работать в нужном темпе, осуществлять самоконтроль.
Воспитательные:
воспитывать личностные качества - дисциплинированность, ответственность;
качества творческой деятельности - активность, увлеченность; наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: алгоритм решения задач по уравнениям реакций.
Уметь: решать задачи по уравнениям реакций, используя алгоритм.
Личностные: умение проводить самооценку, учебную мотивацию, определение границ собственного знания и незнания.
Метапредметные: умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль и коррекцию свей деятельности, инициативность и самостоятельность, умение использовать знако - символические средства, общие схемы решения.
Межпредметные связи: выполнение математических вычислений.
Ресурсы: карточки с алгоритмами и задачами для самостоятельного решения, калькулятор.
Форма урока: парная.
Технология: проблемная
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.Организацио-нный момент
(2 мин)
Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. Учёт отсутствующих.
Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.
Личностные:
Учебная дисциплина, позитивное отношение к школе и учителю, готовность к учебно- познавательной деятельности. Ответственное отношение к учению.
2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы
(9 мин)
Организует актуализацию мыслительных операций,достаточных для построения нового знания.
Давайте вспомним, что такое химическая формула?
Как называется вещество, формула которого Na2SO4?
Какую информацию дает нам эта формула?
Какие расчеты можно произвести по формуле вещества?
Какую информацию о реакции можно получить по соответствующему химическому уравнению
Na2SO4 + BaCl2 = 2 NaCl + BaSO4
Это вы сказали о качественной стороне. Но есть еще и количественная сторона реакции.
Na2SO4 + BaCl2 = 2 NaCl + BaSO4
Mr 142 208 58,5 233
М(г\моль)142;208;58,5;233
ν(моль) 1 1 2 1
m = М·ν 142 208 117 233
закон сохр. массы 350 = 350
Какие еще расчеты можно вести по уравнению реакции?
Сформулируйте тему урока.
Исходя из темы, сформулируйте цель урока.
Как будем работать?
Отвечают на вопросы учителя:
-Химическая формула – условная запись
качественного и количественного
состава вещества при помощи химических знаков индексов.
-Сульфат натрия
-Из химической формулы вещества можем узнать о качественном составе (вещество состоит из атомов натрия, серы, кислорода) и количественном составе (в состав входит 2 атома натрия, 1 атом серы, 4 атома кислорода).
-Можно рассчитать:
- относительную молекулярную массу
(Mr = 142),
- молярную массу вещества (М =142 г/моль),
- массовые доли элементов в веществе
(ω(Na) = 32%,
ω(S) = 23%, ω(О) = 45%)
При взаимодействии сульфата натрия
с хлоридом бария образуется хлорид
натрия и сульфат бария.
Это реакция обмена
Записывают в тетради результаты беседы
Решать задачи.
Формулируют тему:
«Расчеты по уравнениям реакций»
Формулируют цель: Научиться решать задачи по уравнениям
реакций.
Используя алгоритмы и работая в парах.
Познавательные
формируем умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Коммуникативные
формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, умение взаимодействовать друг с другом
Регулятивные
формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу
Личностные
формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
3.Изучение нового материала (20 мин)
Какие задачи должны выполнить на уроке?
Помогает парам, которые сами не могут разобраться.
Формулируют задачи:
-Разобрать алгоритм решения задач.
-Решить
самостоятельно задачи с взаимопроверкой.
-Решить задачи на закрепление.
Работают в парах с алгоритмами
(приложение), решают задачи с
взаимопроверкой.
Личностные
самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению
Предметные умения
должны уметь: решать задачи по уравнениям реакций, используя алгоритм оформлять условие и решение задачи
Метапредметные умения
Познавательные
Формируем умение использовать знако - символические средства, общие схемы решения.
Коммуникативные формируемучаствовать в парной работе
Регулятивные формируем умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль и коррекцию свей деятельности, инициативность и самостоятельность,
4.Закрепление нового материала, контроль (8 мин)
Проводит контроль правильности решения задач.
После усвоения
материала проводят первичное
закрепление – самостоятельно решают
задачи с последующей проверкой учителем.
Познавательные
Формируем умение использования общих приемов решения задач, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале
Регулятивные формируем умение управлять своей деятельностью, умение осуществлять контроль и коррекцию свей деятельности, инициативность и самостоятельность,
5.Рефлексия (4 мин)
Создаёт условия для заключительной рефлексии:
-Что нового изучили?
-Какова была цель урока? Достигли ли её?
-Какие возникали сложности при решении задач?
-Что необходимо знать для успешного решения задач?
-На что необходимо обратить внимание при решении задач?
Оценивают свою деятельность на уроке.
Коммуникативные:формируем умение слушать и понимать других; формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем; формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
6.Домашнее задание (2 мин)
Формулирует и комментирует домашнее задание.
§ 17 (разбор) до стр. 48 задачи 1,2.
Записывают Д/з в дневник
Личностные
самоопределение – демонстрируют ответственное отношение к обучению
Приложение
Карточка.
Часть 1.
Алгоритм решения задач по химическим уравнениям
Способ 1. «По количеству вещества»
1шаг: Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 г магния.
2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.
4 шаг: Найди количество известного вещества по формуле
ν = m : М
ν (Мg)= m (Мg): M(Мg)= 8г:24г/моль= 0,33 моль
5 шаг: Поставь полученное количество вещества над формулой вещества, над формулой неизвестного поставь х
0,33 моль х моль
2Мg + O2 = 2МgO
6 шаг: Под формулами веществ запиши количество вещества необходимых для реакции:
0,33 моль х моль
2Мg + O2 = 2МgО
2 моль 1 моль
7 шаг: Составь пропорцию и реши ее:
0,33 моль - х моль
2 моль - 1 моль х=0,167 моль
8 шаг: Найди массу неизвестного вещества по формуле m = М · ν:
m (O2)= М (O2) · ν (O2) = 0,167 моль ·32 г/моль=5,344 г
9 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,344 г.
Способ 2. «По массе вещества»
1 шаг: Прочитай задачу. Определите массу кислорода необходимого для сжигания 8 г магния.
2 шаг: Запиши дано задачи, найти, молярные массы веществ, используя соответствующие обозначения.
m (Мg)=8 г
m (O2)=?
М (Мg) = 24г/моль
М(02) = 32г/моль
3 шаг: Составь уравнение реакции 2Мg + O2 = 2 МgО
4 шаг: Над формулой известного вещества записать массу, над формулой неизвестного вещества поставить х г.
8 г х г
2Мg + 02 = 2 МgO
5 шаг: Под формулами веществ, о которых идет речь, записать массы веществ, рассчитанные по формуле m= M· ν, где ν - коэффициент перед формулой вещества:
8 г х г
2Мg + 02 = 2 МgO
48 г 32 г
6 шаг: Составь пропорцию и решите ее:
8 г - х г
48 г - 32 г m(O2)=х = 5,34г
7 шаг: Запиши ответ: масса кислорода 5,34 г
Часть 2.
Задачи для совместного решения
Определите массу железа необходимого для получения 43,5 г хлорида железа (ІІІ).
Определите массу углекислого газа, который образуется при сгорании 36 г угля (углерода).
Часть 3.
Задачи для самостоятельного решения
Рассчитайте массу и количество вещества углекислого газа, если разложилось 50 г карбоната кальция (СаСО3).
Сколько грамм сульфида алюминия (Al2S3) можно получить при взаимодействии 227 г алюминия с серой.
Какое количество вещества водорода прореагировало с углеродом, если образовалось 0,6 моль этана (С2Н6).