kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок - конкурс «Кислородсодержащие органические вещества»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессия: Автомеханик

Цель: Вспомнить строение и характерные свойства веществ разных классов;

           Уточнить функциональные группы этих веществ;

           Закрепить навыки составления формул изомеров веществ, названий веществ, взаимозависимость «строение – свойства – применение» веществ;

           Оценить свое умение давать полный развернутый ответ, давать рецензию  ответам  товарищей.

Оснащение урока:

  1. < >II), щелочи; спиртовка, держатель, спички, индикаторная бумага, чистые пробирки.

    Набор шариков и стержней, магнитных трафаретов для составления моделей молекул веществ.

  2. Карточки с заданиями для 3-х групп; три листа оценки ответов (Приложение).

  3. Таблица «Функциональные группы органических веществ».

    Тип урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические вещества».

    Методы: Словесные- фронтальная беседа, монологические ответы обучающихся;

               Наглядные -  демонстрация результатов исследования, моделей, таблицы;

               Практические – работа с химическими веществами, составление моделей молекул, формул изомеров, составление уравнений реакций, решение задач (если останется время!).

    Методические приемы: Логические – сравнение, анализ, обобщение, формулирование   выводов.

    Формы организации работы: фронтальная, групповая (3 группы) и индивидуальная.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок - конкурс «Кислородсодержащие органические вещества»»

Министерство образования и науки Челябинской области

Пластовский технологический филиал

ГБПОУ «Копейский политехнический колледж

имени С.В.Хохрякова»























«Кислородсодержащие органические вещества»

Методическая разработка

обобщающего урока – конкурса

Составила: Плотникова О.П. преподаватель химии









Пласт 2015 год





Урок – конкурс

по теме «Кислородсодержащие органические вещества»

Группа 1А 14

Профессия: Автомеханик

Цель: Вспомнить строение и характерные свойства веществ разных классов;

Уточнить функциональные группы этих веществ;

Закрепить навыки составления формул изомеров веществ, названий веществ, взаимозависимость «строение – свойства – применение» веществ;

Оценить свое умение давать полный развернутый ответ, давать рецензию ответам товарищей.

Оснащение урока:

  1. Три лотка с растворами уксусной кислоты, глицерина, формальдегида, сульфата меди (II), щелочи; спиртовка, держатель, спички, индикаторная бумага, чистые пробирки.

  2. Набор шариков и стержней, магнитных трафаретов для составления моделей молекул веществ.

  3. Карточки с заданиями для 3-х групп; три листа оценки ответов (Приложение).

  4. Таблица «Функциональные группы органических веществ».

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Кислородсодержащие органические вещества».

Методы: Словесные- фронтальная беседа, монологические ответы обучающихся;

Наглядные - демонстрация результатов исследования, моделей, таблицы;

Практические – работа с химическими веществами, составление моделей молекул, формул изомеров, составление уравнений реакций, решение задач (если останется время!).

Методические приемы: Логические – сравнение, анализ, обобщение, формулирование выводов.

Формы организации работы: фронтальная, групповая (3 группы) и индивидуальная.



План урока

  1. Организационный момент (до 3 минут)

  2. Основная часть урока – конкурса (до 35 минут)

  3. Обобщение. Подведение итогов урока (5 – 7 минут).



План основной части урока – конкурса:

  1. Постановка цели (на экране).



  1. Объяснение условий всем группам и выбранному заранее «Совету Справедливых» (из 3 обучающихся из гр.ПК 14 ):

- время ответа у доски – до 5 минут

- за каждое верное дополнение любой команды добавляется 0,5 балла

- за подсказки и хоровые ответы снимаются по 0,5 балла

- оценивание проводится по 5-балльной системе.

3. Раздача заданий группам (в конвертах, после жеребьевки)

У доски 3-ое обучающихся (по 1 от каждой группы) работают по темам

- предельные одноатомные спирты

- альдегиды

- карбоновые кислоты

Это задание 1

Карточка с заданием выглядит следующим образом:

Фамилия химика-теоретика


Группа №

1. Составить гомологический ряд …….. , их общую формулу

2. Обозначить распределение электронной плотности в молекуле

3. Дать определение веществам этого класса



На местах каждая группа выполняет эксперимент (3 чел.), занимается моделированием (3-ое), составлением формул изомеров веществ (3-ое) (роли в группе распределяются по желанию обучающихся). Результаты оформляются на листах ответов, где указываются :

Задание 2



Фамилия химика-экспериментатора


Группа №



Среди выданных растворов альдегида, глицерина и уксусной кислоты (в пробирках под номерами) найти ….. Составить алгоритм решения экспериментальной задачи.

Задание 3

Для первой группы:

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать этанол: H2O, O2, Cl2, HCl, NaOH, Na, H2SO4 k при t0 ? Уравнения возможных реакций написать на доске. Сделать вывод по химическим свойствам спиртов.

Для другой группы:

С какими из перечисленных веществ будет реагировать формальдегид:H2O, Н2, CuO, Cu(OH)2, NaOH, Na, аммиачный раствор оксида серебра? Уравнения возможных реакций написать на доске. Сделать вывод по химическим свойствам альдегидов.

Для третьей группы:

С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать уксусная кислота: H2, C2H5OH, Cu(OH)2, H2SO4, CaCO3, CaO? Уравнения возможных реакций написать на доске. Сделать вывод по химическим свойствам карбоновых кислот.





Задание 4 на моделирование (химики - моделисты):

Составить шаростержневую или магнитную модель одного гомолога из класса (спиртов, альдегидов, карбоновых кислот). Показать модель, дать необходимый комментарий, указать функциональную группу.

Задание 5 на составление изомеров (можно – из другого класса веществ):

Фамилия химика-теоретика


Группа №

Для третьей группы:

Составить все возможные изомеры для вещества с общей формулой С4Н10О. Дайте им названия. Какие вещества называются изомерами?

Для второй группы: С4Н8О2

Для первой группы: С4Н8О.

4.Фронтальная работа с группами

Задание 6 на знание формул и свойств веществ. На 3 транспарантах с 2-х сторон написаны формулы:

- метилэтилового эфира и пентаналя

- масляной кислоты и фенола

- пропанола-2 и этилацетата.

Вопросы: - Класс соединения?

- Докажите

- Дайте название

- Газ или жидкость? Почему?

- Подвергается ли гидролизу?

- Каким веществам изомерно?

- Назовите еще одного представителя данного класса веществ. И т.д…

По мере освобождения доски выходят следующие учащиеся каждой группы, отвечают на вопросы по химическим свойствам веществ (см. карточки).

Все учащиеся выслушивают ответы, рецензию дают группы – соперники. По каждому вопросу обязательно формулируется краткий вывод. При затруднениях отвечающих вывод делают учащиеся из другой группы.



5. Соревнование групп на знание областей применения альдегидов, спиртов, карбоновых кислот. (Задание 7)

6. При наличии свободного времени группы решают задачи (Задание 8):

  • Какой объем воздуха (у.н.) потребуется для сжигания 6,4 г метилового спирта?

  • Какой объем муравьиного альдегида (у.н.) потребуется для получения 16 г 20%-го раствора метанола?

  • Сколько г раствора уксусной кислоты с массовой долей кислоты 10% вступает во взаимодействие с гидроксидом натрия, если образуется 41 г ацетата натрия?



7.Подведение итогов. Слово «Совету Справедливых» (арбитрам).

Выводы и обобщения по теме урока.

Еще раз внимание на цели урока (экран!). Выполнили их? Пожелания обратить внимание на недочеты, на рассмотрение строения и свойств веществ в сравнении.

Работа групп оценивается с учетом вклада каждого члена команды в конкурсе. (Лучшие химики-теоретики, лучшие экспериментаторы, лучшие моделисты…) В отдельных случаях выставляются отметки в классный журнал. Домашнее задание – подготовиться к контрольной работе по теме, решить предложенные задачи (если на уроке времени на решение не хватило).





Приложение



Лист оценки работы групп



№ группы

№1

№2

№3

Задание 1. Гомологические ряды (Теоретики)

Оценка

-кто дополнял

Спирты

Альдегиды

Карб. кислоты

Задание 2.

Распознавание веществ (экспериментаторы)




Задание 3. Химические свойства веществ (эспериментаторы)




Задание 4. Моделирование (моделисты)





Задание 5. Составление изомеров (теоретики)





Задание 6.Знание формул

(все учащиеся)




Задание 7. Применение веществ

(все учащиеся)





Задание 8. Решение задач







Сумма баллов, место









Задание 1



Фамилия химика-теоретика


Группа № 1

1. Составить гомологический ряд предельных одноатомных спиртов, их общую формулу


2. Обозначить распределение электронной плотности в молекуле


3. Дать определение веществам этого класса








Задание 1



Фамилия химика-теоретика


Группа № 2

1. Составить гомологический ряд альдегидов, их общую формулу


2. Обозначить распределение электронной плотности в молекуле


3.Дать определение веществам этого класса




Задание 1



Фамилия химика-теоретика


Группа № 3

1. Составить гомологический ряд одноосновных карбоновых кислот, их общую формулу


2. Обозначить распределение электронной плотности в молекуле


3.Дать определение веществам этого класса






Задание 2

Фамилия химика-экспериментатора



Группа № 1


Среди выданных растворов альдегида, глицерина и уксусной кислоты (в пробирках под номерами) найти альдегид. Составить алгоритм решения экспериментальной задачи.

Задание 2

Фамилия химика-экспериментатора



Группа № 2





Среди выданных растворов альдегида, глицерина и уксусной кислоты (в пробирках под номерами) найти уксусную кислоту. Составить алгоритм решения экспериментальной задачи.



Задание 2



Фамилия химика-экспериментатора


Группа № 3





Среди выданных растворов альдегида, глицерина и уксусной кислоты (в пробирках под номерами) найти глицерин. Составить алгоритм решения экспериментальной задачи.

Задание 3

Фамилия химика-экспериментатора


Группа № 1



С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать этанол: H2O, O2, Cl2, HCl, NaOH, Na, H2SO4 k при t0 ? Уравнения возможных реакций написать на доске. Сделать вывод по химическим свойствам спиртов.

Задание 3

Фамилия химика-экспериментатора


Группа № 2



С какими из перечисленных веществ будет реагировать формальдегид:H2O, Н2, CuO, Cu(OH)2, NaOH, Na, аммиачный раствор оксида серебра? Уравнения возможных реакций написать на доске. Сделать вывод по химическим свойствам альдегидов.

Задание 3

Фамилия химика-экспериментатора


Группа № 3



С какими из перечисленных веществ будет взаимодействовать уксусная кислота: H2, C2H5OH, Cu(OH)2, H2SO4, CaCO3, CaO? Уравнения возможных реакций написать на доске. Сделать вывод по химическим свойствам карбоновых кислот.







Задание 8 Группа 1

  • Решить задачу:



  • Сколько г раствора уксусной кислоты с массовой долей кислоты 10% вступает во взаимодействие с гидроксидом натрия, если образуется 41 г ацетата натрия?



Задание 8 Группа 2



  • Решить задачу:

Какой объем воздуха (у.н.) потребуется для сжигания 6,4 г метилового спирта?

Задание 8 Группа 3

  • Решить задачу:



  • Какой объем муравьиного альдегида (у.н.) потребуется для получения 16 г 20%-го раствора метанола?



Задание 4



Фамилия химика-моделиста


Группа № 1



Составить шаростержневую или магнитную модель одного гомолога из класса альдегидов. Показать модель, дать необходимый комментарий, указать функциональную группу.





Задание 4 на моделирование



Фамилия химика-экспериментатора


Группа № 2



Составить шаростержневую или магнитную модель одного гомолога из класса спиртов. Показать модель, дать необходимый комментарий, указать функциональную группу.

Задание 4 на моделирование

Фамилия химика-экспериментатора


Группа № 3



Составить шаростержневую или магнитную модель одного гомолога из класса карбоновых кислот. Показать модель, дать необходимый комментарий, указать функциональную группу.

Задание 5

Фамилия химика-теоретика


Группа № 3



Составить все возможные изомеры для вещества с общей формулой С4Н10О. Дайте им названия. Какие вещества называются изомерами?

Задание 5



Фамилия химика-теоретика


Группа № 2



Составить все возможные изомеры для вещества с общей формулой С4Н8О2. Дайте им названия. Какие вещества называются изомерами?



Задание 5



Фамилия химика-теоретика


Группа № 1



Составить все возможные изомеры для вещества с общей формулой С4Н8 О. Дайте им названия. Какие вещества называются изомерами?








































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок - конкурс «Кислородсодержащие органические вещества»

Автор: Плотникова Ольга Петровна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 292943


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства