kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Химические реакции в природе и жизнедеятельности живых организмов и человека;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок является закрепляющим понятия- химическая реакция и виды явлений. Направлен для вовлечение учащихся в проведение химических реакций. Дается опережающее задание подготовить опыты используя реактивы доступные для любого желающего. Учащиеся активно готовят опыты и демонстрируют их перед всем классом. Для предмета химия данный урок незаменим, так как показывает учащимся, что химия не гже-то далеко, а вокруг нас и рядом с нами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Химические реакции в природе и жизнедеятельности живых организмов и человека;»

Тема: Химические реакции в природе и жизнедеятельности живых организмов и человека;

Цель урока: Закрепить признаки химических реакций и обратить внимание учащихся на химические реакции происходящие вокруг них в повседневной жизни.

Задачи урока:

  • Повторить отличия химических явлений от физических.

  • Повторить признаки и условия течения химических реакций.

  • Показать опытным путем значение химических реакций в природе и жизни человека.

  • Способствовать развитию умения  анализировать и оценивать факты, делать выводы на основе сравнения.    

  • Развивать любознательность учащихся и познавательный интерес к предмету.

Вид урока: урок-исследование.

Опережающее задание: подготовить опыты.

Оборудование: стаканы, стеклянные палочки, спички, чашки, ватные палочки, макет вулкана, картон. Компьютер и презентация.

Реактивы: спирт, сода, уксусная кислота, крахмал, йод, песок, сахарная пудра, активированный уголь, стиральный порошок, лапша быстрого приготовления


ХОД УРОКА

Организационный момент.

Эмоциональный настрой класса

Природа создала множество живых организмов – простых и сложных, похожих и совершенно не похожих друг на друга. Вместе с неживой природой они образовали сложную, но гармоничную систему – природу Земли. Внимательно осмотритесь вокруг. Где вы не были: дома, в школе, на улице или в транспорте – вы увидите, какое химических реакций происходит вокруг нас. А какое множество тайн и загадок  таят в себе? Ведь можно жить и не замечать химические реакции вокруг нас, но тем не менее они всегда происходят вокруг нас, внутри нас!

Повторение материала

1 этап. Активизация знаний

Учитель:

Тема нашего урока посвящена химическим реакциям. Слайд №1.
Сегодня нам с вами предстоит

  • Повторить, что такое химическая реакция.

  • Выяснить, по каким признакам можно определить химическую реакцию.

  • Выяснить, при каких условиях протекает химическая реакция.

Для этого мы сейчас вспомним, какие явления относятся к физическим, а какие –  к химическим. Слайд №2.

  • Что такое химия? Что она изучает?

  • Какие явления происходят в природе?

  • Что происходит при физическом явлении? Приведите примеры.

  • А что происходит при химической реакции? Приведите примеры.

  • С помощью чего выражают состав химического вещества?

  • Какие признаки химической реакции вы знаете? Сейчас я вам раздам лепестки цветка и на них вы напишите признаки химических реакций, а в середине будет слово Реакция. Соберем наш цветок на доске. Теперь при проведении своих опытов вы будете опираться на наш цветок, выявляя какие признаки химических реакций вы наблюдаете.

2 этап. Химические опыты и признаки их протекания. Слайд №3.

Домашнее задание у вас было подготовить и показать всему классу химические реакции с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни и рассказать из о их значении для человека, то есть, для нас с вами. Я надеюсь, что сегодня мы узнаем много нового и после этого урока вы по другому будете рассматривать мир вокруг себя.

Но прежде, чем вы покажете подготовленные вами опыты, повторим правила техники безопасности. Задаются вопросы по технике безопасности. Слайд №4.

– как правильно нюхать вещество?
– в какую сторону нужно держать пробирку, в которой идет реакция?
– можно ли пробовать вещества на вкус?
– как правильно зажигать спички?

3 этап. Демонстрация опытов и определение признаков реакции.

1 Вулкан – 1 ученик. Слайд №5

Нам понадобится материал для самого вулкана. Лепим вокруг банки на какой-либо подставке (картон, коробка, доска, столешница) гору с кратером, которым и будет являться замаскированное горлышко банки. Далее насыпаем в кратер 1 столовую ложку питьевой соды (гидрокарбонат натрия), столько же любой жидкости для мытья посуды, несколько капель красного пищевого красителя или свекольного сока для придания нужно цвета лаве. Дозировка дана в расчете на банку вместимостью 100-150 мл. Если теперь влить в жерло вулкана 40-50 мл столового уксуса 3-9%, начнется извержение, и из жерла повалит бурлящая пена.

Происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу переливаться через края кратера. Все совершенно безвредно и безопасно: NaHCO3 (бикарбонат натрия, или сода) + HC2H3O2 (уксусная кислота) = NaC2H3O2 (ацетат натрия) + CO2 (углекислый газ) + H2О (вода). Средство для мытья посуды заставит «лаву» сильнее пузыриться.

Заодно можно рассказать о том, что такая модель применяется в весьма мирных целях – например, на кухне, когда замешиваем тесто. При соединении кислоты со щелочью образуется углекислый газ – он-то и делает тесто пышным, образуя в нем пузырьки и воздушные дорожки. И делают это его старые знакомые – сода и уксус.

2. Адсорбция- 2 ученик. Слайд №6

С физико-химическим явлением, о котором сейчас пойдет речь, знаком, наверное, каждый, хотя, может быть, не все знают, что оно называется адсорбцией. Если даже вы и не проходили адсорбцию на уроках, наблюдали вы ее неоднократно. Как только вы сажаете чернильную кляксу на бумагу или, что гораздо хуже, на одежду, так сразу и знакомитесь с этим явлением. Когда поверхность одного вещества (бумаги, ткани и т. д.) поглощает частицы другого вещества (чернил и проч.), это и есть адсорбция.

Очень хороший адсорбент — уголь. Причем не каменный, а древесный, и не просто древесный, а активный (активированный). Такой уголь продают в аптеках, обычно в виде таблеток. С него и начнем опыты по адсорбции.

Приготовьте бледный раствор чернил любого цвета и налейте в пробирку, но не доверху. Положите в пробирку таблетку активного угля, лучше растолченного, закройте пальцем и встряхните как следует. Раствор посветлеет на глазах. Поменяйте раствор на какой-либо другой, но тоже окрашенный — пусть это будет разбавленная гуашь или акварель. Эффект окажется таким же. А если взять просто кусочки древесного угля, то они будут поглощать краситель значительно слабее.

В этом нет ничего странного: активный уголь отличается от обычного тем, что у него гораздо большая поверхность. Его частицы буквально пронизаны порами (для этого уголь особым способом обрабатывают и удаляют из него примеси). А коль скоро адсорбция — это поглощение поверхностью, то ясно: чем больше поверхность, тем и поглощение лучше. Адсорбенты способны поглощать вещества не только из растворов.

3. Такие обычные спички!? – 3 ученик. Слайд №7.

Первые настоящие спички были изобретены 10 апреля 1833 года, когда в массу для спичечных головок был введён жёлтый фосфор. Именно этот день и считается днём рождения первой спички.

Из чего делают спички?

Большинство предприятий по производству спичек делают их из осины.

Почему спички горят?

Когда мы трём головкой спички о стенку коробка, начинается серия химических реакций. На коробок нанесена намазка. Она состоит из кpacнoгo фосфора, наполнителей и клея. При трении частицы кpacнoгo фосфора переходят в белый, он нагревается и загорается уже при 50 градусах. Сначала загорается коробок, а не спичка. Чтобы намазка на коробке не сгорела вся сразу, в её состав вводят флегматизаторы. Они поглощают часть выделенного тепла.

Половина массы головки — окислители, в частности бертолетова соль. При разложении она легко отдаёт кислород. Чтобы понизить температуру разложения бертолетовой соли, в состав массы добавляют катализатор — двуокись марганца. Основным горючим веществом является сера. Чтобы головка не сгорала слишком быстро и не разлеталась на части, в массу добавляют наполнители: молотое стекло, цинковые белила, железный сурик. Всё это связано вместе разными клеями.

Для чего используют спички?

Спички предназначены для:

– получения открытого огня в бытовых условиях;

– розжига костра, печей, примусов, керогазов;

– зажигания стеариновых и восковых свечей;

– прикуривания сигарет, сигар и др.

Также спички используют и не по назначению:

– для занятий прикладными видами искусства при постройке домиков, замков, для изготовления декоративных поделок;

«Царь-спичка» длиной в 7,5 метра, которую изготовили в городе Чудово.

Интересные факты

1. Спички с разноцветными головками (красными, синими, коричневыми, зелёными и др.), вопреки существующему мифу, отличаются друг от друга только цветом. Горят они абсолютно одинаково.

2. Горючая масса для спичек когда-то готовилась из белого фосфора. Но потом выяснилось, что вещество это вредно для здоровья — образующийся при горении дым был ядовит, а для самоубийства было достаточно съесть всего лишь одну спичечную головку.

3. Первая российская спичечная мануфактура была зарегистрирована в 1837 году в Петербурге. В Москве же первая фабрика появилась в 1848 году. Поначалу спички производились из белого фосфора. Безопасный красный фосфор стали использовать только в 1874 году.

4. Спичечный коробок советского/российского образца по ГОСТу имеет длину ровно 5 см, что позволяет с его помощью измерять размеры предметов.

5. С помощью спички можно вывести чернильное пятно с клеёнки. Для этого необходимо немного увлажнить загрязнённую поверхность клеёнчатой скатерти и потереть головкой спички пятно. После исчезновения загрязнения клеёнку необходимо смазать оливковым маслом, а затем вытереть ватным тампоном.

4. Волшебный порошок - 4 ученик. Слайд №8.

Растворили стиральный порошок в воде, взбили пену и объяснили значение его применения в быту человека.

5. Быстрая лапша – 5 ученик. Слайд №9.

Лапша быстрого приготовления (рамен, рамэн) — специально обработанная (например, обжаренная в масле) сухая лапша, для приготовления которой достаточно добавить горячую воду и прилагающиеся приправы. Продукт дешёв и прост в приготовлении, что делает его одним из самых популярных блюд в мире.

Рамэн — это также название японской лапши китайского происхождения.

Считается, что первой лапшой быстрого приготовления была китайская лапша Е-фу, появившаяся в XVI веке в Китае. Бытует мнение, что повар магистрата города Янчжоу использовал сильно обжаренную лапшу, которую можно было подавать гостям, просто разогревая с различными бульонами.

Эта лапша недавно вошла в нашу жизнь, и у нее есть интересное свойство, которое может пригодиться туристам или путешественникам – в сухом виде она горит. Отломить небольшой кусочек лапши и поджечь его. Лапша горит, как и все сухие органические вещества, превращаясь в черный уголь. При этом выделяется большое количество тепла.

Опыты бывают не только полезные, но и просто интересные:

6. "Черная гадюка"- 6 ученик. Слайд №10.

Насыпьте в тарелку 3--4 столовые ложки сухого просеянного речного (морского) песка, сделайте из него горку с углублением на вершине, пропитайте песок этиловым спиртом, а потом заложите в углубление горки хорошо растертую в ступке смесь из 1 столовой ложки сахарной пудры и 1 чайной ложки питьевой соды. Смесь подожгите. Через 2--3 минуты на поверхности смеси появятся черные шарики, а у основания -- черная жидкость. Когда почти весь спирт сгорит, смесь почернеет, и из песка медленно выползет извивающаяся толстая черная змея с "воротником" из догорающего спирта. Чем дольше горит спирт, тем длиннее получится змея. В пламени горящего спирта сахар плавится и обугливается, а выделяющийся из соды углекислый газ заставляет горящую массу двигаться.

7. Стряхивающиеся чернила – 7 ученик. Слайд № 11.

Раствори крахмал в. воде до густоты сливок и подлей к нему йод.

Крахмал посинеет. Если йода подлить больше, то раствор станет почти черным. "Чернила" готовы. Напиши ими на бумаге любую фразу и дай высохнуть. Затем щелкни по бумаге пальцем или протри чистой сухой тряпочкой - написанное исчезнет.



4 этап. Закрепление Слайд №12.

1. Беседа по вопросам:

Учитель: Итак, ребята, теперь вы можете ответить на вопросы.

  • Что такое химическая реакция?

  • По каким признакам можно определить химическую реакция?

  • Какие условия необходимы для течения химической реакции?

  • С помощью чего записывают химическую реакцию?

2. Составить синквейн Химическая реакция. Слайд №13

Оценки за урок.

Задание на дом: §1-18, повторить. Слайд №14.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Химические реакции в природе и жизнедеятельности живых организмов и человека;

Автор: Зелёная Мария Владимировна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 261161

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Живой организм "
    ["seo_title"] => string(16) "zhivoi-orghanizm"
    ["file_id"] => string(6) "209365"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431103352"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Конспект урока по химии: «Роль металлов и их соединений в природной среде и в живых организмах (биогенны и загрязнители). "
    ["seo_title"] => string(132) "konspiekt-uroka-po-khimii-rol-mietallov-i-ikh-soiedinienii-v-prirodnoi-sriedie-i-v-zhivykh-orghanizmakh-bioghienny-i-zaghriaznitieli"
    ["file_id"] => string(6) "183459"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425884390"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) ""Конспект урока по биологии" "
    ["seo_title"] => string(28) "konspiekt-uroka-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "146420"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419173046"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Годовое тестирование "
    ["seo_title"] => string(23) "godovoie-tiestirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "215910"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1432820994"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Годовое тестирование по биологии "
    ["seo_title"] => string(36) "godovoie-tiestirovaniie-po-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "215911"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1432821782"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства