Конспект практического занятия "Определение органических веществ в молоке"
Конспект практического занятия "Определение органических веществ в молоке"
Данная практическая работа может проводиться в 9 или 10 классах при обобщении знаний о кислородсодержащих органических веществах. При проведении работы используются доступные реактивы и оборудование, имеющиеся в школьной лаборатории. Практическая работа имеет непосредственную связь с жизнью, т.к. учащиеся определяют наличие изученных органических веществ в продуктах питания с помощью практических умений. Для определения веществ учащиеся используют свои знания о качественных реакциях на органические соединения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект практического занятия "Определение органических веществ в молоке" »
5
Методическая разработка
Учителя химии и биологии Серегиной Ларисы Валерьевны
Практическая работа
«Обнаружение органических веществ в коровьем или козьем молоке»
Данную практическую работу можно проводить с учащимися 9 класса, в конце изучения темы «Органические вещества» и в 10 классе при выполнении работы «Идентификация органических соединений».
Цель: Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме: «Кислородосодержащие органическиесоединения».
Задачи:
Выявить зависимость свойств веществ от строения на основе экспериментальных и справочных данных.
Развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез и обобщение, пространственное мышление).
Самостоятельно применять полученные знания и использовать их в новых условиях.
Структура урока:
Организационный момент.
Подготовка классного помещения к проведению практической работы – расстановка дежурными комплектов реактивов и необходимого оборудования для проведения работы.
Приветствие и организация внимания.
Актуализация знаний.
Проведение текущего инструктажа по технике безопасности при работе с растворами кислот и щелочей.
Повторение и обобщение знаний обучающихся о качественных реакциях на основные классы органических веществ.
Ход урока:
Вводный инструктаж педагога:
- сообщение названия практической работы;
- разъяснение задач практической работы;
- ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, реактивы, приспособления);
- ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по работе с инструктивной картой);
- предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы.
Самостоятельная работа обучающихся по инструктивной карте.
- целевые обходы (инструктирование по выполнению отдельных операций и задания в целом, его эффективное и рациональное выполнение, оказание помощи слабо подготовленным детям, контроль за бережным отношением обучающихся к средствам обучения);
Заключительный инструктаж педагога:
- анализ выполнения самостоятельной работы обучающимися;
- разбор типичных ошибок, вскрытие их причин;
- составление отчета по проделанной работе и формулирование выводов.
Уборка рабочих мест.
Инструктивная карта к практической работе по теме:
«Обнаружение органических веществ в коровьем или козьем молоке».
Сформулируйте цель работы: Определить опытным путем наличие в молоке основных органических веществ (белков, жиров и углеводов).
Оборудование: спиртовка, штатив с пробирками, пробиркодержатель.
В пробирку помещаем несколько капель 10% раствора соляной кислоты и 2мл молока. Образовавшийся белок отфильтровываем, промываем и испытываем с помощью биуретовой реакции.
Опыт 2. Проведение биуретовой реакции.
В пробирку поместить раствор полученного белка и добавить 2 мл 10% раствора гидроксида натрия и 5-6 капель 1%раствора сульфата меди (II). Содержимое пробирки перемешивают встряхиванием и оставляют при комнатной температуре на 10 минут для развития окраски.
2 этап: ОПРЕДЕЛЕНИЕ УГЛЕВОДОВ
Опыт 3. Качественная реакция на глюкозу.
В пробирку налить 1 мл 10% раствора гидроксида натрия и 5-6 капель 1%раствора сульфата меди (II), добавить 2 мл фильтрата из опыта 1. Образуется раствор синего цвета. Пробирку нагреть в пламени спиртовки до образования осадка и изменения синего цвета на желтый, а затем на красный.
3 этап: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИРОВ
Жиры – это вещества, относящиеся к классу сложных эфиров, и образованы из глицерина и высших органических кислот. При гидролизе мы получим исходные вещества.
Опыт 4. Гидролиз молочного жира.
Взять 2 мл молока и добавить 2 мл 10% раствор гидроксида натрия, полученную смесь нагреть. С продуктами проводим качественную реакцию.
Опыт 5. Качественная реакция на глицерин.
В пробирку налить 2 мл 10% раствора гидроксида натрия и 5-6 капель 1%раствора сульфата меди (II), добавить охлажденную смесь продуктов гидролиза. После перемешивания наблюдаем появление ярко синего окрашивания.
Результаты практической работы оформить в виде таблицы:
№ опыта
Что делали
Что наблюдали
Выводы
1
2
3
4
5
В конце урока сделать вывод, исходя из поставленной цели.