом. Главное квантовое число(n) может принимать любые целые положительные значения, начиная с единицы (n = 1,2,3, … ∞) и определяет общую энергию электрона на данной орбитали (энергетический уровень).
Каждый уровень распадается на подуровни. Различают s, p, d, f – подуровни. Орбиталям на подуровнях соответствует орбитальное квантовое число. Орбитальное квантовое число (l) определяет момент импульса электрона и может принимать целые значения от 0 до n — 1.
Таблица соответствия типов орбиталей и орбитальных квантовых чисел.
Подуровень
Орбитальное квантовое число
s
0
p
1
d
2
f
3
Орбитали s –подуровня имеют сферическую форму; p – подуровня – форму объемной восьмерки. Орбитали d, f – подуровней имеют более сложные формы.
Все орбитали кроме s могут быть по разному сориентированы в пространстве относительно координатных осей. Этот параметр описывает магнитное квантовое число. Магнитное квантовое число ml определяет проекцию орбитального момента импульса на направление магнитного поля и может принимать целые значения в диапазоне от -l до l.
Таблица соответствия типов орбиталей и магнитных квантовых чисел.
Подуровень
Орбитальное квантовое число
s
0
p
0, +1, -1
d
0, +1, +2, -1, -2
f
0, +1, +2, +3, -1, -2, -3
Спин тоже характеризуется квантовым числом и может принимать значения +1/2 или -1/2.
Заполнение энергетических уровней подчиняется определенным правилам и закономерностям:
Правила Клечковского: Электроны заполняют уровни и подуровни в порядке возрастания общего запаса энергии, который определяется суммой значений главного и орбитального квантовых чисел. Если для двух подуровней одного или разных уровней эта сумма равна, то сначала заполняется уровень с меньшим значением главного квантового числа. В качестве примера рассмотрим порядок заполнения 4 энергетического уровня атома.
Принцип Паули: В атоме не может быть даже двух электронов, имеющих одинаковые наборы всех четырех квантовых чисел. Оно объясняет, почему максимальное количество электронов на каждом из подуровней строго фиксировано. Рассмотрим пример:
4s2
1-‘электрон: n = 4; l = 0; m = 0; s = +1/2
2 – электрон: n = 4; l = 0; m = 0; s = -1/2
3p6
1 - электрон: n = 3; l = 1; m = 0; s = +1/2
2 – электрон: n = 3; l = 1; m = 0; s = -1/2
3 – электрон; n = 3; l = 1; m = 1; s = +1/2
4 – электрон; n = 3; l = 1; m = 1; s = -1/2
5 – электрон; n = 3; l = 1; m = -1 s = +1/2
6 – электрон; n = 3; l = 1; m = -1; s = -1/2
Так из примера выше понятно, что s- электронов на каждом уровне не более двух. Для этого типа электронов на конкретном уровне значения главного, орбитального и магнитного квантовых чисел фиксированы. Отличие будет только в значении спинового квантового числа, а их всего два.
Правило Хунда: При заполнении подуровней электроны стремятся распределиться таким образом, чтобы их суммарный спин был максимальным. Рассмотрим возможный вариант распределения электронов при конфигурации 3p4. Возможны два таких варианта:
Рассчитаем суммарный спин. В первом случае: +1/2 + (-1/2) + ½ +(-1/2) = 0. Во втором случае: +1/2 + (-1/2) + ½ + ½ = 1. Следовательно, вторая конфигурация является энергетически более выгодной.
Раздел 3 Закрепление пройденного материала.
С целью закрепления изученного материала учащимся предлагается выполнить упражнения 4, 6 к параграфу №1 и упражнения 10, 11, 12 к параграфу № 2, а также тестовые задания по теме «Строение атома и электронных оболочек» в формате ЕГЭ.