Цели урока: Создать условия для восприятия, осмысления, первичного закрепления знаний о химическом уравнении; способствовать формирования навыка трансформировать текстовое описание химической реакции в его знаковую модель – химическое уравнение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Химические уравнения"»
Тема урока: Химические уравнения
8 класс
Цели урока: Создать условия для восприятия, осмысления, первичного закрепления знаний о химическом уравнении; способствовать формирования навыка трансформировать текстовое описание химической реакции в его знаковую модель – химическое уравнение; способствовать формированию навыка читать химические уравнения и характеризовать химическую реакцию по химическому уравнению. Способствовать развитию коммуникативных навыков: выслушать и принять мнение партнёра при работе в группе, строить монологические высказывания с применением химической терминологии при сообщении своего мнения и при обсуждении мнений одноклассников. Содействовать воспитанию информационной культуры, культуры учебного труда при выполнении заданий и обсуждении их результатов
Оборудование. презентация , индивидуальные карточки – задания, карточки для проведения зарядки для глаз, спиртовки и медная проволока для проведения опыта, видеоопыты, ЭОР.
Ход урока:
Организационный момент. Готовность детей к уроку.
1-е задание: прочитать формулы из дидактического материала, который находится у вас на партах:
СН4
H2SO4
BaO
HNO3
Mn2O7
К2О
ZnCl2
LiOH
AgCl
Fe(NO3)3
МgCO3
Al(OH)3
H2O
Ba(OH)2
Cu(OH)2
CaCl2
CO2
FeCl3
Na2SO3
SiO2
CuO
NH3
NaBr
HgCl2
PH3
NaNO3
K2SiO3
CaCO3
Au2O
N2O5
2-е задание: Цифровой диктант
Контроль над выполнением диктанта учащиеся осуществляют методом взаимопроверки.
Задание. Напротив правильных утверждений поставьте цифру 1, напротив неверных – 0.
1. Химический элемент – это определенный вид атомов.
2. Испарение воды -это химическое явление
3. Водород-это простое вещество
4. Валентность-это свойство атомов оттягивать на себя общие электронные пары.
5. Выделение газа – это признак хим. реакции.
6. Простыми называют вещества, состоящие из атомов одного элемента.
7. Индекс – это число, показывающее количество взятых частиц (атомов или молекул) вещества.
8. Массовая доля элемента показывает, какую часть (долю) составляет масса данного элемента от всей массы вещества.
9. Относительная молекулярная масса воды Н2О равна 18.
10. Массовая доля кислорода в воде составляет 10%.
Физминутка для глаз Вы же знаете, что составить химическое уравнение невозможно без знаков химических элементов, а они в нашем классе попрятались. Найдем их все вместе.
Химический знак азота, железа, меди, фосфора, калия, углерода Операционно-исполнительный этап 1.Вводное слово Все многообразие химических веществ возникло благодаря процессам, называемым химические реакции. Они – подлинная душа химии, ее главное содержание. Невозможно даже приблизительно подсчитать, сколько химических реакций происходит в мире, скажем, в течение всего лишь одной секунды. Мы говорим, думаем, радуемся, печалимся – и за всем этим скрываются миллионы химических реакций.
Вы – исследователи, которым необходимо ответить на один-единственный вопрос: что такое химическое уравнение?
В нашу исследовательскую лабораторию пришел заказ изучить и создать общее представление о химическом уравнении.
2.Фронтальная беседа
1. Kакие явления называют химическими? ( Химическими явлениями называют такие явления, при которых из одних веществ образуются другие, новые.)
2. Чем химические явления отличаются от физических? (При физических явлениях происходит изменение агрегатного состояния, формы, размера частиц, но не меняется состав веществ, а при химических явлениях)
3. Kогда вещества вступают во взаимодействие друг с другом, они обычно дают знать об этом. Назовите признаки, по которым мы можем определить, что произошла химическая реакция.
изменение цвета;выделение газа; появление или исчезновение запаха ;выпадение или исчезновение осадка; выделение света; выделение или поглощение теплоты А что вам известно об уравнении вообще? На каких предметах вы встречались с уравнениями? (Учащиеся говорят, что используют уравнения на математике и физике.) Уравнение – это математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами. Что такое, по-вашему, химическое уравнение? (Версии учащихся.) 3.Демонстрационный опыт. Взаимодействие железа с серой Возьмем железо и серу в соотношении по массе 7:4. В семи частях железа находится столько же атомов, сколько в четырех частях серы. Нагреем смесь. Что произошло?(Протекает химическая реакция.) По каким признакам мы судим, что произошла реакция? Какие условия необходимы для проведения опыта?(Нагревание, тесное соприкосновение исходных веществ.) Как можно записать химическую реакцию? Оказывается для этого и существуют химические уравнения. Составим уравнение реакции на доске: Fе +S= FеS При составлении химических уравнений следует соблюдать закон сохранения массы веществ,(сформулируйте этот закон) т.е. учитывать, что масса веществ, вступивших в химическую реакцию, равна массе образующихся веществ.
ФИЗМИНУТКА
4 Опыт. Прокаливание медной проволоки Теперь вы проведёте опыт. Я напоминаю вам правила по ТБ. Задание: внесите в пламя спиртовки медную проволоку. Что вы наблюдаете? ( на проволоке появляется налёт чёрного цвета - это оксид меди(II)) Выразим этот процесс химическим уравнением, для этого - обозначим медную проволоку знаком Cu, кислород воздуха – О2и будем соблюдать следующий
Химическое уравнение– это условная запись хода химической реакции с помощью формул и коэффициентов.
Рассмотрите видеофрагмент и запишите увиденное с помощью химического уравнения.
Закрепление:
Выполнение заданий на расстановку коэффициентов
Согласны ли вы?
Итак, сегодня мы узнали, что такое химическое уравнение. На примерах рассмотрели, что нужно для составления химического уравнения. Пока остается неясным, зачем нужны уравнения реакций. Вот мы и обозначили задачу, над которой будем работать на последующих уроках. Рефлексия. Определение настроя в конце урока.