kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Галогены"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен по типу «вопрос-ответ» на базе знаний учащихся с элементами объяснения. Предложенные ответы учеников – предполагаемые, в них отражена логическая суть желаемого ответа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Галогены"»

Тема «ГАЛОГЕНЫ»


Урок изучения нового материала.

Цель урока: Создать условия для изучения элементов VII группы главной подгруппы.

Задачи.

1. Образовательные: изучить

  • Положение в периодической системе

  • Общая характеристика группы

  • Валентные возможности элементов

  • Лексика названий

  • Физические свойства простых веществ

  • Реакционные возможности элементов и их особенности

Научиться:

  • Находить галогены в периодической системе Д.И. Менделеева

  • Доказывать валентные возможности и степени окисления элементов

  • Знать физические свойства простых веществ галогенов и их особенности

  • Определять активность элементов в группе, их реакционную возможность.

В конце урока тест на закрепление материала.

II. Развивающие: развивать логическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи нахождения элемента в периодической системе и его свойствами.


    1. Воспитательные:

Воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, объективность суждения, чувство самосохранения.


Демонстрируются галогены ( йод). Для работы, целесообразно применить мультимедиа (презентацию сопровождать видео). Используется учебник (9 класс Габриелян О.С.)

Урок построен по типу «вопрос-ответ» на базе знаний учащихся с элементами объяснения. Предложенные ответы учеников – предполагаемые, в них отражена логическая суть желаемого ответа.

Ход урока.

  1. Приветствие, орг. момент

  2. Объяснение материала

На экране высвечиваются элементы: F; CI; Br; I; At. (слайд 1)

Учитель: сегодня мы начнём с вами изучать новый материал. Для того чтобы определится с темой сегодняшнего урока, мне нужна ваша помощь. Посмотрите на экран. Найдите эти элементы в периодической системе. …

Ученики: в VII группе главной подгруппе

Учитель: Действительно, все эти элементы находятся в седьмой группе главной подгруппе. Так какая же тема сегодняшнего урока? Ученики: элементы VII группы главной подгруппы

Учитель: запишем тему урока «VII группа главная подгруппа».(слайд 2)

Откроем учебник на странице 159; § 22. как называется этот параграф учебника? …

Ученики: галогены

Учитель: как вы думаете, почему. Мы записали одну тему, а в учебнике другая? …

Ученики: потому, что элементы VII группы главной подгруппы так же называются галогенами.

Учитель: А почему их так назвали? В учебнике есть ответ … в конце первого абзаца.

Ученики: галогены – «солеобразующие», т.к. образуют соли. Учитель: совершенно верно. Запишем в названии темы ещё одно слово «Галогены».(слайд 2)

С новой строчки запишите: слово галоген греческого происхождения, означает «солеобразующие» (слайд 3) – схема: галоген →гречес. → рождающий соли

Названия элементов так же имеют греческие корни, кроме фтора.(слайд 3)

F – фтор (латинский корень – флуо, переводится как течь). Фтор входит в состав минерала флюорит (слайд 3) – записать.

Флюорит использовали для уменьшения температуры плавления шлаков в качестве флюса.


Фтор – газ бледно-жёлтого цвета (слайд 4) – запись.

Cl – хлор (греческого происхождения – «зеленовато-жёлтый») – газ жёлто-зелёного цвета (слайд 5)

Br – бром (греческого происхождения бромос– «зловонный») – жидкость бурого цвета (слайд 6) - запись

I – йод (греческого происхождения – фиолетовый») (слайд 7) (видео 1- возгонка йода, как доказательство названия) – твёрдое вещество серо-чёрного цвета (слайд 7) - запись.

At – астат (греческого происхождения – «неустойчивый») (слайд 8) – твёрдое вещество чёрного цвета - запись. Астат радиоактивен, время его полураспада составляет 8,3 часа. Д.И. Менделеев предсказал данный элемент и его свойства, а назвал экойод.


А кто мне скажет, что общего в названии данных элементов? … По какому признаку даны названия? … По каким свойствам? …

Все элементы имеют названия по характерным физическим свойствам (признакам).

Итак, мы с вами уяснили, что: …

Ученики: 1. В VII группу главную подгруппу входят элементы: фтор, хлор, бром, йод.

  1. Элементы данной группы называют галогены.

  2. слово Галоген греческого происхождения и означает рождающий соли.

  3. Все соединения галогенов с металлами соли – ионная химическая связь и кристаллическая решётка.

  4. Узнали суть названия каждого элемента.

  5. Один из элементов был предсказан Д.И. Менделеевым – астат.

  1. Учитель: Общая характеристика галогенов:

  1. Строение атомов галогенов.

Заполнение учащимися таблицы (помощь учебника для учащихся 1 уровня).


F

Cl

Br

I

Число валентных электронов





Число энергетических уровней





Возможные степени окисления





Радиус атома



Металлические свойства


Окислительная способность (способность принимать е)


Восстановительная способность (способность отдавать е)


Электроотрицательность




Ученики:

1. Атомные массы увеличиваются

  1. Радиус атома увеличивается

  2. Металлические свойства усиливаются (увеличиваются)

Учитель: в чём это проявляется:

Ученики: йод обладает металлическим блеском

  1. Электроотрицательность уменьшается

Учитель: (слайд 9) – открывает схему по мере определения изменения свойств. Уменьшение электроотрицательности подтверждает, или нет утверждение №5, что «металлические свойства усиливаются»?

Ученики: да. С уменьшением значения электроотрицательности, лёгкость отдачи (потери) электрона увеличивается.

Учитель: посмотрите стр.162 рис.89

  1. Простые вещества и их свойства:

В Молекулах галогенов сколько атомов? ДВА

? Запишите формулу молекулы фтора и

определите тип химической связи в ней.

(F2 – ковалентная неполярная связь).

Запишите схему образования данного типа связи.

Кристаллическая решетка в молекулах галогенов? Молекулярная.

Ученики:

1. Все элементы неметаллы, т.к. образуют молекулы из двух атомов.

2. Между двумя одинаковыми атомами – ковалентная неполярная связь.

3. Такие молекулы образовывают молекулярные неполярные кристаллические решётки.

Учитель:(слайд 10) – открывает каждый пункт по мере поступления под запись.

Можем мы, зная вид химической связи и тип кристаллической решётки предсказать физические свойства веществ? … Кое что в учебнике, стр. 161, табл. 7 (слайд 11) – физические свойства галогенов - запись

Ученики: (дети работают по желанию: индивидуально, парами, малыми группам, но, не вставая с места, можно повернуться).

Ученики:

1. галогены мало растворимы в воде, но растворимы в органических растворителях

2. имеют резкий запах

 ДЕМОНСТРАЦИЯ.Образцы галогенов – простых веществ. Возгонка йода.

Учитель:(слайд 11) - запись

3. не проводят электрический ток – диэлектрики.

4. имеют низкие температуры плавления и кипения

Йод не имеет температуру кипения и плавления, он сразу возгоняется, бром легко летучая жидкость, хлор тяжёлый газ, хлор лёгкий газ (слайд 10) под запись (видео – возгонка йода)

5. все галогены ядовиты

Какие же валентные возможности имеют галогены? Для этого необходимо определит число электронов на внешнем уровне и их расположение по орбиталям. …

Ученики: 7 электронов на внешнем уровне, расположены: 2 электрона на S-орбитале, 5 электронов на Р-орбитале. (слайд 12).

Учитель:Сколько электронов могут участвовать в образовании химических связей?

Ученики: 1ē, 3ē, 5ē и 7ē

Учитель: (слайд 12) анимирует каждое предположение, производится запись валентностей. Обращается внимание на то, что валентность записывается римскими цифрами (I; III; V; VII).

Давайте рассмотрим, сколько электронов могут принимать, или отдавать элементы: (слайд 13) …

Ученики: принять 1ē и завершить уровень. Отдать 1ē, 3ē, 5ē и 7ē

Учитель:(слайд 13) анимирует предположения учеников. Когда элемент принимает электрон, его степень окисления: …

Ученики: минус один

Учитель:(слайд 13) под запись -1.

Если элемент ни отдаёт, ни принимает электроны: …

Ученики: степень окисления 0

Учитель: под запись -1; 0

Если отдаёт электроны, соответственно: …

Ученики: плюс 1, 3, 5, 7 (слайд 13)

Учитель:(слайд 13) под запись -1; 0; +1; +3; +5; +7

Посмотрите на положение элементов в периодической системе (разворот в начале учебника), все ли элементы VII группы главной подгруппы могут проявлять такие валентности и степени окисления и почему? …

Ученики: фтор не способен отдавать электрон, значит проявлять положительные степени окисления, т.к. он находится в крайнем правой части таблицы, не учитывая инертный газ неон.

Учитель: действительно, самый электроотрицательный элемент периодической системы. Поэтому фтор проявляет только отрицательную степень окисления (-1). (слайд 14)

Итак, мы разобрали характеристику элементов VII группы главной подгруппы. Что же мы узнали?

Ученики: 1.изменение свойств в группе: …

2. физические свойства: …

3. валентные возможности и степени окисления элементов: …

Учитель: следующим этапом познания элементов VII группы главной подгруппы является их химическая активность, или химические свойства

Химические свойства.

Химическая активность галогенов, как неметаллов. От фтора до астата ослабевает. Каждый галоген является самым сильным окислителем в своем периоде. Окислительные свойства галогенов отчетливо проявляются при взаимодействии с металлами.

Фтор реагирует большинством металлов, а при нагревании и золотом, серебром, платиной. Zn + F2=ZnF2 УЧЕНИЦА разбирает ОВР

В колбе наполненной хлором красиво вспыхивают и сгорают кристаллики измельчённой сурьмы Образуя при этом смесь двух хлоридов сурьмы( III) и V)

Демонстрация опыта «Горение сурьмы в хлоре».

Запишем уравнения реакции.

2Sb +3Cl2 = 2SbCl3,

2Sb + 5Cl2 = 2SbCl5. записывают уравнения

Нагретый порошок железа также загорается при взаимодействии хлором . В отличие от опыта с сурьмой железные опилки нужно предварительно накалить в железной ложке а затем высыпать их небольшими порциями в колбу хлором.. т.к. хлор является сильным окислителем, то в реакции образуется хлорид железа Ш Горение железа в хлоре»

Интересно сгорает в парах брома алюминий (видео)

Напишите (самостоятельно) уравнения реакций взаимодействия железа с хлором, алюминия с бромом и йодом. Рассмотрите их с точки зрения ОВР.

Об уменьшении окислительных и увеличении восстановительных свойств галогенов от фтора к иоду можно судить по их способности вытеснять друг друга из растворов солей. Запомните правило: каждый выше стоящий галоген вытесняет ниже стоящий (видео)

во втором стакане Cl2 + 2NaBr = Br2 + 2NaCl

самостоятельно запишите уравнение Br2 + 2KI= 2 KBr +I2

а что же с фтором см. обзац стр.164.

Галогены реагируют с водородом H2 + Г2 = 2 HГ ( с фтором со взрывом

С хлором о взрывом при поджоге

С бромом при большом нагревании

С йодом очень медленно)

Открытие галогенов (презентация)



Закрепление материала (тестирование)

1) В твердом состоянии кристаллические решетки галогенов

1) Молекулярные 2) Ионные

3) Металлические 4) Атомные

2) Силы межмолекулярного взаимодействия максимальны между молекулами

1)F2 2) I2

3)Cl2 4) Br2

3) При обычных условиях является жидким

1)Бром 2)Хлор

3) Йод 4) Фтор

4) Не идет реакция в растворе

1) Br2 + Cl2 =

2) NaBr + Cl2 =

3) Cl2 + NaI =

4)KI + Br2 =

5)В реакции раскаленных железных опилок с хлором образуется

1)FeCl 2) FeCl2

3) FeCl3 4) FeCl4

6)Активно реагирует с водой

1)Йод 2) Хлор

3)Бром 4) Фтор

7). Распределите нижеперечисленные галогены в порядке повышения их температур плавления и кипения:

  1. Хлор

  2. Йод

  3. Фтор

  4. Бром Ответ дайте в виде последовательности цифр

8). Распределите ниже перечисленные галогены в порядке увеличения их окислительных свойств

  1. Фтор

  2. Хлор

  3. Йод

  4. Бром . Ответ дайте в виде последовательности цифр.

Правильные ответы: 1, 2, 1, 1, 3, 4, 3142, 3421.

Взаимопроверка:

8 – «5»

7 – «4»

6-5 – «3»

Менее 5 – «2»



Рефлексия

Нарисуем смайлик в тетради после записей на уроке.

Все понятно. Понял, но с затруднением Ничего не понял





















Домашнее задание. П.22 упр.4,5 на стр. 166






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Галогены"

Автор: Батаева Ирина Александровна

Дата: 18.08.2020

Номер свидетельства: 555968

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока химии с экологической направленностью для 9 класса по теме «Галогены»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_khimii_s_ekologhichieskoi_napravliennost_iu_dlia_9_klassa_po_tie"
    ["file_id"] => string(6) "424074"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1500045217"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект к уроку по теме "Галогены"
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt_k_uroku_po_tiemie_galoghieny"
    ["file_id"] => string(6) "342574"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473187036"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по химии 9 класс по теме "Галогены"."
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt_uroka_po_khimii_9_klass_po_tiemie_galoghieny"
    ["file_id"] => string(6) "407889"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491747472"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока:  Железо. Соединения железа. "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-zhieliezo-soiedinieniia-zhielieza"
    ["file_id"] => string(6) "168576"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423246527"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Химические свойства металлов"
    ["seo_title"] => string(33) "khimichieskiie_svoistva_mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "352035"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477383263"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства