kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока химии с экологической направленностью для 9 класса по теме «Галогены»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с экологической направленностью. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии с экологической направленностью для 9 класса по теме «Галогены»»

Конспект урока химии с экологической направленностью для 9 класса
по теме «Галогены»

Тема урока : «Галогены».

Цели урока: обобщение знаний по теме «галогены и их соединения». Развитие интереса к предмету. Учить выступать, формулировать свои мысли , анализировать, Находить причинно-следственные связи, делать выводы. Приобретать навыки работы в команде. Показать практическую направленность изучения химии, ответственность науки, людей перед природой и жизнью.

Тип урока: Комбинированный

Форма работы: Ролевая игра «Международная конференция по теме «Галогены»»

Оборудование: Компьютер, презентация по теме, таблички на столах с названием стран ( Россия, Германия, Франция, США) и изображением флага этих государств, бейджики у участников игры.

Межпредметные связи: История, биология, экология



Действующие лица:

Ученый секретарь (ведущий)

Представители делегаций:

России

Германии

Франции

США

Историк

Эксперт

Эколог

Вступительное слово учителя: Одной из задач химии является создание веществ с заранее заданными свойствами. Ежегодно создаются сотни новых веществ с теми свойствами, которые необходимы для их применения. Но ,к сожалению, многие синтезированные вещества несут в себе как бы двойственную функцию. Вместе с улучшением жизни и деятельности человека, подчас наносится непоправимый вред. И не только окружающей нас среде, но и самому человеку. Об этом говорить можно много и приводить массу примеров, но мы сегодня затронем лишь маленькую частичку этой огромной проблемы.

Вы имеете честь присутствовать на Международной конференции, а чему она посвящена, вы сейчас узнаете.

Слово ученому секретарю.

Мы собрались обсудить проблему галогенов, все их положительные и отрицательные качества. Разрешите напомнить Вам с чем мы имеем дело. Галогены, то есть рождающие соли, занимают главную подгруппу 7 группы Периодической таблицы химических элементов. Их объединяет сходное строение внешнего уровня, на котором находится по 7 электронов. Их высшая валентность равна 7. Формула высшего оксида Э2О7. Все они очень сильные окислители, так как до завершения внешнего уровня не хватает 1 электрона. Характерная степень окисления -1, но в соединениях с кислородом /кроме фтора/ проявляют положительные степени окисления:+1,+3,+5,+7. Но и среди галогенов имеются различия, обусловленные зарядом их ядер. Так с увеличением заряда ядра, увеличивается радиус атома, уменьшаются неметаллические свойства и окислительные способности. Наше обсуждение мы начнем снизу периодической таблицы, с элемента под № 53.

Слово предоставляется представителю делегации Франции

Основной источник йода на земле-Мировой океан, куда этот важнейший микроэлемент поступает из атмосферы. Йод участвует в образовании гормонов щитовидной железы, регулирующих обмен веществ, в частности энергетические процессы и теплообмен. Важен для нормального функционирования сердечно- сосудистой и центральной нервной систем. Э то важнейший элемент, без которого наш организм существовать не может. «Мы так мало о нем знаем, и так плохо понимаем основные вехи в истории его странствий, что до сих пор является непонятным, почему мы лечим при помощи йода» - писал академик Ферсман. Йод был выделен как самостоятельное вещество французским химиком Б. Куртуа при селитровании в 1811 году. Изучение его продолжил Гей-Люссак, который и дал ему название по цвету паров («иодес» по-гречески- фиолетовый). Со второй половины 19 века йод стал широко применяться в медицине, которая до сих пор остается главным его потребителем. В 60-е годы Пирогов ввел в хирургическую практику спиртовую настойку йода для лечения ран. В настоящее время препараты йода применяются как ренгеноконтрастное вещество. Единственный понятный факт в биографии йода-применения его при заболеваниях щитовидной железы. Йод содержат все ткани, но половина его количества приходится на щитовидную железу, нарушение функции которой вызывает глубокие расстройства физиологического состояния организма. Впервые прямую зависимость заболеваний от содержания йода в воде, почве, продуктах питания обнаружил в 1854 году французский химик Шатен. С тех пор йододефицитные состояния относят к числу самых распространенных болезней. Эндемический зоб, рак щитовидной железы, низкий рост, задержка умственного развития у детей и умственная заторможенность у взрослых. Недостаток йода во время беременности может стать причиной появления на свет глухонемых детей.

О том, как можно восполнить йододефицит расскажет член делегации России.

Распространенность йододефицитных заболеваний в нашей стране велика, так как в связи с особенностями геохимического состава почвы более 60% территории России находится в зоне йододефицита. Какими способами можно предупредить последствия недостаточности йода в окружающей среде? Прежде всего, употребление в пищу морской рыбы и морепродуктов, богатых йодом. Во всем мире наиболее эффективным способом является йодирование продуктов питания, и главным образом соли. 5-6 грамм такой соли полностью обеспечит йодом организм взрослого человека. Также сейчас в некоторые хлебобулочные изделия добавляют йод.

Ученый секретарь: Следующий элемент, о котором мы узнаем - бром. Элемент под номером 35. Слово предоставляется представителю делегации Германии. 30 ноября 1825 года молодой французский химик Антуан Балар послал в Парижскую академию наук сообщение об особом веществе, содержащимся в морской воде. Открытый им элемент Балар назвал мурилом. Приехавшая комиссия подтвердила открытие, но рекомендовала изменить название вещества, назвав его бромом, положив в основу одно из его свойств как у хлора и йода. По-гречески бром означает «зловонный». Бром относится к рассеянным элементам. Как примесь он входит в состав сотен минералов , но свои почти не образует. Есть бром и в атмосфере. ПОДСЧИТАНО, ЧТО ВМЕСТЕ С МОРСКОЙ ВОДОЙ В ВОЗДУХ ПЕРЕХОДИТ ОКОЛО 4 МЛН. Т.БРОМА. Море –главный поставщик брома. Довольно много его в организмах морских рыб. Он всегда присутствует и в организмах земных животных, не исключая и человека. Потребность в броме у разных организмов отличается. В организме человека бром обнаружен в крови, почках, печени и больше всего в мозге.

Ученый секретарь: Как же используется бром? Послушаем. Применять растворы бромистого натрия и калия стали лет через 10 после его открытия, как средство от бессонницы, переутомления. Особенно полезны, по мнению врачей, бромистые препараты при нарушении соотношения процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Поэтому наш мозг и накапливает бром. Бромистое серебро- главная соль химико-фотографической промышленности. Много профессий и у бромистого лития. Он предотвращает коррозию в холодильных установках, помогает кондиционировать воздух. А текстильщики широко применяют органический краситель броминдиго, позволяющий получать широкую гамму всевозможных оттенков. Также броморганическими соединениями пропитывают древесину для устойчивости к атмосферным воздействиям и грибкам. Бромхлорметан - отличный огнетушитель, который к тому же не проводит электрический ток, поэтому им удобно тушить загоревшуюся проводку. И вот для получения этих крайне полезных веществ нужен ядовитый, зловонный, агрессивный, крайне неприятный в общении, но тем не менее незаменимый бром. Данными о каком-то особом вредном влиянии брома на окружающую среду мы не располагаем.

Ученый секретарь: Не менее интересна история элемента под номером 9.

Слово предоставляется нашему коллеге из делегации США.

Фтору свойственны все особенности собратьев по подгруппе, однако он похож на человека без чувства меры: все увеличено до крайности, до предела. Это объясняется, прежде всего, его положением в периодической системе. Его место- «полюс неметаллических свойств»- правый верхний угол. Он обладает необычайной реакционной способностью и образует соединения почти со всеми элементами. Совсем недавно, в 50-х годах, большинство химиков считало, и на то были основания, что благородные газы не могут образовывать истинные химические соединения. Однако вскоре три из шести элементов-«затворников» не смогли устоять перед натиском агрессивного фтора. И начиная с 1962г. Получены их фториды.
Атомы фтора обладают очень большой электроотрицательностью. Горячая вода сгорает в струе фтора с выделением кислорода. Но не только вода, но и другие обычно не горючие материалы, такие как асбест, кирпич, многие меиаллы загораются в струе фтора. Бром, йод, сера, селен, фосфор, мышьяк, кремний, древесный уголь, самовоспламеняются во фторе при обычной температуре, а при небольшом нагревании та же участь постигает и благородные металлы, известные своей химической пассивностью. Поэтому неудивительно название фтора. В переводе с греческого это слово означает «разрушающий»
Сегодня мы также знаем, что фтор очень токсичен, что работа с ним и его соединения требует большой осторожности и продуманных мер защиты.
Первооткрыватели фтора могли об этом только догадываться, да и то не всегда. Поэтому история его открытия связана с именами многих героев науки.
Английские химики братья Томас и Георг Нокс пытались получить фтор из фторидов серебра и свинца. Опыты окончились трагически. Георг стал инвалидом, Томас погиб. Та же участь постигла Никлеса и Лайета.
Выдающийся химик 19 века Хэмфри Дэви, создатель водородной теории кислот, человек, впервые получивший натрий, калий, магний, кальций, стронций, барий, доказавший элементарность хлора, не смог решить проблемы получения всеразрушающего элемента. В ходе опытов он отравился и тяжело заболел.
Гей-Люссак и Тенар потеряли здоровье. Более удачливыми оказались Ферми, Лавуазье и Фарадей. Их фтор «пощадил», но и они не добились успеха.
26 июня 1886г. Французский химик Анри Муасан при электролизе фторида водород получил несколько пузырьков газа. Это был фтор! Соединения фтора находят широчайшее применения: стекольное пищевая, нефтяная, атомная, металлургическая, химическая, авиационная, бумажная, фармацевтическая промышленность - вот далеко не полный перечень тех отраслей где они используются.
Ученый секретарь: где же используют соединения фтора? Член делегации США:

В своей хозяйственной деятельности человечество часто использует насыщенные газообразные или жидкие фторуглероды (соединения фтора и углерода), часто содержащие атомы хлора и брома.- Так называемые ФРЕОНЫ или ХЛАДОНЫ. Наиболее часто встречающие. Все эти вещества в природе естественным путём не образуется за исключением фреона- II, небольшое количество которого обнаружено в газовых выбросах вулканов на Курильских островах, и, следовательно, появления их в атмосфере обусловлено антропогенным фактором. Фреоны обладают уникальным набором свойств, которые обеспечили им широкое применение в промышленности. Эти вещества имеют низкие температуры кипения, не ядовиты, не горючи, взрывобезопасны , химически инертны. Они не действуют на конструкционные материалы, а в малых доз безвредны для людей. При высоких концентрациях некоторые обладают наркотическим действием (Фреон l 2) а иногда удушающим (Фреон l 42, 22). Интенсивное использование фреонов началось в 50-е годы. ­Фреоны являются распространенными хладогенами в холодильниках и кондиционерах, используются как носители активных пропелленов в аэрозольных баллончиках, получивших широкое распространение в быту. В такой удобной для дозировки упаковке выпускают множество продуктов: лекарств, краски, косметические средства моющие препараты, инсектициды. При получении пенопластов фреоны используют для формирования полостей и пузырьков. Ряд фреонов применяют как компоненты огнетушащих составов в системах автоматического пожаротушения (фреон II 3 ВI). Некоторые фреоны незаменимые растворители. К 1975 г. Мировое производство фреонов достигло 800 тыс. в год. Ученый секретарь: С какими – же сложностями мы столкнулись? Слово представителю Германии. Трудно было предложить, что эти, казалось бы безвредные, соединения могут представить серьёзную угрозу для биосферы в целом. Однако оказалось , что фреоны , будучи химическими инертными соединениями при попадании в тропосферу ее разрушаются в ней. Ученые установили, что время удаления фреонов из океанов, обусловленное гидролизом (т.е. разложением водой) или микробиологическим разрушение составляет: (для фреонов II- 70 лет, фреонов I 2 – 200 лет). Действие почвенных микроорганизмов также незначительно так как время удаления фреонов из почвы под их воздействием составляет 10 тыс. лет. Это означает, что попавшие в тропосферу фреоны медленно диффундируют в атмосферу. Сами по себе фреоны не представляют опасности для озонового экрана, так как эти вещества инертны по отношению к озону. Однако специальные наблюдения с помощью воздушных шаров показали, что фреоны на расстоянии 20 км подвергаются фотохимическому распаду, выделяя хром, бром. Атомы хлора действуют как сильные катализаторы распада озона. В разрушении фреона, кроме ультрафиолетового излучения участвует и атомарный кислород.

