Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии 9 класс по теме "Галогены".»
Российская Федерация
Краснодарский край г. Сочи, Лазаревский район
Управление по образованию и науке администрации города Сочи
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
гимназия № 76 имени Кононцевой Г.В. г. Сочи
354207 г. Сочи, Л-207, ул. Гайдара, 11, тел. 252-29-91, факс (862) 252-29-92
Разработка урока по химии в 9 классе по теме:
Общая характеристика галогенов, их физические химические свойства
Разработала учитель химии: Егиазарова В.В.
Сценарий урока
1этап . Организационный момент -1мин
Учитель: Доброе утро, я приветствую вас на уроке химии. Садитесь. Готовьтесь к уроку (наличие учебных принадлежностей).
Работа с дежурным класса( отсутствующие).
2 этап. Мотивация -3 мин
Учитель:Прежде чем назвать тему сегодняшнего урока, давайте внимательно посмотрим видеоролик, в котором говорится о тех химических элементах, которые мы будем сегодня изучать.( просмотр видеоролика о химических веществах хлоре, фторе, йоде)
Учитель:Итак, о каких же химических элементах говорилось в видеофрагментах?
Учащиеся: О хлоре, фтор и йоде.
Учитель: Вы правильно угадали все химические элементы. В эту группу элементов входит еще бром и астат. Их называют «Галогены». Это и есть тема сегодняшнего урока, запишите в тетради тему урока.
Учитель: давайте вместе сформулируем цель урока.
3 этап. Целепологание-1 мин
Цель урока: изучить галогены как представители неметаллов, при этом рассмотреть строение атома, физические и химические свойства.
Для этого необходимо решить следующие:
задачи:
- рассмотреть местоположение галогенов в ПСЭ, а также их особенности на атомном и молекулярном уровне;
- изучить физические и химические свойства галогенов;
- показать роль галогенов в жизни человека.
Тип урока: урок – изучение нового материала с сочетанием фронтального и индивидуального вида работы учащихся.
Учитель: Элементы периодической системы – фтор, хлор, бром, йод и астат типичные неметаллы – называют галогенами - что в переводе с греческого означает «рождающие соли». Действительно, при взаимодействии галогенов с металлами возникает ионная химическая связь и образуются соли. (вспомним из курса 8 класса образование ионной связи, с образованием соли). Интерактив .
Все началось с поваренной соли. Одна из дорог, ведущих из Рима к местам соледобычи, так и называлась – Соляная дорога. Это древнее название сохранилось и по сей день.
Сегодня поваренная соль NaCl общедоступна, в древности же ее ценили наравне с золотом: римским легионерам порой платили не деньгами, а поваренной солью. Интересно, что английское слово salary – «зарплата» происходит от латинскогоsal, что означает «соль».
Какую среду имеют соли и чему численно равно РН соли?
Сейчас мы определим с вами РН раствора соли и посмотрим, действительно ли галогены образуют соли (лабораторный опыт с датчиком РН).
Где еще в быту мы сталкиваемся с названиями галогенов?
Учащиеся: Например, в водопроводной воде ощущается слабый запах хлора, которым чаще всего обеззараживают воду. Слабый запах хлора чувствуем также при стирке белья, добавляя в воду отбеливатель.
Учитель: С другим галогеном – бромом - вы не сталкивались. Но его соединения могут быть вам знакомы. Например, бромид серебра(1). Это соединение желтоватого цвета содержится на фотопленке и фотобумаге.
Учитель: встречали ли вы в быту йод?
Учащиеся: Третий представитель галогенов – йод – встречался, конечно, каждому из нас, так как он имеется в домашней аптечке в виде йодной настойки. Также йод входит в состав гормонов щитовидной железы. В пищу, мы употребляем йодированную соль.
Учитель: С четвертым галогеном – фтором вы не встречались. А соединения фтора, называемые фреонами, входят в состав хладагентов домашних холодильников. Помимо этого, фторид олова(II) входит в состав зубных паст.
Астат. С ним никогда вы точно не встречались. Этот галоген – короткоживущий радиоактивный элемент.
Атомарный уровень организации галогенов. ( Строение атома)
Учитель: Мы сейчас рассмотрим положение галогенов в ПСХЭ Менделеева и строение атома.
Перед вами Задание 1.(зашифрованное письмо) В 7-этажном доме на улице имени Д.И. Менделеева в 7 подъезде жили химические элементы – галогены. Расселились они по этажам, соблюдая строгую субординацию и в зависимости от своего богатства и прихотей. Те, которые очень любят полетать – повыше, которым это удается с трудом, расположились на нижних этажах. Но вместе их объединило одно обстоятельство.
Задание: Обсудите информацию, зашифрованную в этом тексте. Перескажите этот текст, используя химические термины и понятия. Дайте характеристику по положению в ПСХЭ.
Учащиеся: Галогены расположены в периодической системе Д. И.Менделеева в 7 группе ,главной подгруппе. Окислительные свойства галогенов возрастают в ряду от астата к фтору. Фтор самый сильный окислитель, астат самый слабый окислитель. Общее у них на внешнем энергетическом уровне по 7 электронов – они все могут проявлять с. о. -1, т. е принимать один электрон.
Учитель: Фтор проявляет только окислительные свойства , остальные галогены проявляют и восстановительные свойства при взаимодействии с более электроотрицательными элементами – фтором, кислородом, азотом. Поэтому их с. о. могут принимать значения +1,+3,+5,+7. Восстановительные свойства галогенов усиливаются от хлора к йоду, что связано с увеличением радиусов их атомов : атомы хлора примерно в полтора раза меньше , чем йода.
Строение атома рассмотрим на интерактивной доске, на примере хлора. (Интерактивное задание « положение в ПСХЭ Д. И. Менделеева СL»)
У доски один учащийся выполняет задание.
ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА
Учитель: Перед вами Задание 2. Физические свойства ( работа с учебником, интерактивное задание)
Галогены не любят показывать свое лицо, обычно они прячутся за спинами других. Иногда, в экстремальных обстоятельствах, они появляются на свет и тогда все любуются их красивыми нарядами, но при этом страдают от крайне неприятного запаха.
Задание: Обсудите информацию, зашифрованную в этом тексте. Перескажите этот текст, используя химические термины и понятия.
Учащиеся: В этом задании речь идет о физических и химических свойствах галогенов .
Учитель: Все верно, давайте рассмотрим физические свойства галогенов у доски и используя таблицу №7 на стр. 105 учебника.
Один ученик работает у доски, ему помогает класс.
Вывод: с увеличением молекулярной массы галогена повышается их температура плавления и кипения , возрастает плотность фтор и хлор –газы, бром-жидкость, йод-твердое вещество. Это связано с тем, что с увеличением размеров атомов и молекул галогенов возрастают и силы межмолекулярного взаимодействия между ними.
Учитель: Химическая активность галогенов от фтора к йоду ослабевает.
Переходим к химическим свойствам , более подробно рассмотрим свойства фтора и хлора.
Хлор хвалился: «Нет мне равных!
Галоген я - самый главный.
Зря болтать я не люблю:
Всё на свете отбелю!»
Йод красой своей гордился,
Твердым был, но испарился.
Фиолетовый как ночь,
Далеко умчался прочь.
Бром разлился океаном,
Хоть зловонным. Но румяным.
Бил себя он грозно в грудь:
«Я ведь бром! Не кто-нибудь!..»
Фтор молчал и думал:
«Эх!.. Ведь приду – окислю всех…»
Каждый галоген является самым сильным окислителем в своем периоде, Окислительные свойства отчетливо проявляются при взаимодействии с металлами , при этом, как вы уже знаете, образуются соли. Так, фтор при обычных условиях реагирует с большинством металлов , при нагревании и с золотом, серебром, платиной, известными своей химической пассивностью.
Уравнения реакции приведены в презентации к уроку (слайд 13-17)
Нагретый порошок железа загорается при взаимодействии с хлором
( виртуальный опыт, слайд 17)
5 этап. Закрепление-5мин
Учитель: Задание: соотнести начало и конец уравнений реакций
Решение задачи на интерактивной доске
Вычислите объем хлора (н.у.), который потребуется для вытеснения всего иода из 300г 15% раствора иодида калия. Вычислите количество вещества новой соли, которое при этом образуется.
6 этап. Рефлексия-3 мин
Учитель: Подведем итог урока.
И нтересные факты
Т ермины
О ценка
Г лавный вывод
7 этап. Творческие задания на дом -2мин
Составьте кроссворд по теме «Галогены» Ключевым словом является слово «АСТАТ».
Решите задачу:
Определите объем хлора (н.у), который образуется при действии на 5,8 г перманганата калия раствора соляной кислоты массой 100 г, с массовой долей кислоты 36%.
Литература:
Габриелян О.С. Химия, Учебник для общеобразовательных учреждений 9 класс, М. Дрофа, 20014;