kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по химии 9 класс по теме "Галогены".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучить галогены как представители неметаллов, при этом рассмотреть строение атома, физические и химические свойства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по химии 9 класс по теме "Галогены".»


Российская Федерация

Краснодарский край г. Сочи, Лазаревский район

Управление по образованию и науке администрации города Сочи

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия № 76 имени Кононцевой Г.В. г. Сочи

354207 г. Сочи, Л-207, ул. Гайдара, 11, тел. 252-29-91, факс (862) 252-29-92









Разработка урока по химии в 9 классе по теме:










Общая характеристика галогенов, их физические химические свойства













Разработала учитель химии: Егиазарова В.В.











Сценарий урока


 1этап . Организационный момент -1мин


Учитель: Доброе утро, я приветствую вас на уроке химии.  Садитесь. Готовьтесь к уроку (наличие учебных принадлежностей).

Работа с дежурным класса( отсутствующие).


2 этап. Мотивация -3 мин


Учитель: Прежде чем назвать тему сегодняшнего урока, давайте внимательно посмотрим видеоролик, в котором говорится о тех химических элементах, которые мы будем сегодня изучать.( просмотр видеоролика о химических веществах хлоре, фторе, йоде)

Учитель: Итак, о каких же химических элементах говорилось в видеофрагментах?

Учащиеся: О хлоре, фтор и йоде.

Учитель: Вы правильно угадали все химические элементы. В эту группу элементов входит еще бром и астат. Их называют «Галогены». Это и есть тема сегодняшнего урока, запишите в тетради тему урока.

 Учитель: давайте вместе сформулируем цель урока.


3 этап. Целепологание-1 мин


Цель урока: изучить галогены как представители неметаллов, при этом рассмотреть строение атома, физические и химические свойства.

Для этого необходимо решить следующие:

задачи:

- рассмотреть местоположение галогенов в ПСЭ, а также их особенности на атомном и молекулярном уровне;

- изучить физические и химические свойства галогенов;

- показать роль галогенов в жизни человека.

Тип урока: урок – изучение нового материала с сочетанием фронтального и индивидуального вида работы учащихся.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, мультимедийная презентация, Цоры.


4 этап. Основная часть-25 мин


Учитель: Элементы периодической системы – фтор, хлор, бром, йод и астат типичные неметаллы – называют галогенами - что в переводе с греческого означает «рождающие соли». Действительно, при взаимодействии галогенов с металлами возникает ионная химическая связь и образуются соли. (вспомним из курса 8 класса образование ионной связи, с образованием соли). Интерактив .

Все началось с поваренной соли. Одна из дорог, ведущих из Рима к местам соледобычи, так и называлась – Соляная дорога. Это древнее название сохранилось и по сей день.

Сегодня поваренная соль NaCl общедоступна, в древности же ее ценили наравне с золотом: римским легионерам порой платили не деньгами, а поваренной солью. Интересно, что английское слово salary – «зарплата» происходит от латинского sal, что означает «соль».

Какую среду имеют соли и чему численно равно РН соли?

Сейчас мы определим с вами РН раствора соли и посмотрим, действительно ли галогены образуют соли (лабораторный опыт с датчиком РН).

Где еще в быту мы сталкиваемся с названиями галогенов?

Учащиеся: Например, в водопроводной воде ощущается слабый запах хлора, которым чаще всего обеззараживают воду. Слабый запах хлора чувствуем также при стирке белья, добавляя в воду отбеливатель.

Учитель: С другим галогеном – бромом - вы не сталкивались. Но его соединения могут быть вам знакомы. Например, бромид серебра(1). Это соединение желтоватого цвета содержится на фотопленке и фотобумаге.

Учитель: встречали ли вы в быту йод?

Учащиеся: Третий представитель галогенов – йод – встречался, конечно, каждому из нас, так как он имеется в домашней аптечке в виде йодной настойки. Также йод входит в состав гормонов щитовидной железы. В пищу, мы употребляем йодированную соль.

Учитель: С четвертым галогеном – фтором вы не встречались. А соединения фтора, называемые фреонами, входят в состав хладагентов домашних холодильников. Помимо этого, фторид олова(II) входит в состав зубных паст.

Астат. С ним никогда вы точно не встречались. Этот галоген – короткоживущий радиоактивный элемент.

Атомарный уровень организации галогенов. ( Строение атома)


Учитель: Мы сейчас рассмотрим положение галогенов в ПСХЭ Менделеева и строение атома.

Перед вами Задание 1.(зашифрованное письмо) В 7-этажном доме на улице имени Д.И. Менделеева в 7 подъезде жили химические элементы – галогены. Расселились они по этажам, соблюдая строгую субординацию и в зависимости от своего богатства и прихотей. Те, которые очень любят полетать – повыше, которым это удается с трудом, расположились на нижних этажах. Но вместе их объединило одно обстоятельство.

Задание: Обсудите информацию, зашифрованную в этом тексте. Перескажите этот текст, используя химические термины и понятия. Дайте характеристику по положению в ПСХЭ.

Учащиеся: Галогены расположены в периодической системе Д. И.Менделеева в 7 группе ,главной подгруппе. Окислительные свойства галогенов возрастают в ряду от астата к фтору. Фтор самый сильный окислитель, астат самый слабый окислитель. Общее у них на внешнем энергетическом уровне по 7 электронов – они все могут проявлять с. о. -1, т. е принимать один электрон.

Учитель: Фтор проявляет только окислительные свойства , остальные галогены проявляют и восстановительные свойства при взаимодействии с более электроотрицательными элементами – фтором, кислородом, азотом. Поэтому их с. о. могут принимать значения +1,+3,+5,+7. Восстановительные свойства галогенов усиливаются от хлора к йоду, что связано с увеличением радиусов их атомов : атомы хлора примерно в полтора раза меньше , чем йода.

Строение атома рассмотрим на интерактивной доске, на примере хлора. (Интерактивное задание « положение в ПСХЭ Д. И. Менделеева СL»)

У доски один учащийся выполняет задание.

ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА

Учитель: Перед вами Задание 2. Физические свойства ( работа с учебником, интерактивное задание)

Галогены не любят показывать свое лицо, обычно они прячутся за спинами других. Иногда, в экстремальных обстоятельствах, они появляются на свет и тогда все любуются их красивыми нарядами, но при этом страдают от крайне неприятного запаха.

Задание: Обсудите информацию, зашифрованную в этом тексте. Перескажите этот текст, используя химические термины и понятия.

Учащиеся: В этом задании речь идет о физических и химических свойствах галогенов .

Учитель: Все верно, давайте рассмотрим физические свойства галогенов у доски и используя таблицу №7 на стр. 105 учебника.

Один ученик работает у доски, ему помогает класс.

Вывод: с увеличением молекулярной массы галогена повышается их температура плавления и кипения , возрастает плотность фтор и хлор –газы, бром-жидкость, йод-твердое вещество. Это связано с тем, что с увеличением размеров атомов и молекул галогенов возрастают и силы межмолекулярного взаимодействия между ними.

Учитель: Химическая активность галогенов от фтора к йоду ослабевает.

Переходим к химическим свойствам , более подробно рассмотрим свойства фтора и хлора.

Хлор хвалился: «Нет мне равных!

Галоген я - самый главный.

Зря болтать я не люблю:

Всё на свете отбелю!»

Йод красой своей гордился,

Твердым был, но испарился.

Фиолетовый как ночь,

Далеко умчался прочь.

Бром разлился океаном,

Хоть зловонным. Но румяным.

Бил себя он грозно в грудь:

«Я ведь бром! Не кто-нибудь!..»

Фтор молчал и думал:

«Эх!.. Ведь приду – окислю всех…»


Каждый галоген является самым сильным окислителем в своем периоде, Окислительные свойства отчетливо проявляются при взаимодействии с металлами , при этом, как вы уже знаете, образуются соли. Так, фтор при обычных условиях реагирует с большинством металлов , при нагревании и с золотом, серебром, платиной, известными своей химической пассивностью.

Уравнения реакции приведены в презентации к уроку (слайд 13-17)

Нагретый порошок железа загорается при взаимодействии с хлором

( виртуальный опыт, слайд 17)

5 этап. Закрепление-5мин

Учитель: Задание: соотнести начало и конец уравнений реакций

Решение задачи на интерактивной доске

Вычислите объем хлора (н.у.), который потребуется для вытеснения всего иода из 300г 15% раствора иодида калия. Вычислите количество вещества новой соли, которое при этом образуется.


6 этап. Рефлексия-3 мин


Учитель: Подведем итог урока.

И нтересные факты

Т ермины

О ценка

Г лавный вывод

7 этап. Творческие задания на дом -2мин

  • Составьте кроссворд по теме «Галогены» Ключевым словом является слово «АСТАТ».

  • Решите задачу:

Определите объем хлора (н.у), который образуется при действии на 5,8 г перманганата калия раствора соляной кислоты массой 100 г, с массовой долей кислоты 36%.

Литература:

  1. Габриелян О.С. Химия, Учебник для общеобразовательных учреждений 9 класс, М. Дрофа, 20014;

  2. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя, 9 класс, М.Дрофа, 2009;

  3. Гузей Л.С., Сорокин В.В., Суровцева Р.П. Учебник для общеобразовательный учреждений Химия 8 класс, М., Дрофа, 2008

  4. Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии, М., «Вако», 2013

  5. Мастер-класс учителя химии 8-11 классы, М., «Планета», 2011

  6. Интернетресурс ltarningapps.org/,


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по химии 9 класс по теме "Галогены".

Автор: Егиазарова Валентина Валерьевна

Дата: 09.04.2017

Номер свидетельства: 407889

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока химии с экологической направленностью для 9 класса по теме «Галогены»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_khimii_s_ekologhichieskoi_napravliennost_iu_dlia_9_klassa_po_tie"
    ["file_id"] => string(6) "424074"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1500045217"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока:  Железо. Соединения железа. "
    ["seo_title"] => string(49) "konspiekt-uroka-zhieliezo-soiedinieniia-zhielieza"
    ["file_id"] => string(6) "168576"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423246527"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Химические свойства металлов"
    ["seo_title"] => string(33) "khimichieskiie_svoistva_mietallov"
    ["file_id"] => string(6) "352035"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477383263"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства