Химические реакции в природе и жизнедеятельности живых организмов и человека;
Химические реакции в природе и жизнедеятельности живых организмов и человека;
Урок является закрепляющим понятия- химическая реакция и виды явлений. Направлен для вовлечение учащихся в проведение химических реакций. Дается опережающее задание подготовить опыты используя реактивы доступные для любого желающего. Учащиеся активно готовят опыты и демонстрируют их перед всем классом. Для предмета химия данный урок незаменим, так как показывает учащимся, что химия не гже-то далеко, а вокруг нас и рядом с нами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Природа создала множество живых организмов – простых и сложных, похожих и совершенно не похожих друг на друга. Вместе с неживой природой они образовали сложную, но гармоничную систему – природу Земли. Внимательно осмотритесь вокруг. Где вы не были: дома, в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое химических реакций происходит вокруг нас. А какое множество тайн и загадок таят в себе? Ведь можно жить и не замечать химические реакции вокруг нас, но тем не менее они всегда происходят вокруг нас, внутри нас!
Повторение материала
1 этап. Активизация знаний
Учитель:
Тема нашего урока посвящена химическим реакциям. Слайд №1. Сегодня нам с вами предстоит
Повторить, что такое химическая реакция.
Выяснить, по каким признакам можно определить химическую реакцию.
Выяснить, при каких условиях протекает химическая реакция.
Для этого мы сейчас вспомним, какие явления относятся к физическим, а какие – к химическим. Слайд №2.
Что такое химия? Что она изучает?
Какие явления происходят в природе?
Что происходит при физическом явлении? Приведите примеры.
А что происходит при химической реакции? Приведите примеры.
С помощью чего выражают состав химического вещества?
Какие признаки химической реакции вы знаете? Сейчас я вам раздам лепестки цветка и на них вы напишите признаки химических реакций, а в середине будет слово Реакция. Соберем наш цветок на доске. Теперь при проведении своих опытов вы будете опираться на наш цветок, выявляя какие признаки химических реакций вы наблюдаете.
2 этап. Химические опыты и признаки их протекания. Слайд №3.
Домашнее задание у вас было подготовить и показать всему классу химические реакции с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни и рассказать из о их значении для человека, то есть, для нас с вами. Я надеюсь, что сегодня мы узнаем много нового и после этого урока вы по другому будете рассматривать мир вокруг себя.
Но прежде, чем вы покажете подготовленные вами опыты, повторим правила техники безопасности. Задаются вопросы по технике безопасности. Слайд №4.
– как правильно нюхать вещество? – в какую сторону нужно держать пробирку, в которой идет реакция? – можно ли пробовать вещества на вкус? – как правильно зажигать спички?
3 этап. Демонстрация опытов и определение признаков реакции.
1 Вулкан – 1 ученик. Слайд №5
Нам понадобится материал для самого вулкана. Лепим вокруг банки на какой-либо подставке (картон, коробка, доска, столешница) гору с кратером, которым и будет являться замаскированное горлышко банки. Далее насыпаем в кратер 1 столовую ложку питьевой соды (гидрокарбонат натрия), столько же любой жидкости для мытья посуды, несколько капель красного пищевого красителя или свекольного сока для придания нужно цвета лаве. Дозировка дана в расчете на банку вместимостью 100-150 мл. Если теперь влить в жерло вулкана 40-50 мл столового уксуса 3-9%, начнется извержение, и из жерла повалит бурлящая пена.
Происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу переливаться через края кратера. Все совершенно безвредно и безопасно: NaHCO3 (бикарбонат натрия, или сода) + HC2H3O2 (уксусная кислота) = NaC2H3O2 (ацетат натрия) + CO2 (углекислый газ) + H2О (вода). Средство для мытья посуды заставит «лаву» сильнее пузыриться.
Заодно можно рассказать о том, что такая модель применяется в весьма мирных целях – например, на кухне, когда замешиваем тесто. При соединении кислоты со щелочью образуется углекислый газ – он-то и делает тесто пышным, образуя в нем пузырьки и воздушные дорожки. И делают это его старые знакомые – сода и уксус.
2. Адсорбция- 2 ученик. Слайд №6
С физико-химическим явлением, о котором сейчас пойдет речь, знаком, наверное, каждый, хотя, может быть, не все знают, что оно называется адсорбцией. Если даже вы и не проходили адсорбцию на уроках, наблюдали вы ее неоднократно. Как только вы сажаете чернильную кляксу на бумагу или, что гораздо хуже, на одежду, так сразу и знакомитесь с этим явлением. Когда поверхность одного вещества (бумаги, ткани и т. д.) поглощает частицы другого вещества (чернил и проч.), это и есть адсорбция.
Очень хороший адсорбент — уголь. Причем не каменный, а древесный, и не просто древесный, а активный (активированный). Такой уголь продают в аптеках, обычно в виде таблеток. С него и начнем опыты по адсорбции.
Приготовьте бледный раствор чернил любого цвета и налейте в пробирку, но не доверху. Положите в пробирку таблетку активного угля, лучше растолченного, закройте пальцем и встряхните как следует. Раствор посветлеет на глазах. Поменяйте раствор на какой-либо другой, но тоже окрашенный — пусть это будет разбавленная гуашь или акварель. Эффект окажется таким же. А если взять просто кусочки древесного угля, то они будут поглощать краситель значительно слабее.
В этом нет ничего странного: активный уголь отличается от обычного тем, что у него гораздо большая поверхность. Его частицы буквально пронизаны порами (для этого уголь особым способом обрабатывают и удаляют из него примеси). А коль скоро адсорбция — это поглощение поверхностью, то ясно: чем больше поверхность, тем и поглощение лучше. Адсорбенты способны поглощать вещества не только из растворов.
3. Такие обычные спички!? – 3 ученик. Слайд №7.
Первые настоящие спички были изобретены 10 апреля 1833 года, когда в массу для спичечных головок был введён жёлтый фосфор. Именно этот день и считается днём рождения первой спички.
Из чего делают спички?
Большинство предприятий по производству спичек делают их из осины.
Почему спички горят?
Когда мы трём головкой спички о стенку коробка, начинается серия химических реакций. На коробок нанесена намазка. Она состоит из кpacнoгo фосфора, наполнителей и клея. При трении частицы кpacнoгo фосфора переходят в белый, он нагревается и загорается уже при 50 градусах. Сначала загорается коробок, а не спичка. Чтобы намазка на коробке не сгорела вся сразу, в её состав вводят флегматизаторы. Они поглощают часть выделенного тепла.
Половина массы головки — окислители, в частности бертолетова соль. При разложении она легко отдаёт кислород. Чтобы понизить температуру разложения бертолетовой соли, в состав массы добавляют катализатор — двуокись марганца. Основным горючим веществом является сера. Чтобы головка не сгорала слишком быстро и не разлеталась на части, в массу добавляют наполнители: молотое стекло, цинковые белила, железный сурик. Всё это связано вместе разными клеями.
Для чего используют спички?
Спички предназначены для:
– получения открытого огня в бытовых условиях;
– розжига костра, печей, примусов, керогазов;
– зажигания стеариновых и восковых свечей;
– прикуривания сигарет, сигар и др.
Также спички используют и не по назначению:
– для занятий прикладными видами искусства при постройке домиков, замков, для изготовления декоративных поделок;
«Царь-спичка» длиной в 7,5 метра, которую изготовили в городе Чудово.
Интересные факты
1. Спички с разноцветными головками (красными, синими, коричневыми, зелёными и др.), вопреки существующему мифу, отличаются друг от друга только цветом. Горят они абсолютно одинаково.
2. Горючая масса для спичек когда-то готовилась из белого фосфора. Но потом выяснилось, что вещество это вредно для здоровья — образующийся при горении дым был ядовит, а для самоубийства было достаточно съесть всего лишь одну спичечную головку.
3. Первая российская спичечная мануфактура была зарегистрирована в 1837 году в Петербурге. В Москве же первая фабрика появилась в 1848 году. Поначалу спички производились из белого фосфора. Безопасный красный фосфор стали использовать только в 1874 году.
4. Спичечный коробок советского/российского образца по ГОСТу имеет длину ровно 5 см, что позволяет с его помощью измерять размеры предметов.
5. С помощью спички можно вывести чернильное пятно с клеёнки. Для этого необходимо немного увлажнить загрязнённую поверхность клеёнчатой скатерти и потереть головкой спички пятно. После исчезновения загрязнения клеёнку необходимо смазать оливковым маслом, а затем вытереть ватным тампоном.
4. Волшебный порошок - 4 ученик. Слайд №8.
Растворили стиральный порошок в воде, взбили пену и объяснили значение его применения в быту человека.
5. Быстрая лапша – 5 ученик. Слайд №9.
Лапша быстрого приготовления (рамен, рамэн) — специально обработанная (например, обжаренная в масле) сухая лапша, для приготовления которой достаточно добавить горячую воду и прилагающиеся приправы. Продукт дешёв и прост в приготовлении, что делает его одним из самых популярных блюд в мире.
Рамэн — это также название японской лапши китайского происхождения.
Считается, что первой лапшой быстрого приготовления была китайская лапша Е-фу, появившаяся в XVI веке в Китае. Бытует мнение, что повар магистрата города Янчжоу использовал сильно обжаренную лапшу, которую можно было подавать гостям, просто разогревая с различными бульонами.
Эта лапша недавно вошла в нашу жизнь, и у нее есть интересное свойство, которое может пригодиться туристам или путешественникам – в сухом виде она горит. Отломить небольшой кусочек лапши и поджечь его.Лапша горит, как и все сухие органические вещества, превращаясь в черный уголь. При этом выделяется большое количество тепла.
Опыты бывают не только полезные, но и просто интересные:
6. "Черная гадюка"- 6 ученик. Слайд №10.
Насыпьте в тарелку 3--4 столовые ложки сухого просеянного речного (морского) песка, сделайте из него горку с углублением на вершине, пропитайте песок этиловым спиртом, а потом заложите в углубление горки хорошо растертую в ступке смесь из 1 столовой ложки сахарной пудры и 1 чайной ложки питьевой соды. Смесь подожгите. Через 2--3 минуты на поверхности смеси появятся черные шарики, а у основания -- черная жидкость. Когда почти весь спирт сгорит, смесь почернеет, и из песка медленно выползет извивающаяся толстая черная змея с "воротником" из догорающего спирта. Чем дольше горит спирт, тем длиннее получится змея. В пламени горящего спирта сахар плавится и обугливается, а выделяющийся из соды углекислый газ заставляет горящую массу двигаться.
7. Стряхивающиеся чернила – 7 ученик. Слайд № 11.
Раствори крахмал в. воде до густоты сливок и подлей к нему йод.
Крахмал посинеет. Если йода подлить больше, то раствор станет почти черным. "Чернила" готовы. Напиши ими на бумаге любую фразу и дай высохнуть. Затем щелкни по бумаге пальцем или протри чистой сухой тряпочкой - написанное исчезнет.
4 этап.Закрепление Слайд №12.
1. Беседа по вопросам:
Учитель: Итак, ребята, теперь вы можете ответить на вопросы.
Что такое химическая реакция?
По каким признакам можно определить химическую реакция?
Какие условия необходимы для течения химической реакции?