СОШ № 20
Обобщение и повторение темы: «Кислородсодержащие органические вещества»
11 «А» класс
Учитель химии Искакова С.И.
г Уральск 2010
Цель урока:
Закрепить и систематизировать знания учащихся по кислородсодержащим органическим соединениям.
Контроль знаний учащихся.
Задачи:
обобщение и закрепление знаний об особенностях в строении предельных одноатомных спиртов, альдегидов и карбоновых кислот, совершенствовать умения в составлении структурных формул гомологов и изомеров.
развитие умений самостоятельной работы; формирование умений работать с дополнительной литературой и составлять презентации. Развитие умений самоконтроля и самооценки.
формирование у школьников “ Я концепции” ( “ Я способен”, “Я справлюсь”, “Я могу” ).
Оборудование:
Эпиграф: «Повторение мать учения»
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Класс делим на 3 группы по 7 человек. На столах, вокруг которых сидят учащиеся, ставим таблички с номерами групп (№ 1,2,3), дидактические карточки и оценочные листы группы.
II . Работа учащихся в группах.
1этап: Химическая эстафета.
К доске приглашаются по одному ученику от каждой группы, объясняется задание: “На карточке записаны названия веществ, вам необходимо прописать соответствующую молекулярную формулу и передать карточку следующему ученику из своей группы”.
Каждая правильно прописанная химическая формула оценивается в 1 балл. Ответы проверяются учителем сразу и капитан группы проставляет баллы в оценочный лист.
1 группа | 2 группа | 3 группа |
метанол глицерин бутаналь пентан уксусная кислота | фенол хлорпропан этаналь муравьиная кислота пропанол | Масляная кислота пропаналь гексан этанол бензол |
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ГРУППЫ.
Номер группы, фамилии учащихся | 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | 6 этап |
| | | | | | |
2 этап: “ Узнай вещество…”
Каждая группа получает формулу кислородсодержащего органического соединения. Необходимо описать данное вещество по плану.
Название вещества
К какому классу относится
Общая формула класса вещества
Особенности в строении
Физические свойства
Характерные типы реакций.
1 группа 2 группа 3группа
О О
С2Н5ОН H - С СН3-С
ОН Н
Подготовка в группе – 3 минуты, отвечает устно один ученик от группы. Задание учителем оценивается в 6 баллов ( 6 вопросов по 1 баллу каждый). Результаты капитан команды (группы) заносит в оценочный лист
3 этап: “ Знаю ли я гомологи?”
От каждой группы к доске выходят по одному ученику. Задание: Для вещества, которое вы получили на 2 этапе урока ( 1-я группа – этанол, 2-я группа –муравьиная кислота, 3-я группа – этаналь,), запишите структурные формулы гомологов, состоящих из :
А). Трёх атомов углерода;
Б). Пяти атомов углерода.
В). Шести атомов углерода. Назовите вещества.
Задание оценивается в 3 балла, и результаты проставляются в оценочный лист!
4 этап : “ Я умею составлять изомеры!”
Задание выполняется учащимися в группах.
“ На 2-м этапе урока вы получили конкретное вещество : 1 группа – этанол, 2 группа- муравьиную кислоту , 3 группа – уксусный альдегид. Для вещества данного класса, содержащего 7 атомов углерода, составить структурные формулы пяти изомеров Назовите вещества”.Ответы сдают учителю на проверку и приступают к выполнению следующего задания.
5 этап “ Генетическая связь между кислородсодержащими органическими соединениями”
Задание: Осуществить превращение.
1группа : метан ацетилен уксусный альдегид уксусная кислота ацетат магния
2 группа: этилен этанол этаналь этановая кислота метиловый эфир уксусной кислоты
За одно верно прописанное уравнение ставится 1 балл, итого – 4 балла за все задание.
6 этап: «Конкурс капитанов»
1.Эта кислота содержится в выделениях муравьёв, в соке крапивы.
2.Эта кислота входит в виде эфира с глицерином в состав сливочного масла. В промышленном масштабе получают окислением бутилового спирта.
3.Эта кислота широко используется в синтезе различных солей, эфиров, лекарственных веществ, в пищевой промышленности как консервирующее и вкусовое вещество.
4.Ледяная уксусная кислота-это…
5.Уксусная эссенция-это…
6.Столовая уксусная вода-это…
7.Эта кислота входит в состав облепихового масла, у этой кислоты низкая температура плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими. Эта кислота обесцвечивает бромную воду, при этерификации с глицерином образует жидкий жир.
8.Кислота, до 400 грамм которой образуется в организме человека за сутки в результате обмена веществ.
9.Расположить эти кислоты в порядке возрастания кислотных свойств:
а) фторуксусная кислота F-CH2COOH
б)уксусная кислота СН3-СООН
в)хлоруксусная кислота Cl-CH2-COOH
г) муравьиная кислота Н-СООН
д)трифторуксусная кислота F3-C-COOH
За один правильный ответ 1 балл, итого 9баллов.
Подведение итогов, заключительное слово учителя:
Тот, кто повторил свой урок сто раз, - не тот , кто повторил его сто один раз.
«Талмуд. Мишна ll в. н. э.»