Ученый секретарь: Что же делается в связи с этой проблемой?

Осознание этой опасности побудило ряд государств значительно сократить или вовсе прекратить выпуск и применение фреонов. Так, в качестве репеллентов стали использовать газ пропан, который хотя и горюч, но дешевле фреонов и не опасен по своим отдаленным последствиям. Для холодильников предложены менее летучие фторхлорпроизводные соединения, например фреон13, вместо фреона12. Таким образом, уже делаются конкретные шаги для сохранения озонового слоя планеты.

Ученый секретарь: Самую большую проблему вызывают соединения элемента с порядковым номером 17. Представители Росси проделали огромную работу, заслушаем их отчет.

На западе Фландрии лежит крошечный городок. Тем не менее, его название известно всему миру и долго еще будет сохраняться в памяти человечества как символ одного из величайших преступлений против человечества. Этот городок- Ипр. Креси – Ипр – Хиросима – вехи на пути превращения войны в гигантскую машину уничтожения. В начале 1915 года на линии западного фронта образовался так называемый Ипрский выступ. Союзные англо-французские войска к северо-востоку от Ипра вклинились на территорию, занятую германской армией. Германское командование решило нанести контрудар и выровнять линию фронта. Утром 22 апреля, когда дул ровный норд-ост, немцы начали необычную подготовку к наступлению – они провели первую в истории войн газовую атаку. На Ипрском участке фронта были одновременно открыты 6000 баллонов хлора. В течение пяти минут образовалось огромное, весом в 180 т, ядовитое желто-зеленое облако, которое медленно двигалось по направлению к окопам противника. Этого никто не ожидал. Войска французов и англичан готовились к атаке, к артиллерийскому обстрелу, солдаты надежно окопались, но перед губительным хлорным облаком они были абсолютно безоружными. Смертоносный газ проникал во все щели, во все укрытия. Результаты первой химической атаки (и первого нарушения Гаагской конвенции 1907 г. о неприменении отравляющих веществ!) были ошеломляющими – хлор поразил около 15 тысяч человек, причем примерно 5 тысяч – на смерть. И все это – ради того, чтобы выровнять линию фронта длиной в 6 км! Спустя два месяца немцы приняли хлорную атаку и на восточном фронте. А через два года Ипр приумножил свою печальную известность. Во время тяжелого сражения 12 июля 1917 г. в районе этого города было впервые применено отравляющее вещество, названное впоследствии ипритом. Иприт – это производное хлора, дихлордиэтисульфид .Об этих эпизодах истории, связанных с одним маленьким городком и одним химическим элементом, мы напомнили это для того, чтобы показать, как опасен может быть элемент №17 в руках воинствующих безумцев. Это – самая мрачная страница истории хлора. Но было бы совершенно неверное видеть в хлоре только отравляющее вещество и сырье для производства других отравляющих веществ.

Ученый секретарь: слово имеют историки: История элементарного хлора сравнительного коротка, она ведет начало с 1774 года. История соединений хлора стара, как мир. Достаточно вспомнить, что хлористый натрий – это поваренная соль. И, видимо, в доисторические времена была подмечена способность соли консервировать мясо и рыбу. Самые древние археологические находки – свидетельства использования соли человеком относится примерно к 3-4 тысячелетию до н.э. А самое древнее описание добычи каменной соли встречается в сочинениях греческого историка Геродота (5 в. до н.э.). Геродот описывает добычу каменной соли в Ливии. В оазисе Синах в центре Ливийской пустыни находился знаменитый храм Бога Амона-Ра. Поэтому Ливия и именовалась «Ammonia», и первое название каменной соли было «sal ammoniacum». Позднее, начиная примерно с 13-ого века н.э., это название закрепилось за хлористым аммонием. В «Естественной истории» Плиния Старшего описан метод отделения золота от неблагородных металлов при прокаливании солью и глиной. А одно из первых описаний очистки хлористого натрия находим в трудах великого арабского врача и алхимика Джабир ибн – Хайяна (в европейском написании – Гебер).Весьма вероятно, что алхимики сталкивались и с элементарным хлором, т.к. в странах Востока уже в 9-ом веке, а в Европе в 13-ом веке была известна «царская водка» - соляной и азотной кислот. В выпущенной в 1668 г. книги голландца Ван–Гельмонта «Hortus Mediciane» говорится, что при совместном нагревании хлористого аммония.

Ученый секретарь: слово представителю США

В наше время все многообразие практического применения хлора можно без особой натяжки выразить одной фразой: хлор необходим для получения хлорпродуктов, то есть веществ, содержащих связанный хлор. А вот говоря о хлорпродуктах, одной фразой не отделаешься. Они все очень разные и по свойствам и по назначении. Химикаты в окружающей среде-большая проблема. Вся сложность состоит в том, что роль химических продуктов двойственна. С одной стороны, новые вещества облегчают и улучшают нашу жизнь. Другая сторона дела состоит в том , что многие продукты химии крайне ядовиты, а потому опасны для здоровья и окружающей среды.Посмотрим двойственность новых веществ на примере пестицидов. В 1998 г. американская академия наук опубликовала доклад, в котором говорится, что в предстоящие 70 лет более 1 миллиона американцев рискуют заболеть раком, вызванным наличием 28 канцерогенных пестицидов в пище.

Ученый секретарь: основным докладчиком выступает глава делегации России.

В России проблема последствий необдуманного применения пестицидов тоже одна из самых острых (Черноземы, буквально нафаршированы пестицидами).Пестициды – (от лат. Зараза, убиваю) – общее название химических препаратов для борьбы:- с сорняками (гербициды);

- с насекомыми (инсектициды)- с грибковыми заболеваниями (фунгициды) сельскохозяйственных растений, деревьев, кустарников, зерна и др.Пестициды помогают увеличить урожай, облегчают хранение и перевозку продукции сельского хозяйства. Таким образом, пестициды, попадая в больших количествах в окружающую среду, ухудшает качество воды, пищи, воздуха, почвы, (изменяют их естественный качественный и количественный состав), а также наносят огромный вред экосистемам или их частям. О том, что химикаты, попавшие в хозяйственный оборот (а также вещества, выбрасываемые в природу в виде отходов производства) могут представлять собой значительную опасность для человека и его среды, стало известно сравнительно недавно. Опасные свойства некоторых веществ распознавались лишь после их длительного применения.«Показательным» в этом отношении является пестицид ДДТ, содержащий хлор (хлорированный углеводород).

Ученый секретарь: Слово нашему эксперту.

Это вещество впервые было синтезировано и предложено в качестве средства борьбы с вредителями сельского хозяйство в 1940 году швейцарским химиком Паулем Мюллером, удостоенным за эту работу Нобелевской премии. Казалось, что применение этого вещества позволит человечеству справиться со многими проблемами – благодаря применению ДДТ. Резко уменьшился ущерб, наносимый саранчой и другими вредителями – насекомыми. Миллионы людей были спасены от малярии, разносимой комарами. Однако вскоре изумление перед мощью ДДТ изменило радужную окраску на трагическую. Это средство в 60-х годах очень широко использовалось против самых разных насекомых, как в сельском хозяйстве, так и в быту (против мух, комаров, клопов, блох, вшей). Вначале были видны только положительные результаты его применения. Но! Постепенно была выявлена крайняя опасность ДДТ для большинства животных и человека. Оказалось, что молекулы ДДТ быстро включились в природные процессы миграции и круговорота веществ. Атмосферными потоками ДДТ было разнесено на большое расстояние. Благодаря этому ДДТ распространился по всей биосфере, его обнаружили даже в птичьих яйцах в Антарктиде. В 1971 году применение ДДТ было запрещено в СССР.Каков механизм действия ДДТ на организм? - ДДТ легко растворяется в жировых веществах, содержащихся в клетках животных и растений. Поэтому этот яд накапливается внутри организма. Положение усугубляется высокой стабильностью молекул данного вещества, способностью циркулировать в биосфере более 50 лет, не теряя при этом своих свойств. Попадая в организмы, яд развивает в них необратимые изменения, приводящие постепенно к гибели. Например Сейчас идет падение численности тюленей на побережьях Северного моря и морских птиц в Ирландском море. Гибель тюленей и птиц связывают с накоплением ДДТ в их организмах. Так в 1 кг жира тюленей у бритаских берегов содержится 10-40 мг ДДТ. Трагедия постепенной гибели от ДДТ ожидает и пеликанов. Если в пеликаньих яйцах содержится хотя бы 4 мг/кг на ДДТ, их скорлупа заметно утоньшается. Такие яйца часто раздавливаются насиживающей их самкой пеликана. Калифорнийский пеликаны, в яйцах которых среднее содержание ДДТ до 71мг/кг, уже с 1969 года не могут размножаться и вымирают. Та же судьба ожидает морских птиц и в других районах, если концентрация ДДТ в морской воде, а значит, и в рыбе, которой питаются птицы, хотя бы ненамного повысится.

Выделено десять основных загрязнителей атмосферы:

1.Сернистый газ –(SO2) – содержится в дымах промышленных предприятий. Вызывает респираторные заболевания, наносит вред растениям.

2.Углекислый газ – (CO2) – образуется при сгорании всех видов топлива. Повышает температуру атмосферы.

3.Окись углерода – (CO) – образуется при неполном сгорании топлива. Может нарушить тепловой баланс верхней атмосферы.

4.Оксиды азота – создают смог и вызывают респираторные заболевания и бронхит. Способствуют чрезмерному разрастанию водной растительности.

5.Фосфаты – Содержатся в удобрениях. Главный загрязнитель вод в реках и озерах.

6.Ртуть – опасный загрязнитель пищевых продуктов, особенно морского происхождения. Вредно действует на нервную систему человека.

7.Свинец – добавляется в бензин. Действует на ферментные системы и обмен веществ в живых клетках.

8.Нефть – приводит к пагубным экологическим последствиям, вызывает гибель планктонных организмов, рыбы, морских птиц и млекопитающих.

9.ДДТ и другие пестициды – очень токсичны для ракообразных, убивают рыбу и организмы, служащие кормом для рыб. Многие являются канцерогенами.

10.Радиация – в превышено допустимых дозах приводит к злокачественным новообразованиям и генетическим мутациям.

Вы видите, что пестициды относятся к наиболее опасным загрязнителям. Поэтому так важно уменьшить их вредное влияние. Что же конкретно принимается для решения данной экологической проблемы? Ученый секретарь: Небольшое дополнение есть у представителя американской делегации.

Во-первых, совершенствуются формы и методы их применения.

Во-вторых, меняется (улучшается) ассортимент пестицидов (пестициды первого поколения были, в основном, соединениями мышьяка и ртути и сильно загрязняли окружающую среду, сейчас выпускают менее опасные пестициды 3 и 4 поколения).

В-третьих, сокращено применение препаратов, содержащих мышьяк и ртуть; не разрешается применение в растениеводстве препаратов ДДТ; ограничено применение препаратов гептахлора, гексахлорана, полихлорпирена, севина.

Ученый секретарь: слово главному экологу.

До недавнего времени пестициды на больших площадях применяли в форме порошков, распыляемых, как правило, с самолетов. Сейчас переходят к гранулированным препаратам и к ультрамалому опрыскиванию. Что это дает? -При опрыскивании жидкими препаратами резко сокращается (по сравнению с опылением) снос препаратов и снижается загрязнение воздуха. Метод опрыскивания в настоящее время составляет более 90% общего количества обработок пестицидами. Кроме этого, в последние годы наблюдается отказ от сплошных авиаобработок и переход на выборочные, локальные, производимые наземной аппаратурой. И важно знать, что одно из самых эффективных средств борьбы с вредителями и болезнями растений – севообороты. Учитель: А теперь перед перед участниками нашей конференции ставятся экологические задачи. Свои решения сдадите ученому секретарю для подведения итогов.





Задачи для участников конференции

1 группа

1.Какое химическое явление лежит в основе пожаров? Каковы вероятные действия: а/химика, б/физика при тушении пожара? Нужны ли пожарному знания по химии и физике? Для чего?

2.При сжигании в карбюраторе автомобиля 1 кг горючего в воздух выбрасывается до 800 г оксида углерода(II). Рассчитайте массу оксида углерода образующегося при сжигании 100 тонн жидкого топлива.

2 группа

1.К каким последствиям приведет слив жидкого топлива (бензина, керосина, мазута) в закрытый водоем? Почему?

2.Предложите новый метод хранения яблок. Перед укладкой на зимнее хранение их погружают на несколько секунд в раствор хлорида кальция. Вычислите массовую долю соли в растворе, если на приготовление его расходуется 800 г воды и 1,5 г хлорида кальция.

3 группа

1.Добавка 10 г водорода на каждые 90 г бензина более чем в 100 раз снижает токсичность выхлопных газов сельскохозяйственной техники. Скажется ли это новшество на продуктивности животных и урожайности сельскохозяйственных культур? Почему?

2.Одинаковые ли объемы хлора можно получить для сельскохозяйственных нужд ( обеззараживание почв, сохранение продукции на складах) исходя из а/ 10 кг хлорида натрия, б/ 10 кг хлорида калия?

4 группа

1.Заболевший ящуром рогатый скот поят холодной водой с добавлением соляной кислоты. Вычислите объемы водорода и хлора, необходимые для приготовления 10 г 8,3 % раствора кислоты (на 1 ведро).



2.Колодезную воду называют чистой. Какую очистку она прошла в толще земли? Можно ли ее назвать дистиллированной? Почему?



5 группа



1.В результате реакции соединения водорода с хлором образуется хлороводород, водный раствор которого-с оляная кислота – используется для орошении трав при силосовании. Определите объем хлороводорода, полученного при расходе хлора количеством вещества 5 моль.



2.Крупный животноводческий комплекс загрязняет окружающие водоемы не менее, чем промышленные предприятия. Как можно очистить животноводческие стоки?

Для зрителей

Рассчитайте массовую долю йода в йодиде калия. Сколько грамм йода можно получить из 1 моля йодида калия?



Литература:

1.Задания по химии для учащихся малокомплектной школы. Р.Н.Князева, В.П.Артемьев. Москва «Просвещение»,1993г.

2.Популярная библиотека химических элементов. Наука. Москва.1977г.

3.Экология и химия. Г.П.Никифорова. А.Ю. Жегин. Институт общего образования министерства образования Российской Федерации.1992 г.

Используемые презентации:

http://prezentacii.com/po_himii/2322-brom.html

http://prezentacii.com/biologiya/7374-iod-i-ego-rol-v-zhivom-organizme.html

http://prezentacii.com/po_himii/3697-hlor-fiziologicheskaya-i-patologicheskaya-rol-v-organizme-cheloveka.html


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока химии с экологической направленностью для 9 класса по теме «Галогены»

Автор: Бражник Наталья Николаевна

Дата: 14.07.2017

Номер свидетельства: 424074


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства